Конспект урока по теме: Термодинамика. КПД тепловых машин. Решение задач

Цели:

Обучающие:

  1. Повторить, углубить, систематизировать
    полученные знания о тепловых двигателях, КПД,
    опираясь на расчетные данные, полученные в ходе
    урока.
  2. Совершенствовать ранее приобретенные знания по
    нахождению КПД с использованием понятий
    температура, количество теплоты.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникабельные способности, уметь
    выделить главное.

Воспитательные:

  1. Развивать культуру речи, взаимопомощь и
    сотрудничество.
  2. Воспитывать эстетический вкус, толерантность
  3. Воспитывать нравственное отношение к любым
    явлениям в любой среде.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос

- Какие виды тепловых машин помните? (ДВС,
реактивный, паровой, паровая турбина) см. КиМ 10
класс “физика”

- Как работают тепловые двигатели? (превращение
внутренней энергии топлива в механическую)

- Вам предлагается вспомнить особенности
работы каждого двигателя, проверить ваши знания
помогут тесты, лежащие на партах. На это вам
дается 1-2 минуты (1.Г; 2.А; 3.Б; 4.В)

- Назовите основные элементы теплового
двигателя (Нагреватель, рабочее тело,
холодильник) ) см. КиМ 10 класс “физика”

- Как вычислить работу рабочего тела? Выйди и
напиши.

- Что называется коэффициентом полезного
действия?

- Исправьте формулы

Конструкция реальных тепловых двигателей не
позволяет достичь максимального КПД в силу
больших тепловых потерь. В зависимости от типа
двигателя, его конструкции КПД современных
двигателей составляет примерно 25-65%

А сейчас мы приступим к решению задач. Каждый
ряд представляет собой команду, положительный
результат зависит от каждого. За небольшой
промежуток времени (15 минут) необходимо решить по
три задачи каждой паре. Одна задача – оценка “3”,
Две задачи — “4”, справились со всеми – “5”.
Посмотрите на доску. Сейчас это три белых листка
с цифрами. К концу задания вас ждет сюрприз. Решив
первую задачу подходите и приклеиваете карточку
с задачей к ячейке с соответствующим ответом.
(Если все карточки наклеены верно, вы соберете
паззл с фотографией)



Посмотрите, что у нас получилось. Прекрасные
якутские цветы – сардаана, подснежник,
занесенные в Красную Книгу Якутии, и чудесный вид
на нашу Великую реку Лену.

Что надо, чтобы нашим детям и внукам тоже видеть
неописуемую красоту природы?

Создание тепловых машин оказало существенное
влияние на технический прогресс и сегодня велика
их роль в развитии промышленности, энергетики,
транспорта. В настоящее время серьезно
рассматриваются проблемы предотвращения
загрязнения окружающей среды их вредными
выхлопами. Ведь топки тепловых электростанций,
ДВС непрерывно выбрасывают в атмосферу вредные
для растений, животных и человека вещества.
Особую опасность представляют автомобили, число
которых непрерывно растет, а очистка
отработанных газов затруднена (см. КиМ 10 класс
“физика”).

Давайте попробуем обозначить основные
направления борьбы с отрицательными
последствиями применения тепловых двигателей:

  • Добиваться полного сгорания топлива.
  • Повысить эффективность сооружений,
    препятствующих выбросу в атмосферу отходов.
  • Электромобили.
  • Горючее из безвредных веществ.
  • Замкнутый цикл водоснабжения электростанций.
  • Экономное расходование электроэнергии.

Почему выключая лишнее освещение мы помогаем
охране окружающей среды?

  • Уменьшаем использование полезных ископаемых.
  • Меньше потребление – меньше выбросы.

Д/З Глава 6. Повторить, упр. 6 докончить,
подготовить сообщение по вопросам:

Возможные изменения климата в результате
деятельности человека.

Проблемы воздействия человека на биосферу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




Следующий: