Конспект урока по дошкольной педагогике Права ребенка-дошкольника


Цель

: Формирование правовой культуры студентов.

Задачи

:

  1. Рассмотреть вопрос прав человека и ребенка с точки зрения
    общечеловеческих ценностей.
  2. Охарактеризовать основные документы о правах человека и ребенка.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы с документами.

План урока

:

  1. Проблема общечеловеческих ценностей и права человека.
  2. Основные документы о правах человека и ребенка.
  3. Ситуация соблюдения прав детей в России.

Ход урока

1. Проблема общечеловеческих ценностей и права человека

Преподаватель:

Выдвижение проблемы общечеловеческих ценностей на передний план современного
миропонимания свидетельствует об огромных преобразованиях в нашем обществе, в
том числе и в области духовной культуры и нравственности. Начиная с античного
мира, человек признавался высшей ценностью. Уважение к его личности, его
достоинству, идеи добра, духовности были в центре внимания прогрессивных идей
многих народов.

Общечеловеческие ценности – это то, что сближает, роднит духовные цели разных
народов, разных эпох. Исповедовать общечеловеческие ценности – значит уважать и
ценить то, что есть у других народов и то, что является их вкладом в
общечеловеческое развитие, оберегать то что, создано всеми народами. Ценность
личности является предметной основой общечеловеческого.

Проблема прав человека возникла давно. Еще в 18 веке мыслителей увлекала
проблема естественных прав, смысл которых сводился к тому, что все люди от
природы равны, что человек представляет собой самостоятельную ценность. Эти идеи
нашли отражение в документах ООН в середине ХХ века.

2. Основные документы о правах человека и ребенка

Все документы о правах человека условно можно разделить на две группы:

  • декларации (от лат. – провозглашение) – не имеют обязательной силы,
    имеют рекомендательный характер. В них провозглашены основные принципы,
    программные положения.
  • конвенции (от лат. – договор, соглашение по специальному вопросу) –
    имеют обязательную силу для государств, которые к нему присоединились.
    Государство, подписавшее конвенцию, обязуется привести в соответствие с
    международными свои внутренние, национальные законы (Конституцию, кодексы,
    указы и др.)

Познакомимся с некоторыми из них.

В ходе самостоятельного анализа Всеобщей декларации прав человека студенты
делают следующие выводы:

Всеобщая декларация прав человека

– основной международный кодекс
поведения в области прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948
году. В этом документе определены следующие категории прав человека:

  • естественные права: право на жизнь, на здоровье, защиту, запрет
    жестокого обращения;
  • гражданские права: право на гражданство, на вступление в брак, создание
    семьи, свободу места жительства, свободу передвижения;
  • политические права: право на свободу мысли, совести, религии, убеждений,
    их выражения, право голосовать, быть избранным;
  • экономические права: право на труд, на достойные условия труда, выбор
    работы;
  • социально-культурные права: право на отдых, на образование, социальное
    обеспечение, на охрану материнства и детства, право на хороший уровень
    здоровья.

Преподаватель:

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

В ходе самостоятельного анализа Декларации прав ребенка студенты делают
следующие выводы:



Декларация прав ребенка

– развивает положения Всеобщей декларации прав
человека. Основывается на положении, что ребенок, ввиду его физической и
умственной незрелости, нуждается в охране и заботе. Подчеркивается, что
человечество должно дать детям все лучшее, что имеет. Декларация обеспечивает
детям достойное детство.

Преподаватель:

В 1989 году большинством стран мира, в том числе и СССР, был ратифицирован
еще один документ, принятый 44–й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Это
Конвенция о правах ребенка. По сути она конкретизирует и развивает положения
предыдущих документов (признание достойной жизни ребенка как самой главной
ценности, необходимость защиты его прав), прописывает юридические гарантии и
нормы.

Конвенция о правах ребенка – состоит из 3 частей и имеет 54 статьи,
учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в
обществе. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены
различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных
государств, что позволяет на основе общих для всех прав, каждому государству
выбрать свои национальные средства для выполнения этих норм. Таким образом, это
дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Давайте познакомимся с этим документом.

В ходе самостоятельного анализа Конвенции о правах ребенка студенты делают
следующие выводы:

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы соблюдения прав
ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой
области. Подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Признается, что ребенок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в
обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и
солидарности.

1 часть включает 41 статью:



  • статьи 1–4 определяют понятие “ребенок”, утверждают приоритет интересов
    ребенка над интересами общества, подчеркивают гарантии государства на
    обеспечение прав ребенка.
  • статьи 5–11 определяют право детей на жизнь, имя, гражданство, на
    сохранение своей индивидуальности, на заботу родителей.
  • статьи 12–17 определяют права детей на выражение собственных взглядов,
    мнений, свободу мысли, совести, религии, собраний. Эти права ранее никогда
    не декларировались.
  • статьи 18–19 предусматривают меры по защите ребенка от всех форм
    физического и психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или
    эксплуатации.
  • статьи 20 – 27 определяют права детей–сирот, лишенных попечительства,
    неполноценных в развитии, а также права всех детей на медицинское
    обслуживание, социальную помощь, физическое, умственной, духовное и
    нравственное развитие, за обеспечение которого несут ответственность
    родители.
  • статьи 28–31 излагают право ребенка на образование, отдых, досуг.
  • статьи 32–36 определяют право ребенка на защиту со стороны государства
    от экономической, сексуальной и другой эксплуатации, от похищения и торговли
    детьми.
  • статьи 37–41 устанавливают права ребенка в случае совершения им
    правонарушений или преступлений.

Конвенция провозглашает первейшую роль семьи, родителей в заботе о детях и
защите детей, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении их
обязанностей. Это отражено в статьях 9, 10,18, 19, и других статьях Конвенции.

К 2 части относятся 41–45 статьи, которые определяют способы информации и
контроля за выполнением Конвенции через деятельность международного Комитета по
правам ребенка.

К 3 части относятся статьи 46–54 – раскрывают процедурно–правовые проблемы
принятия и соблюдения государствами требований Конвенции.

Преподаватель:

Все положения Конвенции о правах ребенка сводятся к 4 основным требованиям,
которые обеспечивают права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение
активного участия в жизни общества. Конвенция провозгласила признание ребенка
полноценной и полноправной личностью.

3.

Ситуация соблюдения прав детей в России

В России Конвенция о правах ребенка была ратифицирована 13 июля 1990 года и,
в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции стала составной частью правовой системы
Российской Федерации.

Положения Конвенции органично вошли в нормативно–правовое и организационное
обеспечение федерального и регионального уровней. В России принят целый ряд
законодательных актов – Семейный кодекс РФ (1996), Закон “Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации” (1993), Закон “Об образовании” (1992) и др.

23 августа 1993 года Президентом России был подписан Указ “О реализации
Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей”. Действует президентская программа “Дети России”,
включающая ряд подпрограмм: “Дети – инвалиды”, “Дети – сироты”, “Здоровый
ребенок”, “Дети Севера”, “Одаренный ребенок” и др.

Но только некоторые цифры показывают, как далека еще наша страна от страны
истинной демократии, где все дети по–настоящему счастливы. В 2003 году
Российский детский фонд и Научно–исследовательский институт детства РДФ
опубликовали очередной независимый доклад под названием “Тяготы детского мира”,
где были сделаны следующие выводы:

  • в России проживает более 145 млн. жителей, из них 23,3 млн. детей;
  • за последние десять лет количество детей сократилась на 4 млн.;
  • рождаемость на одну тысячу человек сократилась с 13,4 до 8,8 детей;
  • смертность увеличилась с 11,2 до 13,6 на одну тысячу человек;
  • заболеваемость детей составляет 1302 случая на одну тысячу детей;
  • увеличилось количество почти всех основных групп заболеваний. По данным
    Всероссийской диспансеризации, 32,1% детей признаны здоровыми, 54,7% имеют
    функциональные изменения или факторы риска заболеваний;
  • в стране около 650 тысяч детей – инвалидов, 700 тысяч детей – сирот и
    детей, оставшихся без родительского попечения, из которых 95% – социальные
    сироты (дети при живых родителях);
  • по данным МВД РФ в России 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей, по
    данным Российского детского фонда – 4 млн.;
  • коэффициент охвата детей детскими дошкольными учреждениями составляет
    64,8%, охвата базовым образованием – 89,4%, полным средним образованием –
    70,3%. Многие учреждения образования перегружены, 36,9 % учебных заведений
    нуждаются в капитальном ремонте;
  • за последние 10 лет (к 2001 году) количество преступлений, связанных с
    вовлечением подростков и детей в совершение преступлений увеличилось на
    77,2% и достигло более 16 тысяч.

Общей целью государственной социальной политики по улучшению положения детей
в Российской Федерации является преодоление негативных тенденций и стабилизация
положения детей. Основными направлениями этой политики обозначены:

  • укрепление правовой защиты детства;
  • поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
  • обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
  • улучшение питания детей;
  • обеспечение воспитания, образования и развития детей;
  • поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Практические задания даются студентам в конце урока для закрепления
приобретенных знаний и умения применять на практике содержание документов по
правам человека и ребенка.

Решение педагогических задач:

1. В детском саду шли съемки телевизионного фильма об
игре. Ведущий в соответствии со сценарием задавал детям один и тот же вопрос:
“Что ты больше всего любишь делать в детском саду?”

  • Играть! – не сговариваясь, отвечал каждый ребенок.
  • А дома ты играешь?
  • Играю.
  • А папа с мамой с тобой играют?
  • Нет, им некогда! Они не умеют!
  • А тебе хотелось бы, чтобы они иногда с тобой поиграли?
  • Конечно.
  • В редких случаях дети отвечали несколько иначе:
  • Папа со мной играет в “детский сад” и в “дочки-матери”. Я
    воспитательница, а он куклу в садик приводит.
  • Папа со мной в хоккей по воскресеньям играет.
  • Мы с мамой в шашки играем.
  • Ответы родителей о том, играют ли они с детьми дома, были разнообразны:
  • Дочь и в детском саду играет, и во дворе с детьми, надо же и полезными
    делами заниматься. Это что такое – сидит, например на кухне, разговаривает с
    бутылочками, как с живыми, читает им книжки, кормит с ложки. Ерунда
    какая–то! А вот учиться читать никак не хочет, – огорчается папа пятилетней
    девочки.
  • А зачем с Машей играть? Она и так в своей комнате все время возится с
    игрушками.
  • Да она и не любит, когда ей мешают, – рассуждает мама пятилетней дочки.
  • Играть?! Это же, ползать с ним по полу, стрелять, притворяться убитым? Я
    же не ребенок.
  • Я могу почитать или поговорить с ним о чем–то, – возмущается папа
    шестилетнего мальчика.

Какие права дошкольников нарушают родители? По каким причинам они не
играют с

детьми дома? Как бы вы использовали снятый фильм в работе с родителями?

2. На прием к психологу привели четырехлетнего Гришу.
Мальчик охотно вступил в контакт, жадно набросился на игрушки, стоявшие на
столе. Пирамиду он собрал кое–как без учета величины колец, с удовольствием
закрыл ее колпачком. С гордостью мальчик заявил, что умеет считать до 100.
Оказалось, что он не только считает, но свободно складывает и вычитает в
пределах 20. Он очень быстро справился с примерами, когда к 5 надо было
прибавить 3 и к 8 прибавить 6.

Когда психолог поинтересовался, откуда мальчик это знает, Гриша ответил:



“Запомнил, я же считал на микрокалькуляторе!” А сияющий папа добавил: “Моя
мечта – купить сыну персональный компьютер!”

Но то, что происходило дальше, повергло родителей в недоумение: сын не смог
пересчитать предметы, выложенные перед ним на столе; не сумел сложить 2 и 3
палочки, находившиеся в правой и левой руке; ничего не смог построить из
строительного материала; нарисовать; поиграть с мишкой.

Родители сказали, что ребенка это не заинтересовало, что больше всего он
любит читать и знает все буквы. В беседе выяснилось, что сейчас Гриша не
посещает детский сад, потому что не умеет общаться с детьми, кричит, плачет, и
поэтому воспитатели поставили под сомнение психическое здоровье мальчика.

Какими обязанностями по отношению к сыну пренебрегли родители? Как вы
объясните поведение Гриши? Какие, по–вашему мнению, психолог дал советы
родителям? Какие советы дадите вы, как педагоги?

II. Ответьте на вопросы и аргументируйте ответ:

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и
    свободу? (“Серая Шейка”, “Красная шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о
    рыбаке и рыбке”.)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на
    неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки “Три поросенка”, зайка из
    сказки “Ледяная избушка”.)
  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и
    выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других
    странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных
    собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из
    басни “Квартет”.)
  6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое
    вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о
    его работнике Балде”.)
  7. Какое право нарушил Иван–царевич в сказке “Иван–царевич и Серый волк”?
    (Право на владение личным имуществом.)

Домашняя работа.

  1. Изучить состояние работы по формированию правовой культуры детей
    в дошкольных учреждениях по следующему плану:
  2. Сделать вывод и разработать календарный план работы по формированию
    правовой культуры дошкольников и дать рекомендации воспитателям.
  3. Разработать систему занятий с детьми 5–7 года жизни по ознакомлению с
    основными положениями Всеобщей декларации прав человека.



Следующий: