Конспект урока Поединок добра и зла


Ключевые слова: добро и зло, злословие, злоязычие,
добросердечность; рассуждение, типы и стили речи.

Key words: the good and the evil, slander, evil-speaking,
kind-heartedness, reasoning, types and styles of discourse.

В конспекте урока рассматриваются особенности подготовки к
сочинению-рассуждению. Предварительная работа по созданию собственного текста на
основе видеороликов, прочтения произведений на заданную тему, опроса молодежи на
улицах города, анализа картин, музыкальных произведений способствует
качественной подготовке к части “С” ЕГЭ.

The outline of the school lesson deals with the peculiarities of preparing
students for a reasoning essay. Preparatory work to create one’s own text on the
basis of watching films, reading stories and novels on a specific topic, polling
young people in the streets, analysing paintings and pieces of music adds to the
qualitative preparation for Part C of the Uniform State Examination.

Урок развития речи

Цели:

  1. отработка навыков работы с текстом;
  2. демонстрация межпредметных связей русского языка, литературы, истории,
    этики, основ нравственности, мировой художественной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторение теоретических сведений из разных разделов курса русского
    языка (лексика: синонимы и антонимы, омонимы, многозначные слова;
    орфография: правописание н и нн в существительных и
    прилагательных; стилистика: стили речи, типы речи; этимология: история и
    происхождение слов; словообразование: составление словообразовательного
    гнезда и словообразовательной цепочки).
  • Анализ двух предложенных текстов.
  • Формулирование плана сочинения-рассуждения.

Развивающие:



  • Развитие связной речи, логического мышления.
  • Знакомство учащихся с образцами художественной культуры.

Воспитательные: развитие чувства прекрасного посредством общения с
произведениями искусства.

Оборудование:

  1. репродукции картин: Врубель “Демон”, Диодоров “Полет Фауста и
    Мефистофеля”, Глазунов “Мистерия XX в.” и др.;
  2. раздаточный материал;
  3. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр;
  4. фонограмма;
  5. словари (толковые, этимологический, словообразовательный и др.).

Ход урока



I. Актуализация знаний.

1. Обобщение

по темам “Текст”, “Типы и стили речи”.

На этом этапе урока учащиеся работают с таблицами и схемами “Признаки
текста”, “Типы и стили речи”

1) Вспомните признаки текста.

(Тематическое единство, развернутость, последовательность, связность,
завершенность
).

2) Назовите основные типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2. Работа с текстами

С. Лагерлеф. Добро и зло;В. Никифоров-Волгин.
Добро и зло.

Понять поведение того или иного человека помогают рассказы В.
Никифорова-Волгина. Его книги заставляют задуматься над тем, что способствовало
изменению в отношении человека к миру и другим людям; над тем, что могло
склонить молодых крестьянских парней топить в проруби приходского священника,
поджигать храм, который строили их отцы и деды; над тем, почему “внук Пашка из
иконы покрышку сделал в своем нужнике”.

1) К какому стилю и типу речи относятся тексты?

(Художественный стиль. Рассуждение).

2) Какая общая мысль объединяет их? (Необходимо чаще делать добро, быть
терпимее к окружающим
).

3) Выпишите ключевые слова из двух текстов (добро, зло, злословие,
насилие, нечестность
).

4) Как вы думаете, почему мальчику в рассказе С. Лагерлеф “ Добро и зло”
удалось пройти сквозь препятствия (Глас Князя Мира, Райский Мост, Врата
Справедливости
)? (Он хотел помочь юноше, чья жизнь была в опасности;
бедной вдове, которая должна отдать своих дочерей в рабыни; мысли мальчика были
заняты бедняком
).

5) Так что же надо делать для того, чтобы преодолеть препятствия? (Помогать
обездоленным
).

6) Средства выразительности, встретившиеся в тексте:

а) “лезвие тоньше солнечного луча” – сравнение;
б) “стальное лезвие в несколько локтей длиной” – сравнение;
в) “воздух нес его, как будто он был птицей…” – сравнение

3. Орфоэпическая минутка

– Запомните: локтей.

Слово учителя. (Приложение 1)

– Взаимную борьбу добра и зла человек обычно характеризует упрощенно,
представляя зло вне себя. И все-таки часто “ линия фронта” добра и зла находится
в самой личности, когда конфликтуют долг и влечения человека, разум и чувства,
человечность и минутная выгода.

В истории этики

зло характеризуется трояко: как глупость
(недостаток ума)
, как слабость (недостаток воли и
самостоятельности),
как испорченность.

В литературе и в быту

трактуется как нечестность, как насилие,
грех без покаяния, произвол, паразитирование за счет добра
и т.д.

А как в толковых словарях представлены эти слова? (Толковый словарь
русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)

Зло

:

  1. дурное, греховное, вредное;
  2. беда, напасть, несчастье;
  3. злость, досада.

Добро

:

  1. положительное начало в нравственности;
  2. то, что хорошо, полезно;
  3. доброе дело, добрые поступки;
  4. личное имущество, пожитки;
  5. дрянь, что-н. негодное.

Слово учителя.

– Сегодня мы “сконструируем макет” сочинения-рассуждения на тему “Поединок
добра и зла”, для этого необходимо разделиться на 2 команды, первая будет на
стороне добра, вторая – на стороне зла.
– Помните, что цельным можно назвать такой текст, которому присущи как
тематическое единство, развернутость, так и стилистическое единообразие языковых
средств, отобранных для реализации коммуникативной задачи высказывания,
авторского замысла.
– Если бы вы были авторами толкового словаря, как бы вы истолковали слова:

Добро – (статика, покой).
Зло – (динамика, движение).

II.

Презентация словаря “добро” и “зло”. (Приложение
4)

А какие бы вы еще внесли слова в свой словарь? (Добросердечность,
злоязычие).
– Составьте словообразовательные цепочки с этими словами

Добросердечность (доброе сердце – добросердечный – добросердечность).

Злоязычие (злой язык – злоязычие).

Есть ли у данных слов омонимы, синонимы?
– Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

III. Составление полей-смыслов.

(При составлении полей-смыслов
использовалось анкетирование среди учащихся 11-х классов.)
(Приложение
3
).

Слово Слова-братья Слова-враги Слова-друзья
Добро доброта
добросердечие
добросердечность
добродушие
доброжелательность
добропорядочность
зло отвага
помощь другу или даже врагу порядочность гордость, но не гордыня
смелость самопожертвование принятие решения не только за себя, но и за
других, если потребуется
кротость
чуткость
Зло злоключение
злокозненный
злостный
злоба
злость
злобный
зловоние
злодеяние
злонамеренный
злополучие
злоречивый
злоязычный
злоумышленник
злюка
злыдень
злючка
злословие
добро беспредел
равнодушие
глупость
слабость испорченность нечестность
тирания
насилие
произвол паразитирование за счет добра
стремление к разрушению

Задание:1) Объяснить написание слов, вспомнив орфограмму “Правописание н и нн
в существительных и прилагательных”

злоумышленник
злонамеренный

2) Каким способом образованы данные слова? (Сложение с суффиксацией).

3) Есть ли среди “слов-друзей” такие, которые с корнем – зло – ? (Беззлобие,
незлобивость, незлобие (устар
.))

IV. Поединок.

Вопросы для поединка:

А) Тема 1. Доброта и благотворительность

– Как вы понимаете высказывания:

а) Доброта должна быть профессиональной. (Добрый (непрофессионал) садится
за руль, что получается – зло
!)

б) Если видишь перед собой доброго человека, нужно быть очень осторожным (представители
сект
);

в) Добрые люди творят зло ничуть не реже, чем злые;

г) Доброта – это лишь признак, который характеризует намерения человека, а
сфера намерений и сфера действия очень часто существуют параллельно друг другу.
(По словам психологов, половина тех, кто набивается к нам в волонтеры, – это
люди, которые за счет благотворительности хотят решить какие-то свои проблемки.
Или сами себе что-то доказать, или окружающим, или сбежать от тягот семейной
жизни, или еще что-нибудь. Благотворительность – как митинг
).

Проецируется 1-й аргумент: Добрые дела объединяют людей.

Речевые формулировки: С позицией автора нельзя не согласиться.
Действительно, в последнее время…

С одной стороны, добрый человек – хороший.

С другой стороны, добрые люди творят зло ничуть не реже, чем злые

Б) Тема 2. Доброта и бизнес.

а) Совместимы ли понятия “доброта и бизнес” (Да. Тот факт, что за его
доброе дело платят, делает его (бизнесмена) дисциплинированным, позволяет
смотреть на себя со стороны, повышать свои способности
);

б) Если не соблюдается такт, необходимая мера культуры, человечности,
сдержанности, то до какой степени мы способны быть добрыми?

Проецируется 2-й аргумент: Волонтеры, бизнесмены помогают людям преодолеть
одиночество.

В) Тема 3. СМИ добро несут или зло? (Роль зарубежных мультфильмов,
статьи в газетах, видеофильмы; высказывание в журнале “Наследник”.)

Г) Тема 4. “Линия фронта” между добром и злом.

а) Находили ли вы в себе “линию фронта” между добром и злом? Постарайтесь
вспомнить, когда это было?

б) Согласны ли вы с И.В. Гете, который сказал, что “нет ничего более
смертельного для разума, чем признание, что все хорошо”? Аргументируйте свою
точку зрения.

в) Какие доказательства вы приведете в подтверждение тезиса о том, что “ не
верить в добро есть нравственная смерть, верить в себя самого как источник добра
есть безумие”? (Слова принадлежат русскому философу В.С. Соловьеву).

г) А что думают по этому поводу “люди с улицы”?

е) Какие произведения затрагивают тему добра и зла (Гете “Фауст”, Булгаков
“Мастер и Маргарита”, Пришвин “Свет и тень”, Достоевский “Преступление и
наказание” и др.
)

V. Презентация видеороликов.

(Приложение 5)

Слово учителя.

-“Во внутреннем мире человека доброта-это солнце”, – утверждал В.Гюго. В
самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим
качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами
потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметили и команды,
которые, обратившись к примерам из своей жизни, заставляют нас серьезно
задуматься над проблемой добра и зла. Злободневность этой
морально-этической проблемы не вызывает сомнений. В последнее время ни один
выпуск новостей не обходится без сообщений о том, какие злодеяния творятся в
мире: мать убила или выбросила собственного ребенка, подростки издевались над
инвалидом и т.д.

– Обозначив проблему и прокомментировав ее, мы переходим к следующему этапу
написания сочинения: авторская позиция (в качестве автора выступает учитель).
– Творить добро можно не только делом (поступками), но и словом. Согласны ли вы
со мной? (высказываются разные точки зрения)

1) “Автор убежден , что творить добро можно не только делом (поступками), но
и словом, и подобная уверенность небезосновательна. Мы не задумываемся над
обидными словами, которые сгоряча произнесли в адрес своих близких и родных .А
ведь всего-навсего необходимо попросить прощение вовремя”.

2) “Я не знаю, как спасти Россию от зла,– знаю, как можно погубить ее. Своим
равнодушием”.

– Как можно изобразить Добро и Зло?

VI. Презентация и защита:

а) своих рисунков (Приложение 2)



б) репродукций картин мировой художественной культуры;

в) музыкальные номера (песни, затрагивающие тему добра и зла).

Проецируется 3-й аргумент: Музыка и искусство творят чудеса, делают людей
добрее, милосерднее…

Слово учителя.

Вывод: Вы многое поняли, почувствовали. Доброта не только разрешает
существующие противоречия, но и , как ни странно, создает новые. Как
часто мы бываем слепы и не способны отличить добро от зла, правду от лжи.
Справедливость надо творить самому и спрашивать с других. Христианство
утверждает жизнь, но не уход от нее. Суть заключается в изменении жизни, даже
если это стоит небывалого труда. Ф. М. Достоевский считал, что “Никогда разум не
в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра хоть
приблизительно”. И с этим невозможно не согласиться.

Очень важно, чтобы после таких уроков в ваши души запало зернышко
нравственности, которое со временем может прорасти и дать плоды добра, любви,
сострадания к ближнему.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание:

написать сочинение на тему “Поединок добра и
зла”. (Приложение 6).




Следующий: