Конспект урока природоведения по теме Электричество. 5-й класс

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси (персидский и таджикский
поэт, 940-1030 гг.)

Тема урока: Электричество.

Учебник: В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков
«Природа и человек: введение в естественные
науки» 5 класс, М.: Просвещение 2000.

Цели:

  • Образовательная – разъяснить смысл
    понятий «электричество», «электрический заряд»,
    «электрический ток» «электрическая цепь»;
    объяснить сущность процесса электризации тел;
  • Воспитательная – воспитывать
    компетентность в сфере самостоятельной
    познавательной деятельности учащихся,
    основанная на усвоении и учении применять
    полученные знания в повседневной жизни;
  • Развивающая – развивать умение объяснять
    окружающие электрические явления природы,
    навыки самостоятельной работы, мыслительной
    деятельности

Оборудование: расческа, эбонитовая и
стеклянная палочка, листочки бумаги,
гальванический элемент, провода, ключ,
электрическая лампочка, примеры проводников
(металлы, почва …) и диэлектриков (резина, янтарь,
пластмасса, стекло, шелк …), проектор, компьютер,
экран и презентация (Приложение
1
) на электронном носителе.

ХОД УРОКА


Этапы

Содержание

Примечание

Орг. момент

Постановка задач

Демонстрация эксперимента по притягиванию
палочкой кусочков бумаги

Формулировка цели урока

Сообщение темы урока.

Объяснение нового материала

Проверка домашнего задания

Сообщение нового материала

Закрепление полученных знаний

Объяснение нового материала

Демонстрация составления простейшей
электрической цепи.

Работа с тетрадью. Повторение новых слов

Домашнее задание

Итог

Дополнительный материал к уроку

– Здравствуйте, дорогие ребята,
уважаемые коллеги!

– Ребята, сегодня у нас на
уроке присутствуют гости, они пришли посмотреть
на вас, на ваши умения слушать учителя, отвечать
на вопросы и внимательно выполнять поставленные
перед вами задачи. А так же пришли посмотреть на
меня, на мои навыки объяснять вам школьный
материал. Давайте поприветствуем наших дорогих
гостей. И пусть каждый из вас сейчас задастся
целью показать на уроке все свои навыки
хорошей работоспособности.
– Садитесь!
А начну я свой урок с волшебства. И мне как
волшебнику необходимо взять волшебную палочку.
Ведь без волшебной палочки никаких фокусов не
получится. Волшебная палочка замерзла и ее надо
обязательно погреть, чтобы все ее удивительные
свойства в ней проснулись.
Демонстрация опытов по притягиванию палочкой
легких тел
.

– Что же такое произошло? Палочка сама
притягивает к себе кусочки бумаги.
– Давайте попытаемся это волшебство объяснить с
научной точки зрения. Как вы можете объяснить это
явление?

Выслушивание ответов детей

– Палочка наэлектризовалась и притянула к себе
кусочки бумаги. Мы с вами сейчас наблюдали
электрическое явление природы. Сегодня на уроке
мы с вами попытаемся объяснить суть
данного явления.

– Тема нашего урока скрыта ребусом. Отгадайте
его. Правильно, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

– Откройте тетради и запишите тему
сегодняшнего урока.

Что же такое электричество?
Ребята, кто знает, что находится у меня в руках?
(янтарь)
Это – янтарь. Порода, образующая при
затвердевании смолы хвойных деревьев. Такие
золотистые камешки люди собирают и делают
чудесные украшения. Янтарь – камень долголетия,
он не только красив собой, но и символизирует
счастье и здоровье. В древние времена этот камень
называли «электроном».
Однако мы с вами знаем, что сейчас так называют
входящие в состав атома частицы, те самые, что
движутся вокруг ядра. Почему красивый камень и
мельчайшие частицы в атоме называют одинаково?
Это не случайное совпадение.
Еще в глубокой древности один древнегреческий
ученый, которого звали Фалес Милетский,
обнаружил, что янтарь после натирании его
шерстью начинает притягивать различные легкие
тела (кусочки соломинки, шерстинки и т.п.). От
названия камня – «электрон» — и возникло
слова «электричество»
А уже сравнительно недавно, когда ученые изучили
строение атома, выяснилось, что мельчайшие
частицы, движущие вокруг ядра, тоже имеют
электрические заряды. Вот и назвали эти частицы электронами
Как мы с вами уже убедились, не только янтарь
может притягивать к себе другие тела. Вот моя
волшебная палочка тоже может притягивать. А
сделана она не из янтаря. В случае если тело,
после натирания приобрело свойство притягивать
к себе другие тела, то принято говорить, что тело наэлектризовано
или, что ему был сообщен электрический заряд.
Пользуясь данными знаниями легко объяснить тот
фокус, который я вам показала в начале урока.
– Какие действия я провела перед демонстрацией
фокуса с палочкой? (Натерла ее шерстью или
наэлектризовала, передала эл. заряд)

– Объясните, почему палочка притянула к себе
кусочки бумаги? (Свойства наэлектризованных
тел – притягивать другие тела)

– Откройте учебник на странице 76. посмотрите
рисунок (спроектирован на экране). Вы видите
юношу и девушку, одетые в старинные одежды,
которые сидят вместе на лавочке.
– Чем занята девушка? (Читает книгу)
– Чем занят юноша? (Наэлектризовал кошку и
палочку).
Объясните, как это у него получилось?
– Объясните физическое явление: Пластмассовой
расческой причесываем сухие волосы, при этом
слышатся слабое потрескивание. Что это? (Это
электризуется и расческа и волосы).

Кроссворд по теме «Молекулы и атомы»

По горизонтали:

  • Что находится в центре атома? (Ядро)
  • Какое слово в переводе с греческого означает
    «неделимый»? (Атом)
  • Как называется частица, которая вращается
    вокруг ядра? (Электрон)
  • Наука о природе (Физика)
  • Схема строения какого атома представлена на
    рисунке? (Кислорода)

По вертикали

  • Из чего состоит ядро? (Протонов)
  • Как называется частицы, из которых состоят
    многие вещества? (Молекулы)

Из выделенных букв составь слово. (ЗАРЯД)
– Что такое заряд? Это слово имеет много
значений. Смысл слова легко объяснить, если рядом
с ним стоит прилагательное.
Например: пороховой заряд – количество
взрывчатого вещества, необходимого для взрыва,
выстрела; снежный заряд – внезапный и сильный
снегопад. Еще есть такое понятие – электрический
заряд, определяющий количество электричества
содержащее в данном теле.
Электрические заряды бывают положительными и
отрицательными. Положительные обозначаются
знаком «+» Отрицательные «-».
Электрические заряды очень капризны при выборе
друзей. Дружат и приближаются они только к заряду
противоположного знака. Именно поэтому тела,
имеющие разные знаки (+ и – ), друг к другу
притягиваются. А вот если вдруг на пути
встретятся одинаковые заряды, то они сразу
расходятся в сторону или, по-другому говорят,
отталкиваются друг от друга.

Запомним правило: Тела, имеющие разные
заряды друг к другу притягиваются. Тела,
заряженные одинаково, отталкиваются.
– Пользуясь данными правилом, определите, что
произойдет с заряженными телами.

А – притянутся; Б – оттолкнутся
– Вспомните опыт с волшебной палочкой. Почему
палочка притянула к себе бумажки? (Дети,
возможно, ответят, что палочка и бумажка заряжены
разными знаками.)

– Да, но заряд тело приобретает, если его
натереть. А кусочки бумаги мы не натирали.
Следовательно, бумажки не имеют заряда. Как все
это объяснить?
Оказывается, если тело заряженное нейтрально
(т.е. тело не имеет заряда) оно тоже может
притягиваться к заряженному телу.
– Что значит, заряжено нейтрально? Вы знаете? Что
атом состоит из отрицательно заряженных частиц
– электронов и положительно заряженных частиц,
которые называются протоны, они находятся в ядре.
Эти частицы полностью уравновешивают друг друга.
Поэтому сам атом в целом не несет никакого
заряда.
Например: расческа, лежит на столе, обладает
нейтральным зарядом. Но вот мы начали
причесываться. При этом многие электроны из
наших волос «перепрыгивают» прямо в расческу. В
наших волосах становится больше протонов, чем
электронов, а в расческе наоборот. В итого волосы
приобретают положительный заряд, а расческа –
отрицательный.

– Теперь мы знаем, как возникают электрические
заряды. Но мы не знаем еще, что такое электрический
ток.

– Ребята, а может, вы знаете, что такое
электрический ток и где он живет?
– Правильно, электрический ток живет в проводах,
в комнатной электропроводке или в батарейке
карманного фонаря. Но это ручной электрический
ток. А существует и дикий, неприрученный – он
живет сам по себе. И иногда вспыхивает
ослепительным зигзагом в грозовых тучах.
Электрический ток – это направленное движение
заряженных частиц.
– Вы знаете, что все вещества состоят из атомов. У
каждого вещества свои атомы, с определенным
количеством электронов и протонов. Каждая
частица живет в своей квартире, и выходит оттуда,
если ее об этом попросят. Но в некоторых
веществах, например в металлах, есть очень
непосредственные электроны. Они не занимают
своих «квартир» в атомах, а «бродят» внутри куска
металла, образно говоря, как им вздумается. Это
так называемые свободные электроны. Если
заставить их двигаться в одном направлении,
получим электрический ток. Сами слово «ток»
означает течение, движение.

– Возьмем батарейку, соединим металлическими
проводами два полюса батарейки (+ и — ),
присоединим лампочку и выключатель. Получится
простая электрическая цепь. Отрицательный
заряд батарейки отталкивает от себя свободные
электроны в проводах и заставляет их двигаться в
одном направлении – к положительному полюсу.
Если ток есть, значит, лампочка загорится –
проверим.

Демонстрация составления простейшей
электрической цепи

– Ребята, скажите, а почему провода делают из
металлов? Можно ли сделать провод из резины,
стекла или янтаря?
Оказывается, нет. В природе существует два вида
веществ:

  1. те, которые проводят электрический ток.
    Их называют проводниками. К ним
    относятсяметаллы, почва, человеческое тело

  2. те, которые не проводят электрический
    ток. Их называют непроводники или диэлектрики.
    Среди них стекло, резина, пластмасса, янтарь. В
    этих веществах нет свободных заряженных частиц,
    которые могли бы создать ток. Поэтому они
    способны принять электрический заряд, но не
    проводить его дальше.

– Откройте тетрадь, запишите новые слова, с
которыми мы познакомились на уроке:
«электрический заряд», «электрический ток»,
«электрическая цепь»
– Как вы понимаете эти слова? Объясните их
значение?
– Откройте дневники запишите задание на дом: §
Электричество, с. 75-79 читать. Подумай!
Письменно в тетрадь.
– Сегодня на уроке мы изучили основные понятия,
связанные с электричеством. Подробнее
электрические явления мы с вами будем изучать в 9
классе.
– Сегодня мы не представляем свою жизнь без
электричества. В домах горит свет, работает
телевизор, компьютер, различные электроприборы;
по дорогам двигаются троллейбусы, электропоезда,
электромобили; работают завод и фабрики и многое,
многое другое. Все это благодаря электричеству.
Сегодня электричество упрощает нам жизнь, делает
невозможное – возможным. Но мы должны помнить,
что электричество может быть опасным. Об этом вы
узнаете на уроке ОБЖ.
– Спасибо за урок. До новых встреч!

Мир электрических явлений настолько интересен
и увлекателен, что находит своё отражение в
литературных произведениях.
«Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной
моря.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине
гасит.

Точно огненные змеи вьются в море, исчезая,
отраженья этих молний».

(Горький А.М. Песня о Буревестнике)
– Ребята, а знаете ли вы как правильно вести себя,
если вас застала гроза?
Представьте, что гроза застала вас на открытой
местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете
на металлической цепочке собачку, в другой руке
держите зонт. Как в таком случае наиболее
правильно уберечь себя и собачку от грозы.
ОТВЕТ: Необходимо отцепить собаку от
цепочки и бросить ее подальше вместе с зонтом.
Нельзя укрываться от молнии под деревом. Нужно
лечь на землю, или хотя бы встать на колени и как
можно ниже опустить голову.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Следующий: