Конспект урока по физике в 9-м классе по теме Реактивное движение

Цели:

  • Изучить физические основы реактивного
    движения.
  • Изучить распространённость реактивного
    движения.
  • Познакомиться с разработками отечественных
    учёных и вкладом в освоение космоса русских
    космонавтов.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение.

Вопрос: какие виды движения вы знаете?

Ответ: прямолинейное равномерное движение,
прямолинейное равноускоренное движение и
криволинейное движение.

Презентация.

Учитель: сегодня мы познакомимся с ещё
одним видом механического движения -
реактивным. Запишите тему урока. (Слайд №1.)

Вопрос: ребята, вспомните тему
прошлого урока?

Ответ: закон сохранения импульса.

Вопрос: сформулируйте закон
сохранения импульса.

Ответ: векторная сумма импульсов замкнутой
системы взаимодействующих тел не изменяется со
временем.

Вопрос: кто открыл закон сохранения
импульса?

Ответ: И. Ньютон.

Вопрос: как вы думаете, имеется ли
связь между темами «Закон сохранения импульса»
и «Реактивное движение»?

Ответ: предполагаем, что связь есть.

Учитель: наши цели (Слайд №2).

Изучение нового материала.

Учитель предлагает демонстрацию 1:

Ученик надувает первый воздушный шарик и
отпускает его. Затем второй шарик.

Учитель: мы наблюдаем простейшую
модель реактивного движения. У меня в руках
надутый воздушный шарик, но он не двигается.
Почему?

Ученик: шарик перевязан ниткой и
воздух не выходит.

Учитель: почему 1-й и 2-й шарики начали
двигаться?

Ученик: из шариков выходит воздух и
толкает оболочку.

Учитель: воздух движется в одну
сторону, а оболочка в другую. Какой закон лежит в
основе реактивного движения?

Ученик: закон сохранения импульса.

Демонстрация 2

: широкая тарелка с водой,
воздушный шарик с трубочкой от сока. Шарик надули
и залепили трубочку пластилином. При
демонстрации пластилин убрать и опустить шарик в
тарелку с водой.

Учитель: мы наблюдаем частично
управляемое реактивное движение, т.к. трубочка
закреплена и воздух выходит в одном направлении.
Шарик вращается.

Демонстрация 3

: сегнерово
колесо(самодельное).

Учитель: не только выход воздуха из
тела может вызывать реактивное движение, но и
жидкость.



Давайте сформулируем определение реактивного
движения.

Ученик: Реактивное движение — это
движение тела, возникающее в результате выброса
им вещества. (Слайд №3.)

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель рассказывает о применении
реактивного движения природой: кальмары, медузы,
каракатицы (слайд №4 ), сальпы (слайд №5). Набирая в
себя воду, они, выталкивая её, приобретают
скорость, направленную в сторону,
противоположную движению. «Бешеный
огурец»(слайд №6). Пример в технике — водный
двигатель.

Учитель: на данном принципе работают
реактивные самолёты и ракеты. Сила тяги
обеспечивается реактивной тягой струи
раскалённых газов. (Слайд №7.)

Ребята приводят свои примеры.

Учитель предлагает ответить на вопрос
задачи: Какую скорость относительно ракетницы
приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15
г вылетают из неё со скоростью 800 м/с?(слайд №8)

Один ученик решает задачу у доски, остальные в
тетради.

1. делаем чертёж: проводим ось ОХ, схематично
изображаем ракету, вылетающие газы, указываем
направление импульсов.

2. оформляем задачу: записываем данные задачи,
решение (записываем закон сохранения импульса в
векторной форме, затем в проекциях).

3. выражаем неизвестную скорость ракеты из
формулы, подставляем числовые данные, получаем
результат: Vр=0,8м/с.

Проверим решение задачи (слайд №9)

Учитель: из решения задачи мы видим,
что импульс выброшенных газов равен импульсу
ракеты, отсюда скорость ракеты:

Vоб =

Таким образом, скорость ракеты тем больше, чем
больше скорость истекания газов, и чем больше
отношение .

Доклады.

Заранее подготовленные ученики делают
сообщения о жизни и научной деятельности К.Э.
Циолковского, С.П.Королёва , Ю.А. Гагарина. (слайды
№ 10-17)

Закрепление.

Вопросы для закрепления: (слайд № 18)

1. Rакое движение называют реактивным?

2. Верно ли утверждение: для осуществления
реактивного движения не требуется
взаимодействия с окружающей средой?

3. На каком законе основано реактивное движение?

4. От чего зависит скорость ракеты?

5. Когда и где был запущен первый спутник Земли?

Домашнее задание: параграф 23, упр.22

Итог. Учитель подводит итог,
выставляет оценки.




Следующий: