Конспект урока по теме: Смешенное соединение проводников. 8-й класс


Цели:

  • ввести понятие смешенного соединения
    проводников;
  • закрепить изученные темы “Последовательное и
    параллельное соединение проводников”;
  • тренировать способности к самоанализу, и
    решению задач на смешенное соединение
    проводников;
  • развивать мыслительные операции учащихся.

Оформление:

таблички с закономерностями
последовательного и параллельного соединения.

Раздаточный материал:

карточки с задачами №1
и №2.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Учитель:

    Добрый день! Я рада снова
    встретится с вами. Надеюсь, что сегодня мы с вами
    сможем открыть для себя что-то новое. Давайте
    сейчас вспомним, о чем мы говорили на прошлом
    уроке?

    Ответ у-ся:

    О соединениях проводников

    Учитель:

    Какие соединения мы уже изучили?

    Ответ у-ся:

    Последовательное и параллельное

    Учитель переворачивает на доске таблички
    “ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ” “ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
    СОЕДИНЕНИЕ”

  3. Актуализация знаний
  4. Учитель:

    Какое соединение называется
    последовательным?

    Ответ у-ся:

    Когда начало второго проводника
    соединяется с концом первого, а начало третьего с
    концом второго и т.д.

    Учитель:

    Какое соединение называется
    параллельным?

    Ответ у-ся:

    Когда начала всех проводников
    соединяются в одной точке , а концы в другой.

    Учитель открывает остальные таблички

    Доска


    Последовательное соединение Параллельное соединение
    I=I1=I2=…=In I=I1+I2+…+In
    U=U1=U2=…=Un U=U1+U2+…+UN
    1/R=1/R1+1/R2+…1/Rn R=R1+R2+…+Rn
    U/R=U1/R1=U2/R2=…=Un/Rn IR=I1R1=I2R2=…=InRn

    Учитель:

    Ребята посмотрите на эти
    закономерности. Можем ли мы утверждать, что все
    они в таком виде справедливы для каждого вида
    соединения?

    Ученики самостоятельно проговаривая
    правильные закономерности , приводят все в
    соответствие.

    Доска после работы:


    Последовательное соединение Параллельное соединение
    I=I1=I2=…=In I=I1+I2+…+In
    U=U1+U2+…+UN U=U1=U2=…=Un
    R=R1+R2+…+Rn 1/R=1/R1+1/R2+…1/Rn
    U/R=U1/R1=U2/R2=…=Un/Rn IR=I1R1=I2R2=…=InRn

    Учитель:

    Хорошо! А теперь откроем
    тетради, запишем сегодняшнее число и оставим
    место для темы урока.

    Я хочу предложить вам помочь мне решить вот
    такую задачу. Она у каждого лежит перед глазами ,
    а схема перед вами на доске.



    Прочитаем. Задача №1:

    Используя схему электрической цепи определите
    напряжение в цепи, если амперметр показывает

    5 А, а сопротивление R1= 2 Ом, сопротивление R2=3
    Ом , сопротивление R3=6 Ом, сопротивление

    R4= 5 Ом.

    Попробуйте ее решить самостоятельно. (5мин)

  5. Постановка проблемы
  6. (

    Учитель оформляет на доске решение
    задачи)

    Учитель:

    Кто решил задачу или понял как ее
    нужно решать поднимите руку.

    В чем трудность?

    Возможный ответ:

    не знаем какое это
    соединение.

    Учитель:

    Какая же у нас сейчас ставится
    задача?

    Возможный ответ:

    Определить какое это
    соединение

    Учитель:

    Какие будут предложения по решению
    задачи? (Если не будет вариантов ответа, то
    задается следующий вопрос)

    Что нужно найти в этой задачи?

    Возможный ответ:

    Общее напряжение

    Учитель:

    А как?

    Возможный ответ:

    По закону Ома I=U/R¦> Uоб=Iоб
    Rоб

  7. Открытие нового знания
  8. Учитель:

    Давайте попытаемся определить Rоб.
    Рассмотрим как соединены 1,2,3 резисторы? Возможный
    ответ:
    параллельно

    Учитель:

    Можем мы для них рассчитать Rоб
    ?

    Возможный ответ:

    1/RI=1/R1+1/R2+1/R3;
    1/RI=1 1/Ом ; RI=1 Ом.

    Учитель:

    А теперь посмотрите, как соединены
    эти три резистора с четвертым?

    Возможный ответ:

    последовательно

    Учитель:

    Значит я могу заменить 1,2,3
    резисторы на одно сопротивление RI=1 Ом ,
    которое эквивалентно трем резисторам
    соединенным параллельно. Какой тогда будет схема
    соединения? Начертите ее. (дает немного времени
    на обдумывание схемы)

    Учитель:

    Как теперь найти общее
    сопротивление?

    Возможный ответ:

    RОб =RI+R4
    ; RОб=1 Ом +5 Ом=6 Ом

    Теперь осталось решить вопрос чему же равно
    общая сила тока при таком соединении?

    Возможный ответ:

    Iоб=I=I4,
    следовательно Uоб=5 А*6 Ом=30 В

    Учитель:

    Запишем ответ к задачи.

    Учитель:

    Итак, как можно назвать соединение
    предложенное в данной задаче?

    Возможный ответ:

    Комбинированное,
    смешенное.

    Учитель:

    Какую тему урока мы запишем?

    Возможный ответ:



    Смешенное соединение.

  9. Первичное закрепление.

Учитель

: А теперь давайте попробуем у доски
решить еще одну задачу, а те кто хорошо понял как
решается такие задачи открывает упражнение 23 №5

Задача №2. Резисторы соединены так как показано
на рисунке (рисунок на доске) сопротивление
каждого резистора по 2 Ом, амперметр показывает
силу тока 6 А. Определите общее сопротивление и
напряжение между точками АВ.

Идет решение на доске учеником, остальные в
тетради.

Читаем задачу.

Записываем краткое условие задачи.


Дано:

R1= R2 = R3 = R4 =
2 Ом

I = 6 А

Решение:

  1. R3 и R4 соединены параллельно, > >

>R3,4=1
Ом.

Rоб — ?

UАВ- ?

2. Перейдем к эквивалентной схеме

3. R1, R2 и R3,4 соединены
последовательно> Rоб = R1+R2+ R3,4 > Rоб=5
Ом

4. UАВ=U1+U2+U3,4, где , , > или

> UАВ=6
А ·5 Ом=30 В

Ответ: UАВ= 30 В

Параллельно, отслеживается задача ( упражнение
23 №5,) решаемая учениками в тетради.

Эта задача после решения проверяется по
образцу, написанному на доске и закрытой до
некоторого времени.

Рефлексия

Учитель

:

- Что получилось, что не получилось?

  • На что нужно обращать внимания в первую очередь?
  • Как ты сегодня оцениваешь свою работу на уроке?
  • Что тебе лично нужно еще повторить дома?

Домашнее задание



1. Повторить закономерности соединений;

2. Для желающих рассчитать сколько лампочек
сопротивлением 3 Ом каждая нужно соединить
последовательно, если сила тока в цепи 0,22 А, а
напряжение 220 В? Можно ли их соединить
параллельно?




Следующий: