Конспект урока обществознания по теме Государство и семья. Возможна ли полная независимость семьи от государства?

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с понятиями “государство”
    и “семья” в юридическом и социальном смысле.
    Показать как связаны эти два понятия, что их
    объединяет, используя местный материал.
  • Дать представление о том, почему 2008год Указом
    Президента объявлен годом Семьи, показывая
    семейную политику государства на примере
    Московской области, выделяя примеры идеальных
    семей.
  • Сформировать умение анализировать
    статистические данные и результаты
    социологического опроса с целью выявления
    основных тенденций в невозможности полной
    независимости семьи от государства в
    современном обществе;
  • Продолжить формирование умений выступать
    публично, отстаивать свою точку зрения по
    проблеме, аргументировать собственную позицию,
    анализировать полярные позиции по проблеме
    урока.
  • Через проектную деятельность совершенствовать
    коммуникативные умения в процессе групповой
    работы и публичного выступления на уроке.

Основные понятия:

  • государство, семья;
  • семья как малая группа;
  • семья как социальный институт;
  • социальная политика;
  • идеальная семья;

Учебное оборудование

:

  1. Плакаты со словами:
  • “Семья и право – это гарант спокойствия
    общества, развития государства”. Социолог М.А.
    Иванов.
  • “Семья – это кристалл общества”. Фр. писатель
    В.Гюго.
  • “Семья — очень важное, очень ответственное дело
    человека. Семья приносит счастье, но каждая семья
    является прежде всего большим делом, имеющим
    государственное значение”. Сов. Педагог
    А.С.Макаренко.
  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Телевизор с видиомагнитофоном.
  3. Дидактические материалы.

Методы и формы организации урока:

  • Презентация проекта “Государство
    и семья. Возможна ли независимость семьи от
    государства”
  • Беседы по проблемам связи понятий государство и
    семья; возможности создания идеальной семьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя

: На
прошлом уроке мы познакомились с основными
вопросами государственного и семейного права.
Сегодня познакомимся с темой “Государство и
семья”, проследим, возможна ли полная
независимость семьи от государства. Вы получили
опережающее по теме задание: Самостоятельно в
группах исследовать эти основные понятия,
используя рекомендуемую литературу,
информационные материалы Интернета, навыки
компьютерных пользователей. Каждая группа
(правоведы, социологи, журналисты) представят
результаты своей работы.

Учитель задаёт вопрос: Что такое государство
в юридическом смысле?

Слово правоведам: Государство –
это особая политическая организация,
располагающая аппаратом подавления и
управления, придающая своим велениям
обязательную силу для населения всей страны и
обладающая суверенитетом.

Государство – это основной институт
политической системы общества, организующей,
направляющий и контролирующий совместную
деятельность и взаимоотношения людей, групп,
страт, классов, организаций. Это главный институт
власти. Посредством государства власть
реализует свою политику. Поэтому, понятия
“власть”, “государство”, “политика”
взаимосвязаны и взаимозависимы.

Что является сущностью государства?

Сущностью государства как самостоятельного
явления выступает власть. Так как государство
это продукт общества, и его организационная
форма, и сложный социальный организм, то для
общества жизненно необходимым является то, чтобы
власть была сильной и стабильной, чтобы могла
обеспечить социальное равновесие, баланс
социально-классовых сил, создать условия для
развития гражданских институтов и всего
общества.

Народ ждёт от власти организационных
мероприятий по улучшению экономических условий
существования, укрепления правопорядка; народу
важно знать и кто осуществляет власть? Чьи
интересы защищает власть?

Конкретный человек нуждается в условиях,
помогающих ему своими способностями и трудом
достичь собственного и семейного благополучия,
надёжной защиты своих прав и свобод, личной
безопасности и социальной перспективы.

Правоведы говорят о главной закономерности
эволюции государства.

Делают вывод: Государство- это уникальное,
сложное, многогранное “изобретение”
человечества. По мере своего развития продолжает
усложняться и одновременно приближаться к
конкретному человеку.

Учитель говорит

: Современное общество не
могло бы существовать без упорядоченной
структуры, которая обеспечивает “прочность” и в
то же время “гибкость” этой системы. Сочетать
противоречивость человеческой индивидуальности
и общественных интересов позволяет семья. Только
внутри нормальной, полноценной семьи и с её
помощью человек входит в сложный круг
общественных отношений, становится гражданином.

Учитель спрашивает: Что такое семья в
юридическом смысле?

Правоведы – это группа людей,
взаимные права и обязанности которых возникают в
связи с кровным родством, вступлением в брак,
усыновлением (удочерением).

Семья как юридическая единица имеет
определённый социальный и правовой статус.

Учитель:

Обобщающее представление о семье
даёт социологическая наука, которая
рассматривает её и как социальный институт и как
малую группу. Слово социологам.

Социологи – это сложное
социальное образование. Они характеризуют семью
как социальный институт, т.е. объединение, с
совокупностью социальных норм, санкций, образцов
поведения во взаимоотношениях между супругами,
родителями, детьми, другими родственниками,
говорят, что это один из древних институтов,
показывая те изменения, которые происходили в
нём с течением времени и отмечая, что с течением
времени не изменилась сама социальная
необходимость семьи, на всех этапах
общественного развития она нужна была для
самосохранения общества.

Социологи говорят о специфических и
неспецифических функциях семьи в современном
обществе, используют схему №1 (см.
приложение).
Далее социологи характеризуют
семью как малую группу. Как типичная малая группа
семья может быть построена на различных
отношениях между супругами, родителями, детьми.
Это показывает схема №2 (см.
приложение).

Учитель:

Семья — это объединение людей,
связанных друг с другом узами любви и добра,
родства. Они обязаны поддерживать друг друга.
Если семья крепкая и дружная, в ней легко и
приятно жить.

Социологи провели опрос и попросили ответить
учащихся 11-х классов лицея на вопрос: Что для вас
семья? Результаты в таблице
(см.
приложение).

Социологи анализируют данные таблицы и
делают вывод:
В каждом семейном доме есть своя
определённая культура интимно-родственных
отношений, есть потребность в друзьях,
дарованных природой, т.е. родственниках. Поэтому
семья это всё, где мы живём, движемся, меняемся во
времени и пространстве.

Учитель задаёт вопрос: Как связаны эти два
понятия государство и семья? (что их объединяет?)

Учащиеся класса отмечают в своих
высказываниях :

  • это институты общества; государство-
    политический институт, семья — социальный
    институт;
  • и государство и семья созданы человеческим
    обществом;
  • семья-это тоже государство, но маленькое со
    своими законами, нормами, обычаями, традициями,
    функциями.
  • государство создало право, правовую систему с
    помощью которой управляет обществом;
  • семья создаётся и живёт по законам государства;

Далее учитель задаёт вопрос: Возможна ли полная
независимость семьи от государства?

Выслушав учащихся, показывает слайд (см. приложение) с данными
социологического опроса учащихся 11-х классов,
ответивших на этот вопрос, анализирует данные.

Затем учитель читает высказывание
советского педагога А.С. Макаренко:
“Семья -
очень важное, очень ответственное дело человека.
Семья приносит полноту жизни, приносит счастье,
но каждая семья является прежде всего большим
делом имеющим государственное значение”.

Спрашивает учащихся: Согласны вы с этой точкой
зрения? Обоснуйте свой ответ.

Показывает слайд — схему (см.
приложение).

Социологи доказывают, что семья — это основной
институт гражданского общества, делают вывод,
что все институты оказывают поддержку семье, как
универсальной высшей ценности.

Правоведы доказывают, как государство
осуществляет правовое регулирование
семейно-брачных отношений, используют источники:
Конституцию РФ (1993г.) , Семейный кодексРФ91996г.),
Указы Президента, Постановления правительства,
делая вывод,
что государство устанавливает
нормы семейного права, которые регулируют
брачно-семейные отношения. Главная цель
семейного права — сохранение и укрепление семьи.
Называют и кратко характеризуют специальные
государственные органы, через которые
государство осуществляет часть своей семейной
политики: ЗАГС; отделы соц. защиты, суды, службы
судебных приставов.

Журналисты дают характеристику средствам
массовой информации, показывая, как они освещают
вопросы семейного круга. Они рассказывают об
эволюционных изменениях происходящих с семьёй в
современном обществе.

Отмечают:

  • в настоящее время в России примерно 40млн. семей,
    80% из них состоят из супругов с детьми;
  • из 3х семей в 2х материальными средствами
    распоряжается жена;
  • изменилось положение женщины в обществе:
    увеличились её общественная занятость,
  • образовательный уровень;
  • развивается семья партнёрского типа, где
    женщина и личность, и мать, и жена;
  • сегодня идёт разделение институтов брака и
    семьи; уменьшается число лиц, вступающих в
    законный брак, растёт число гражданских браков;
  • сегодня профессиональные интересы родителей
    важнее семейных;
  • увеличивается количество разводов, повторных
    браков, неполных семей;
  • смертность превышает рождаемость;

Учащиеся приводят данные ЗАГСа г. о. Рошаль за
2007г.

(см. приложение). Делают
вывод, что государство в современном обществе
заинтересовано в укреплении семьи.

Учащиеся смотрят видеозапись, сделанную
журналистами, о том, как семейная политика
осуществляется в нашем городском округе Рошаль.
Как осуществляется связь государства и семьи.
(Видиозапись можно взять у атора).

  • руководитель органа ЗАГС — М.А.Прошина;
  • ведущий специалист отдела соц. защиты населения
    — М.А.Одрова;
  • старший судебный пристав — И.Г.Колесова.

Журналисты делают вывод, что положение семьи
служит барометром состояния общества.

Учитель говорит, что 2008г. Указом Президента
объявлен годом Семьи, поэтому государство кровно
заинтересовано в укреплении и развитии семьи, не
только через национальные проекты, но и
показывая обществу примеры идеальных семей.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Как вы
представляете себе идеальную семью?
После
ответов учащихся приводит данные опроса
учащихся 11-х классов по этому вопросу
(см. приложение).

Учитель, обобщая выступления учащихся,
предлагает вспомнить принципы и традиции
семейных отношений, которые существуют и в
нормах морали и в законах, на которых строится
гармоничная и стабильная семья:

  • общность супружеских отношений;
  • справедливое распределение семейных
    обязанностей;
  • дружеское расположение, взаимная забота членов
    семьи;
  • любовь между супругами, родителями и детьми;
  • понимание и поощрение индивидуальных
    устремлений членов семьи;

Абсолютно правы в своих высказываниях: Фр.
писатель В.Гюго “ Семья- это кристалл общества”
и Социолог М.А. Иванов: “Семья и право- это гарант
спокойствия общества, развития государства”.

Литература

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Семейный кодекс РФ.Последняя редакция.- М.:
    Юрайт-Издат, 2006. – 77с.- ( Правовая библиотека).
  3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.:
    Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:
    Дрофа, 2000.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и
    права: Пособие для поступающих в юридические
    вузы.- М.: Зерцало, ТЕИС, 1999.
  5. Обществознание: учеб. для учащихся 11кл.
    общеобразовательных учреждений:профильный
    уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение,
    2007.
  6. Обществознание /Учеб. Пособие для школьников и
    абитуриентов/ В.И.Анишина, С.А.Засорин,
    О.И.Крыжкова, А.Ф.Щеглов.- М.: Материк-Альфа,2006г.
  7. Никитин А.Ф. Обществознание, справочное
    пособие,/Полный курс подготовки к экзаменам,
    зачётам, тестам/.-М.: ООО “Издательство
    “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005г.
  8. Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для
    учащихся сред. Учеб. Заведений –М.: Просвещение,
    1996г.
  9. Материалы центральных и местных средств
    массовой информации за 2007-2008гг.

Следующий: