Конспект урока Соня Мармеладова — воплощение народной христианской нравственности


Тема: Соня Мармеладова − воплощение идей народной христианской нравственности.

Цель урока: Осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

Задачи:

  1. Исследовать позицию автора; уметь целостно воспринимать и истолковывать произведение
  2. Развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.
  3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Метод: проблемно-диалоговый.

Оборудование: Репродукция картины «Сикстинская мадонна», рисунок Ф.М. Достоевского к повести «Крокодил».

Оформление доски: Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности.

О, как в страданье веры много!
А. А. Фет «Смерти»

На правой стороне доски – словарная работа

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

На левой стороне доски: «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом»
Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).

Вера без дела мертва (христианский народный афоризм).

В центре доски – репродукция картины «Сикстинская мадонна»

Изображение идеального женского профиля (рисунок Достоевского к повести «Крокодил»)

Ход урока

Слово учителя

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не толь, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами
Мы расточать, а не копить, –

обращается к нам А.Ахматова. Ф.М. Достоевский через века ей вторит: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем».



Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности.



«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

По многоходовой логике Достоевского, «”осыпанность” счастьем и “зарытость” в материальных благах не только не освобождает сознание человека для духовного совершенствования, не только не делает его прекрасным и праведным, но, напротив, гасят в нем высшую жизнь и устремленность ко всеобщим явлениям, превращает лик человеческий в скотский».

Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф. М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».

С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви.

Достоевский писал: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается – трудно предугадать. Но значки в темной ночи загадок все же можно найти, я и в значки верю».

Как бы посмотрел Достоевский на сегодняшнюю нашу жизнь, в которой, кажется, не сбылись его прогнозы. Вероятно, все-таки с надеждой. Он знал, что страдания и испытания способны не только калечить, но и возвышать душу, и умел в темной ночи различать «значки» красоты. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость.

− Какой вы увидели Сонечку через портретное описание? (II ч., гл. 7)

(III ч., гл. 4). Охарактеризуем состояние Сони во время ее первого посещения Раскольникова, в присутствии Разумихина, Дуни, матери.

− Какой вы увидели Соню в этих главах?

− Что говорят о Соне отец, Полечка, Раскольников, Катерина Ивановна?

(I ч., гл.2) (II ч., гл.7)

Какая она, Соня? (Кроткая, прощающая, жертвующая, любящая)

Материал для учителя

Кротость у Достоевского связана с идеалами христианства. Что понимают кроткие: бунтовать бесполезно, ничего из этого не получится. Кротостью модно исцелить, это противоядие против ожесточенных, которые превращаются в людей без нравственных критериев.

− Можно переделать мир?

− Нет?

Потому что ожесточение уничтожает нравственность. Но ведь терпеть тоже невозможно. Вот Достоевский и вертится между двумя началами. Но все-таки считает, что важнее сохранить нравственное начало.

− Помните, что чувствовала Соня, когда ее Лужин обвинил в воровстве?

(V ч., гл. 5)

− Соня кроткая, но ее смирение – это смирение рабыни или есть у нее свободный выбор?

− Что вы скажете о самом поступке Софьи Семеновны?

Материал для учителя

Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости. Она идет на улицу, а не попадает туда. Она делает собственный трудный выбор, сознательный шаг.

В.Я. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается. Соня не становится порочной».

Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня всегда была зрячей, но она не могла перестать грешить, не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее путь спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

− Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

− На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка?

− Каков главный закон христианства?

− Что чувствовала Соня к детям и Катерине Ивановне? («ненасытимое сострадание»)

Достоевский опирается в романе на свое любимое Евангелие от Иоанна, где даже нет упоминания об аде. Любовь в представлении народной христианской нравственности выше страха божьего.

− Так грешница ли Соня?

Взгляните на доску.

− Что Достоевский считает грехом?

− А еще она говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость?

(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

А Раскольников согласился с обыденной моралью, называя ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.

− Есть ли выход? (С головой прямо в воду)

− Возможно ли уйти из жизни?

В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить.

Чтение диалога: Так ты молишься богу…

− Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни? (Вера)

− Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)



(Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

− После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

− Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

− Что же Бог для нее делает? − С Полечкой, наверное, то же самое будет.

(По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу).

− Что говорит Свидригайлов о своей невесте?

(У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость).

Сообщение ученика

Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

Слово учителя

Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания».

Образ Сони Мармеладовой сориентирован на картину Рафаэля, как понимал Достоевский, на идею искупительной жертвы ради своих близких, ради людей. Соня отказалась от самой себя, от бесполезной «ювелирной вещицы – личности» (выражение Достоевского).

«Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, который еще не достигнут на земле. Только в братстве, в настоящем братстве так будет», − мечтал Достоевский. А где настоящее братство? Его проблески Достоевский искал в русском национальном характере, строил из этих задатков своих героев – человеколюбцев.

− Вспомните, на прошлом уроке мы читали с вами притчу о воскресении Лазаря. В этой притче для Сони есть своя тайна, так тяжело было ей выдавать свое.

− В чем суть этой тайны? Ведь она зарождалась подле несчастного отца и сумасшедшей матери.

− Как же достичь царства Божия на земле? То есть той же свободы, равенства, братства? Конечно же, любовью («смотри как он любил его») и смирением. И произойдет чудо. «Надо только служить всем и вере, и через это добровольное состояние слуги мы и достигнем рая на земле» (Ф.М. Достоевский.)

− Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдания принять и искупить). (V ч., гл.4)

− Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем?

(Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвования

Слово учителя

Обратимся к эпиграфу урока: «О, как в страданье веры много!»

− Веры во что? (В Бога, добро, милосердие, справедливость).

Именно вера воскресила Раскольникова и совершила чудо, сделала наших героев счастливыми после того, как она прошли через великие страдания.

− Согласны ли вы со Стефаном Цвейгом, что «нет красоты более глубокой, чем красота души, преодолевшей скудость бытия»?

Подведение итогов урока.




Следующий: