Конспект занятия: Дифференциация парных гласных


Цели:



  1. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство
    (анализ речедвигательн6ых и слуховых ощущений).
  2. Закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по
    твердости-мягкости на уровне звука, слога и слова.
  3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное
    внимание.

Оборудование: мяч, таблица с гласными первого и второго ряда, карточки
с заданием для индивидуальной работы, пособие «Парашютисты», тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал.
(подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков)



  • А О Э У Ы;
  • Я Ё Е Ю И.

Можно ли считать парными звуками У и Я, Ы и Ё? Какие звуки называют парными и
почему?

2.Сформулировать и записать тему занятия.

II. Основная часть.

1.Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание
сказки.

Логопед: Прослушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й.
Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки — А, О. У, Э. Был у них
друг- согласный Й. он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они
пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он их стеснялся.

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним.
Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались
звуки и услышали «Я – Я — Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе
со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается
Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

  • ЙУ-ЙУ-ЙУ=Ю;
  • ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ=Е;
  • ЙО-ЙО-ЙО=Ё;
  • ЙА-ЙА-ЙА=Я.

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Игра «Скажи наоборот».

Логопед называет слог, услышав твёрдый вариант назвать мягкий (с
перекидыванием мяча), аналогично к мягкому варианту подобрать твёрдый.



  • ДА-ДЯ;
  • ДО-ДЁ;
  • ДУ-ДЮ;
  • ДЫ-ДИ;
  • РО-РЁ;
  • СО-СЁ;
  • ФЫ-ФИ;
  • ТУ-ТЮ;
  • НЯ-НА;
  • ВЁ-ВО;
  • ЛЮ-ЛУ;
  • БИ-БЫ.

Обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных
второго ряда.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игра «Парашютисты».

Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы
разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опустится на
полянки: если в слове – название картинки – есть буква А и Я- на поляну с
буквами А,Я, если буквы Ы и И- то на полянку с буквами Ы,И и т.д.

Картинки: маяк, арбуз, костёр, аист, утюг, яблоко, баян, мыши, орех,
сливы, моряк, птицы.

4. Работа в тетрадях. Развитие слухового восприятия и фонематического
слуха.

Диктант слогов. Записать только слоги, содержащие мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять — Стучат в беспорядке пальчиками по
столу.
Вышел дождик погулять. — Стучат попеременно пальчиками по столу,
затем
Шел неспешно по привычке, одновременно.
А куда ему спешить? — Ритмично стучат кулачками по столу.
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» — Ритмично хлопают в ладоши.
Дождь вздохнул тихонько:
-Ох!
И ушел. Газон засох
— Стучат в беспорядке пальчиками по столу.

6. Развитие звукового анализа и синтеза. Работа с паронимами.

Сравнить пары слов по смыслу, по звучанию первого согласного и написанию
гласного. Придумайте устно предложение с гласным словом:

  • МАЛ -МЯЛ;
  • ЛУК-ЛЮК;
  • МЫЛ-МИЛ;
  • НОС-НЕС.

7. Индивидуальная работа. Запись на карточках.

Логопед: Прочитать данные ниже слова и выписать только те слова,
которые содержат парные гласные звуки.

СОНЯ, АНЯ, РУКИ, ЗНАМЯ, КОСМОС, КОСТЁР, УТЮГ, ПАМЯТЬ, ПОЁТ, ПОЭТ, БОКСЕР,
ВИЛЫ, ОРЕХ, ВЁСЛА, СИЛЬНЫЙ, БАЯН, САЛЮТ, МЫШИ, ОВЁС, КЛЮНУЛ, КРЫША, СЛИВЫ, МУХИ,
ПОЛЁТ, ИВЫ, ЛАПЫ, ЛИПЫ, МЕСЯЦ, МАЯК, ПОЖАР.

III. Итог занятия.

Логопед: Назовите гласные 1-го и 2-го ряда. Какими свойствами обладают
гласные второго ряда?




Следующий: