Конспект урока «Общечеловеческий смысл комедии Мольера Мещанин во дворянстве»


Цели урока:

  1. Дать понятие о смысле комедии Мольера “Мещанин
    во дворянстве”.
  2. Показать общечеловеческое в комедии Мольера.

Оборудование:

  1. Портрет Мольера.
  2. Поясные портреты персонажей.
  3. На доске таблица, которую ученики должны
    заполнить по ходу урока, раскрывая характеры
    персонажей.
  4. Видеоматериалы.

Эпиграф к уроку:

“…Как гений он знает всё…Он описывает
жизнь, происшествие, частное лицо, а получается
общечеловеческий порок и страсть…”

К.С. Станиславский о Мольере.


Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение цели урока с обращением к эпиграфу.


II. Проверка домашнего задания.

1. Но прежде, чем мы перенесёмся с вами во
времена Мольера, давайте вспомним:

– К какому веку относится расцвет классицизма
во Франции?

– С какими общественными явлениями он связан?

– Что вы знаете о правиле трёх единств?

2. Словарная работа ( классицизм,
драматическое искусство, комедия, мещанин,
дворянин).



III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

А теперь мы можем с вами отправляться в XVII век.
Замок Шамбор, двор Людовика XIV, короля –
“солнце”, 19 ноября 1670 г. Только что закончилось
представление новой комедии Мольера “Мещанин во
дворянстве”.

Сцена из пьесы М.А. Булгакова о Мольере.

Теперь мы видим, какие пересуды вызвала эта
комедия Мольера. Что же так раздражало
придворных и радовало в ней самого короля?
Вспомним историю её создания.

В 1669 г. в Париже находилось турецкое посольство.
Турецкий посол, несмотря на пышный приём
Людовика XIV, не выразил никакого восхищения по
поводу увиденного великолепия. Король был обижен
и заказал Мольеру пьесу, в которой можно было бы
посмеяться над турецкими церемониями.

Так родилась сцена посвящения в сан
“Мамамуши”, из которой и выросла в дальнейшем
вся сюжетная линия пьесы.

Но вернёмся к эпиграфу нашего урока. Мольер не
был бы Мольером, если бы в пьесе речь шла только о
сатире на турецкое посольство.

Мольер чутким взором художника сумел подметить
одну из самых ярких черт своего времени. Мы уже с
вами говорили, что 17 век не только век рассвета
классицизма, но и век начала новых отношений
среди людей. Видную роль в жизни общества стала
играть буржуазия. Дворянство в те времена уже
переживает экономический и моральный упадок, но
ещё сохраняет привилегированное положение.

Наблюдая взаимоотношения этих двух классов,
Мольер хотел показать власть дворянства над
умами буржуа, в основе чего лежало превосходство
дворянской культуры и низкий уровень развития
буржуазии; в то же время он хотел освободить
буржуа от этой власти, отрезвить их. Изображая
людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их
на три группы: те, кому были свойственны
патриархальность, косность, консерватизм; люди
нового склада, обладающие чувством собственного
достоинства, и, наконец, те, кто подражает
дворянству, оказывающему губительное
воздействие на их психику . К числу этих
последних относится и главный герой «Мещанина
во дворянстве » господин Журден.

Этот человек целиком захвачен одной мечтой –
стать дворянином. Возможность приблизиться к
знатным людям – счастье для него, всё его
честолюбие – в достижении сходства с ними, вся
его жизнь – это стремление им подражать. Его цель
– внешние формы дворянского поведения. Эту
слабость Журдена используют многочисленные
учителя. Давайте посмотрим только на небольшой
урок по философии./Действие 2, явление 6 /.

2. Беседа по комедии с инсценированием
отдельных сцен.

Вопросы учителя:

– Действительно ли у Журдена есть желание
познавать науки?

– Чему учат его учителя и почему эти уроки
вызывают смех?

/ Заполнение таблицы. /

Мы видим с вами, что обучение Журдена нельзя
назвать даже поверхностным, он сразу пытается
пройти все науки и выучиться всем манерам. Но
невежество сочетается у Журдена с другими
чертами характера. Что это за черты? / Для ответа
на этот вопрос смотрим действие 3,явл. 2/

– А как вы думаете, кто из представленных
героев является противоположностью Журдена?

– Какие черты характера вы можете отметить в
этом персонаже?

Обратите внимание на удивительное мастерство
Мольера – в маленькой сцене перед нами в образах
мужа и жены предстали сразу два типа буржуа, о
которых я говорила ранее.

А теперь перелистываем дальше страницы комедии
и знакомимся с представителем 3-го типа буржуа –
новое поколение.

/Действие 3, явление 12 /

– Какие черты характера свойственны Клеонту?



– Какие черты характера вы могли бы добавить к
характеристике Журдена?

Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в
комедии изображение дворянства. Посмотрим,
какими предстают они перед нами./ Действие 3,
явление 18 /



– Чем покорили аристократы Журдена, и какими на
самом деле предстают перед нами граф Дорант и
маркиза Доримена?

Дворяне не только издеваются над Журденом:
используя его тщеславие и доверчивость, граф
Дорант попросту грабит его, беззастенчиво
обманывая, когда делает вид, что помогает Журдену
в любовных делах. Нечистоплотным представлен
граф и в его отношениях с маркизой Дорименой: он
тратит для её удовольствий деньги Журдена, делая
вид, что он богат. Автор комедии намекает на
важную примету времени: материальное положение
многих представителей дворянства оставляет
желать лучшего. В свою очередь, для маркизы сила
чувства определяется затраченными на неё
суммами, а состояние поклонника является
решающим аргументом в его пользу. При этом
расчётливость прикрывается тонкой хитростью:
«Я хочу положить конец вашей расточительности:
чтобы вы больше на меня не тратились, я решила
выйти за вас замуж, не откладывая».

Таким образом, мы видим, что Журден – это ещё и
доверчивый человек, который стал жертвой
собственных предрассудков. Но именно эта
доверчивость к титулу «дворянин» помогает
слуге Ковьелю устроить женитьбу
Клеонта./Действие 4, явление 5/

– Как вы думаете, кого из героев комедии Мольер
изображает с безусловной симпатией?

– Какие черты характера присущи Николь и
Ковьелю?


IV. Итоги урока. Выводы.

Именно эти черты характера слуг помогли найти
выход из трудного положения Клеонта и Люсиль.
Балетный маскарад блистательно завершил
комедию. В этом финала также проявился гений
Мольера. Мы с вами говорили на прошлом уроке, что
Людовик XIV любил комедию и любил балет, Мольер
сумел органично соединить эти жанры искусства.

При всём при этом Мольер не отошёл в своём
произведении и от правил классицизма.

– Какие черты классицизма нашли отражение в
этой комедии?

– А не являются ли сюжетные линии Доримена –
Дорант и Клеонт – Люсиль побочными линиями? Не
нарушают ли они единства действия?

/ Роль единства действия выполняет единство »
игры «. В этой комедии мы видим постоянную игру
персонажей. Журден играет дворянина, Ковьель –
посланца сына турецкого султана и т.д. Постепенно
все включаются в эту игру, даже госпожа Журден.
Вот эта игра, переодевание и исполняют роль
единства действия. /

А теперь вернёмся к главному вопросу нашего
урока: в чём общечеловеческий смысл комедии
Мольера » Мещанин во дворянстве «?
Посмотрите на составленную нами таблицу.

– Является ли Журден только отрицательным
персонажем?

– Только ли людям ХVII века были присущи
подобные черты характера?

Хочу особое внимание обратить на слова Клеонта
о присвоении всем подряд дворянских званий, о
том, что Журден, ослеплённый желанием быть
дворянином, отказывается от собственных
родителей. Видимо, отказ от своего прошлого,
нежелание реально смотреть на историю, является
тоже, увы, частью человеческого несовершенства. И
300 прошедших лет мало что изменили в этом
отношении. Как мало они изменили представления
многих о том, что купить и продать можно всё; во
времена Мольера такие торгашеские настроения
только зарождались / Журден думал, что заплатив
учителям, он сможет купить культуру/. Современные
Журдены превратили деньги в мерило всех
ценностей, а закон купли – продажи в закон жизни.
Герои Мольера не утратили своей актуальности и
для людей последующих веков.


V. Домашнее задание:

Сочинение – рассуждение “Журден, я тебя
узнал!”

Ответить на вопрос:

– Какие пороки людей XXI века я увидел в образах
комедии Мольера “ Мещанин во дворянстве”.

Использованная литература.

  • История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для
    филол. спец. вузов/ под ред. З.И. Плавскина. – М.,
    1987.
  • Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Кн.
    для учащихся ст. классов сред. шк. – М., 1992.
  • Муравьева Н.И., Тураев С.В. Западноевропейская
    литература. Пособие для средней школы.– М., 1956.
  • Нартов К.М. Зарубежная литература в школе.
    Пособие для учителей. – М., 1976.



  • Следующий: