Конспект урока здоровья в 5-м классе Зрительная память. Приемы запоминания

Цели и задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Обучить приемам запоминания.
  • Научить пользоваться различными приемами
    запоминания
  • Показать значение обучения приемам запоминания
    для развития памяти. Оборудование:
    • видеокассета с первым комплексом упражнений,
      аудиокассета с музыкой,
    • рисунки для определения зрительной памяти,
      задания для каждой группы,
    • фломастеры, листы бумаги, таблицы со словами.

    Тип урока:

    комбинированный

    Ход урока

    I этап. Подготовка к восприятию, актуализация
    знаний. (5 минут)

    1). -Добрый день, дорогие гости и ребята. Сегодня
    у нас прекрасный день. В школе нашей гости, и мы
    рады поделиться с ними тем, что уже умеем. А
    сейчас повернулись друг к другу, улыбнулись и
    сказали добрые слова.

    -А кто скажет пожелания нашим гостям? (спрашиваю
    1-2 человек).

    - Спасибо.

    2). -Встали все прямо, смотрим видеозапись и
    выполняем 1-ый комплекс упражнений. (Выполняют
    упражнения на разогрев и активизацию работы
    головного мозга, для снятия и предупреждения
    простудных заболеваний, гайморита, для улучшения
    зрения). Обратите внимание, для чего выполняется
    каждый вид упражнения из 1-го комплекса.

    Спасибо, молодцы.

    3). Я для вас подготовила интересное
    задание, но прежде, чем его выполнять, давайте
    вспомним упражнение для снятия волнения. Я немного
    волнуюсь. Покажите, пожалуйста, мне это
    упражнение, показываем всем это упражнение, а я
    буду комментировать. Правильно, нашли точку в
    центре ладошки и большим пальцем давим на нее,
    при надавливании выдыхаем воздух через рот, при
    ослаблении давления – вдох через нос.

    Я вам покажу еще одно пальчиковое упражнение,
    которое поможет вам снять напряжение, волнение.

    Послушали, посмотрели и повторили за мной
    упражнение. Сжать пальцы в кулак с загнутым
    внутрь большим пальцем. Делая вдох через нос
    спокойно, не торопясь, сжимаем кулак с усилием,
    затем, расслабляя сжатие, делаем выдох через рот.
    Выполнили упражнение и проговорили вполголоса.
    Спасибо.

    А теперь проблемная игра “ Запомни предметы”
    (на доске плакат с рисунками). Откройте тетради,
    запишите число. Послушали задание. На плакате
    изображено 10 предметов, вы должны в течение 30
    секунд внимательно смотреть на плакат и затем на
    память записать названия предметов,
    изображенных на рисунках. Задание понятно?
    (открываю плакат) Время пошло.

    5). Взаимопроверка. Поменялись тетрадями,
    подсчитайте, сколько предметов вы запомнили. Мне
    хотелось бы знать, сколько слов каждый из вас
    запомнил. Прошу вас по цепочке в быстром темпе
    назвать количество слов.

    Вопрос.

    Почему вы запомнили разное
    количество слов? (Дети отвечают)

    Вывод:

    У разных людей память развита
    по-разному.

    - Скажите, пожалуйста, с помощью какого вида
    памяти вы выполняли эту игру? Ответ детей: “С
    помощью зрительной памяти”.

    - Значит, тема нашего урока Какая? Начни так: “Я
    думаю….”

    - Верно. А как вы думаете, что мы с вами будем
    выполнять, чему должны научиться. Итак: мы должны
    с вами научиться пользоваться различными
    приемами запоминания

    И продолжить обучение пальчиковым упражнениям,
    способствующим укреплению памяти


    II. Основной этап урока. Изучение нового
    материала

    Память – очень важное свойство
    головного мозга, а мозг- это один из органов
    нашего тела и его можно тренировать точно так же,
    как и другие органы. Некоторые люди думают, что у
    них плохая память, а на самом деле, они не умеют
    пользоваться своей памятью. И вот сейчас мы
    вспомним некоторые приемы запоминания,
    потренируем собственную память.

    Работа в группах. Я

    предлагаю вам
    упражнения по тренировке памяти. У меня на столе
    лежат пакеты с разными приёмами запоминания, а на
    доске вы видите плакаты со словами

    Прошу представителей каждой группы
    подойти и взять по одному пакету с приёмами
    запоминания.

    1-я группа при выполнении задания
    должна использовать прием классификации
    (например, овощи, части тела, предметы обихода.

    2-я группа – придумать рассказ с единым
    возможно фантастическим сюжетом, в котором,
    действовали бы эти слова, как главные герои,
    (например, медведь, машина. Медведь едет на
    машине).

    3-я группе поручается при выполнении задания
    использовать прием пиктограмм (рисуночное
    письмо). 4-я группа – прием ассоциаций

    Итак, консультанты получили задания- приемы
    запоминания. А теперь все внимание на доску. На
    доске 10 слов: рука, мальчик, глаза, банан, волосы,
    кошка, липа, обезьяна, ромашка, нос. Вам
    предлагается в течение 30 секунд смотреть на
    слова, а потом записать их на память в
    соответствии с полученными приёмами
    запоминания. (Работа в группах 10 минут, затем
    защита своих проектов).

    Защита каждой группы выбранного приема
    запоминания. Подведение итогов групповой работы.

    Валеологическая пауза

    -А теперь я покажу вам пальчиковые упражнения
    на улучшение памяти, для активизации работы
    головного мозга.

    Соединяем подушечки большого и
    указательного пальцев, остальные пальцы
    свободны. Это пальчиковое упражнение
    активизирует работу головного мозга, улучшает
    память, одновременно нормализует давление. Я
    советую вам научить этому упражнению своих
    родителей, знакомых, друзей, и вы убедитесь
    вскоре, что – это упражнение помогает
    нормализовать давление особенно при атмосферных
    перепадах.

    Второе упражнение мы с вами сделали
    вначале урока. Надавливание точки в центре
    ладошки не только снимет волнение, но и поможет
    лучше понять материал. Выполняем это упражнение,
    (проверяю правильность выполнения ).


    III. этап. Закрепление изученного

    - А теперь проверим и закрепим новый
    материал. Каждый выполняет упражнение, выбрав
    тот прием запоминания, который больше нравится.
    На доске 6 слов: ворона, липа, цветок, пчела,
    рябина, лист. Через 30 секунд слова убираются. Дети
    записывают слова на память. Проверка задания.


    IV этап. Проверка усвоения

    -Назвать прием, которым сейчас
    пользовались. Отметить на листочках там , где
    находится шкала, сколько вы запомнили слов.
    Сравните данные с данными, полученными на основе
    анализа слуховой памяти (к доске вызывают 3-х
    учеников, они на графике отмечают количество
    слов, которые запомнили, называют прием, которым
    пользовались).

    V этап. Итоги урока

    - Итак, подведем итоги. Скажите, пожалуйста,
    какая была тема урока, выполнили ли мы все, что
    запланировали? О чем вы сегодня расскажете
    родителям, чему вы их научите? (дети отвечают)


    VI этап. Домашнее задание

    Тренировать память, используя разные
    приемы запоминания. Проделать пальчиковые
    упражнения, научить своих родных этим
    упражнениям. Стр.8 в рабочей тетради.

    - Я

    благодарю всех за внимание. Отличного всем
    настроения. Спасибо. Вы были молодцы!

    Будьте здоровы!

    Приложение

    Следующий: