Конспект урока Шорский фольклор. Сказки шорского народа

Образовательная цель урока:

  • знакомство с фольклором шорского народа, с
    содержанием шорских сказок;
  • формирование представление о их жанровом
    своеобразии;
  • выявление основной идеи сказки.
  • Развивающая цель:

    • развитие навыков логического мышления,
      умения работать с текстом, с дополнительным
      материалом;

    • развитие устной и письменной речи обучающихся и
      их творческого воображения.
    • Воспитательная цель:

      • воспитание интереса к художественному слову,
        интереса к культуре шорского народа;

      • воспитание толерантности;
      • выяснение на примерах общих тем литературы
        вопроса о том, какие качества ценятся во все
        времена.
      • Задачи урока:

        1. Обучающие:

        определить особенности шорского
        фольклора;

      • закрепить знания о жанрах фольклора;
      • определить основные идеи шорских сказок.
      • 2. Развивающие:

        • формировать у обучающихся навыки анализа
          художественного текста;
        • развивать устную речь и логическое мышление;
        • развивать умение выразительно читать.

        3. Воспитательные:

        • воспитывать патриотизм и уважение к культуре
          других народов, общечеловеческие нравственные
          ценности, культуру общения.

        Межпредметные связи

        : русский язык,
        история, природоведение, география,
        изобразительное искусство.

        Тип урока

        : изучение нового материала.

        Форма

        — урок внеклассного чтения.

        Методы и приемы

        :

        • рассказ учителя;
        • выразительное чтение;
        • беседа по вопросам;
        • самостоятельная работа;
        • сравнительный анализ;
        • творческая работа.

        Теория литературы

        : фольклор, сказочный эпос,
        главный герой, основная идея, подтекст.

        Оборудование:

        компьютер (мультимедиа), диск
        со слайдами.

        Ход урока

        I

        . Организационный этап

        Задача: подготовить обучающихся к работе

        (приветствие, проверка готовности к уроку).

        II.

        Этап подготовки к активному восприятию
        нового материала

        Задача: организовать и направить к
        образовательной цели познавательную
        деятельность обучающихся.

        1. Повторение сведений о фольклоре.

        Беседа по вопросам:

        - Что такое фольклор?

        (Фольклор – устное народное творчество).

        - Какие жанры фольклора вы знаете?

        (Песни, пестушки, потешки, приговорки,
        пословицы, поговорки, загадки, игры, былины,
        сказки и т.д.)

        Приложение 1 (Слайд 1 -
        Обобщение сказанного).

        Приложение 2.

        В фольклористике (науке, изучающей фольклор)
        принято различать жанры фольклора в зависимости
        от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.

        История фольклора уходит далеко в глубокое
        прошлое человечества и связана с мифологическим
        представлением человека о мире. Фольклору
        свойственен синкретизм – единство слова,
        музыки, танца, декоративного искусства.

        Фольклор отличается от литературы следующими
        чертами: устной формой бытования, опора на
        традиции, непосредственность контакта
        исполнителя и слушателя, коллективность,
        народность, сочетание слова с элементами других
        видов искусств.

        Приложение 1 (Слайд 2 — Отличие литературы от
        фольклора).

        2. Сообщение темы, целей изучения нового
        материала.

        Приложение 1 (Слайд 3 — Тема урока)

        III. Этап восприятия нового материала

        Приложение 1 (Слайд 4 -Эпиграф о
        Шории).

        Приложение 1 (Слайд 5,6 — Пейзажи
        Шории).

        Беседа по вопросам:

        - Какие картины и образы возникают у вас после
        прочтения этого стихотворения?

        (Бескрайние просторы, тайга, окутанная снегами,
        цветущие луга, где легко и привольно дышится,
        чистые озера и т.д.).

        - Как вы думаете, какими качествами может быть
        наделен народ, проживающий в Шории?

        (Сильный духом и телом, живущий в согласии с
        природой, умеющий приспосабливаться к суровому
        климату Сибири).

        Рассказ учителя об истории и культуре шорского
        народа.

        Фольклор каждого народа неповторим, как и его
        история, обычаи, культура.

        Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э. , а
        Горная Шория, входящая в состав современной
        территории Кемеровской области, раньше являлась
        исторической и географической частью северного
        Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а
        монгольские воины заказывали оружие и мечи.
        Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай
        представляли собой единое культурное
        пространство.

        Приложение 1 (Слайд 7 – Карта).

        Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской
        области (Горная Шория), главным образом в
        бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и
        Мрассу. В русских исторических документах XVII – X
        VIII веков шорцев называли кузнецкие, кондомские и
        мрасские татары.

        Приложение 1 (Слайд 8 — Карта).

        Принято выделять у шорцев конца XIX — начала XX вв.
        две этнографические группы: северную
        –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”.
        В основу деления этих групп положены, главным
        образом, особенности хозяйства и уровень
        социально-экономического развития населения.

        Приложение 1 (Слайд 9 — Этнографические
        группы).

        По культуре и происхождению они близки
        северным алтайцам и некоторым этническим
        группам хакасов. Их основными занятиями были:
        охота, рыболовство, у некоторых групп –
        примитивное земледелие; большое значение имело
        кузнечное дело, а также добыча и плавка железной
        руды (отсюда наименование кузнецкие татары).

        У южных шорцев главным занятием оставались
        охота, собирательство и рыболовство. У северных
        шорцев преобладало стойловое скотоводство,
        земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт
        глиняной посуды. Относительно хорошо были
        развиты пчеловодство и рыболовство, сбор
        кедрового ореха.

        Приложение 1 (Слайд 10 — Основные занятия).

        Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные
        юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной
        пирамиды), русские избы (у северных групп),
        крестовые дома (у богатых).

        Приложение 1 (Слайд 11 – Жилище шорцев).

        Ремесло у шорцев носило домашний характер и
        было сосредоточено, в основном, в руках женщин.
        Наиболее развитым было ткачество. Повсеместно
        была распространена обработка кожи и дерева (
        изготовление седел, лыж, курительных трубок,
        мебели, различной берестяной посуды, рукояток
        ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха).

        Приложение1 (Слайд 12 – Ремесло шорцев).

        На одежде шорцев конца XIX – начала XX вв. все
        ощутимее сказывалось влияние элементов русской
        культуры. Шили её из покупного гладкого черного
        сатина или из домотканой ткани “кендыря”.

        Приложение 1 (Слайд 13,14 –Одежда шорцев).

        Домашняя утварь у шорцев была преимущественно
        деревянная или берестяная, изготавливалась
        самими хозяевами. Для хранения зерна, переноски
        воды, меда использовали берестяные туеса
        “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные
        короба “эпчек”, трехгранные сольницы
        “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”.

        Приложение 1 (Слайд 15,16 — Домашняя утварь).

        Шорский фольклор был представлен несколькими
        жанрами: героическими поэмами “кай”, сказками
        бытового и фантастического содержания “навак”,
        “черчек”, “нарт-пак”, рассказами и легендами
        “порунгу чоок”, “каепчоок”, “эрбек”,
        загадками “таптак”, пословицами и поговорками
        “кеп тос”, “тагпак сое”, “улгер сое”,
        свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми,
        жанровыми, историческими песнями “сарын” -
        древними героическими поэмами и охотничьими
        песнями.

        Приложение 1 (Слайд 17 — Жанры шорского
        фольклора).

        Героические поэмы и песни относятся к
        музыкально – поэтическому творчеству.
        Исполнялись оно под аккомпанемент щипкового
        двухструнного инструмента “комус”. Он делался
        из ствола ивы, а дека обтягивалась кожей или
        вырезалась из ивовой пластины. У низовских
        шорцев встречалась и русская балалайка.



        Приложение 1 (Слайд 18 — Музыкальный
        инструмент).

        Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям
        отражают, в основном, охотничий образ жизни.

        На этом уроке мы познакомимся с одним из самых
        интересных жанров шорского фольклора –
        сказками.

        Беседа по вопросам:

        - Что такое сказка?

        (Сказка –эпический жанр устного народного
        творчества, занимательный рассказ о
        необыкновенных, часто фантастических событиях и
        приключениях).

        - Какие виды сказок вам известны?

        (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).

        - По каким основным признакам мы различаем виды
        сказок?

        (Волшебные(фантастические) — наличие, чуда,
        волшебства, очевидной фантастики, столкновение с
        волшебной силой.

        Бытовые

        – в основе сюжета необычные
        происшествия в рамках реальных человеческих
        отношений, вместо волшебства используется
        смекалка, реальные жизненные конфликты получают
        необычное сказочное разрешение (реализм
        условен).

        Сказки о животных

        – специфический состав
        действующих лиц, конфликты отражают реальные
        жизненные отношения людей, облегченная
        композиция)

        Приложение 1 (Слайд 19 — Обобщение
        сказанного).

        Наиболее распространенными у шорцев являлись
        сказки бытового и фантастического содержания.

        Какие незнакомы слова вам встретились при
        домашнем прочтении шорских сказок ?

        Словарная работа: Ульгень – добрый властелин
        духов, Шалыг- злой дух тайги, “шергей” –
        деревянный силок, комус – музыкальный
        инструмент.

        Приложение 1 (Слайд 20 — Словарная работа).

        (Тексты сказок для чтения и анализа по выбору
        учителя ) — Приложение 2

        Выразительной чтение сказки

        “Как птицы огонь добывали”

        по ролям.

        Поговорим о прочитанном.

        Беседа по вопросам:

        - К какому виду относится сказка “Как птицы
        огонь добывали”.

        (Сказка относится к бытовая сказка ).

        - Почему Ульгень разгневался на людей?

        Найдите ответ в тексте.

        (Человек не хотел самостоятельно добывать еду,
        шить одежду, искать способы добычи огня.

        “…Одному человеку было плохо:..”… )

        - Какие качества проявили птицы, добывая огонь
        для человека?

        (Находчивость, смелость и т.д.).

        - Какие эпитеты вы подобрали бы характеризуя
        человека?

        (Слабый, беззащитный, беспомощный и т.д.)

        - Птиц?

        (Отзывчивые, добрые, бесстрашные и т.д.)

        - Случайно ли в сказке орлица помогает человеку
        добыть огонь?

        (Неслучайно, орел – очень сильная выносливая
        птица, издавна орлов обучали, и они помогали
        человеку охотиться)

        - Какой вывод можно сделать, прочитав эту
        сказку? Чему она учит?

        (Человек – величайшее из творений на Земле. Он
        должен быть сильным и смелым, должен учиться
        бороться с суровой природой ).

        Приложение 1 (Слайд 21- Орел).

        Выразительное чтение сказки

        “Темир – Тау — Железная гора”.

        Поговорим о прочитанном.

        Беседа по вопросам:

        - К какому виду относится сказка “Темир-Тау –
        Железная гора”.

        (Сказка относится к бытовым).

        - О чем эта сказка?

        (Сказка объясняет возникновение города, в
        котором добывают железо).

        - О чем просил деревянного божка Шалыга
        шор-анчи?

        (Шор-анчи просил, чтобы Шалыг послал ему удачу).

        - Почему шор-анчи выбросил мешок с камнями?

        (Он не знал, что из камня можно добывать железо,
        а мех ценился, с помощью него шор-анчи стал
        купцом)

        -Как люди нашли способ добычи железа из камня?
        Найдите в тексте.

        (“…Молодой охотник бросил камешек в жаркий
        очаг…”

        - Какие качества проявили люди, чтобы Хозяин гор
        отдал им свои богатства?

        (Силу, настойчивость и т.д.).

        - Чему учит сказка?

        (Только сильным, настойчивым и бесстрашным


        Страницы: 1 | 2 | Весь текст


        Следующий: