Конспект урока по физике на тему Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. 7-й класс


Цели урока:

1) иметь представление о свойствах агрегатных
состояний вещества;

2) уметь объяснять их на основе представлений о
молекулярном строения вещества.

Оборудование:

пробирка, спиртовка, лёд, зажим.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует ребят и настраивает их на
рабочий лад.

2. Озвучивание темы урока, прогнозирование
результатов занятия.

Показ опыта трех состояний вещества лёд, вода,
пар. (Опыт с пробиркой) (Пробирка, спиртовка, лёд,
зажим)

Подвести учащихся к озвучиванию темы.

Вопрос учителя. Что такое лёд?

Ответ учащихся. Это замерзшая
вода.

Вопрос учителя. А что такое пар?

Ответ учащихся. Испарившаяся
вода

Вопрос учителя. Лёд, пар и вода
это разные вещества или нет?

Нет, это одно и то же вещество.

Вещество одно и то же, а что разное?

А как вы думаете, такие превращения могут быть
только у воды?

Ответ учащихся:

Какова же будет тема урока?

Слайд №1 — темы урока (Такие состояния
ещё называют агрегатными).
Презентация

Откроем тетради запишем число и тему урока.

Вопрос учителя. Так чем же мы
сегодня займемся на уроке?

Ответ учащихся.Изучаем различные
состояния веществ.

Слайд №2 цели урока

1. Изучение нового материала.

Слайд №3

Чем отличается строение твердых тел, жидкостей
и газов?

Ответ учащихся. Нужно сравнить
свойства твёрдых, жидких и газообразных тел.

Вопрос учителя. А с помощью чего
мы это можем сделать?

Ответ учащихся. С помощью опытов,
эксперимента.

Давайте, сравним такие свойства тел, как форма,
объём и сопротивление сжатию в твёрдом, жидком, и
газообразном состоянии.

Из уроков природоведения вы знаете, что
вещества могут находиться в трёх состояниях;
вещества переходят из одного состояния в другое.

Кто может привести примеры твёрдых, жидких и
газообразных тел?

Ответы учащихся.

Молодцы ребята давайте ваши знания
систематизируем в таблицу

Слайд №4 (записи на доске) и в
инструктивной карте.

А кто может назвать самое распространённое
вещество, которое широко встречается во всех
трёх состояниях? ____________

Слайд № 5

Демонстрация слайда перехода из одного
состояния в другое.



Слайд № 6

Проблемный вопрос.

Меняются ли свойства вещества в различных
агрегатных состояниях?

Слайд № 7

Отработать понятие объёма формы тела.
Демонстрация поролона Демонстрация различных
твёрдых тел. Выяснение свойств твёрдых тел.



Вывод.

Твердые тела сохраняют форму и объём.

Слайд № 8

Приведите примеры известных вам жидкостей.
Отличаются ли жидкости по своим свойствам от
твердых тел?

Демонстрация (три сосуда разной формы) берутся
три сосуда различной формы имеющие шкалу для
определения объёма. В первый наливается 150 мл
подкрашенной воды. Затем она переливается в
другие сосуды и выясняется, что объём жидкости не
изменился.

Вывод.

Жидкости не имеют собственной формы,
они принимают форму сосуда, в котором находятся,
сохраняя объём.



Слайд № 9

Из курса природоведения вы знаете, из чего
состоит воздух. Приведите примеры газов, из
которых состоит воздух

Проблемная задача.

Пуст ли пустой стакан? Демонстрация
опыта со стаканом.

Вывод. Стакан не пуст, он заполнен
газом. Могут ли газы сохранять свой объём
неизменным? Опыт с воздушным шаром. Резиновой
перчаткой.

Вывод.

Газы занимают весь предоставленный
объём, не сохраняя ни первоначальный объём, ни
форму.

Слайд № 10

Возможно ли на основе строения, движения и
взаимодействия частиц объяснить свойства тел?

Откроем учебник на стр. 29 рис 31. В чем
особенность строения льда? В твёрдых телах
молекулы располагаются в определённом порядке.

Слайд №11.

Вывод. Свойства тел зависят от особенностей
их молекулярного строения.

Слайд № 12

Демонстрация сжимаемости газа,
несжимаемости жидкости. Посмотрите ещё
внимательно на рисунок в учебнике и сравните
размеры молекул с размерами промежутков между
ними и сделайте вывод, как это влияет на свойства
тел.

2. Итог урока.

Вопросы для контроля.

Почему газ легко сжать?

Почему жидкость практически невозможно сжать?

Почему жидкость в отличие от твёрдых тел не
имеют своей формы?

А теперь закрепим наши знания.

Работа с тренажёром по диску Кирилла и Мефодия.

Итоговое тестирование в инструктивных картах.
Самопроверка на слайде №13.

3. Домашняя работа.

Параграф учебника и вопросы к нему – “3”.

Презентация по теме 5-6 слайдов – “4” — “5”.

4. Рефлексия.

И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания,
попрошу в своих инструктивных картах сделать
один из трех рисунков — тот, который более всего
соответствует вашему настроению на сегодняшнем
уроке.

Рисунок




Следующий: