Конспект урока «Назначение человека в очерке В. Г. Короленко Парадокс»

Тема: Назначение человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс».

Цели:

1. Развивать представление о Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях; уметь определять идею произведения и средства ее раскрытия; уметь сопоставлять произведение и личный жизненный опыт.
2. Развитие навыков анализа эпического произведения; умений характеризовать героев на основе их поступков.
3. Формирование оптимистического взгляда на жизнь; воспитание отзывчивости и милосердия.

Оборудование: портрет, карточки

Ход урока

I. Пятиминутка чтения

Стр. 234,235, 255, 256.

Что узнали о характере Короленко, его взглядах на жизнь?

II. Работа над раскрытием личности автора

1. Беседа по заданию пятиминутки.

2. Восстановление материалов предыдущего урока:

  • Против чего боролся Короленко в течение всей жизни?
  • В чем проявилось его мужество?
  • Какие произведения читали?

3. Анализ эпиграфа: это человек, «который не считает себя судьею людей, а любит их с открытыми глазами, той любовью, которая дает мало наслаждений и слишком много страданий…»

Уточняем, что значит любить «с открытыми глазами».

Любить «с открытыми глазами» значит любить человека таким, какой он есть, со всеми слабостями и недостатками»

III. Знакомство с понятием «очерк»

Где уже встречались с очерком?

Есть 2 вида очерков:

Документальный – воспроизводит, исследует и оценивает действительные факты и явления жизни.

 Художественный – изображает и анализирует главным образом нравы определенной среды или характер отдельного человека.

К какому виду отнесем прочитанное произведение?

Вывод: это философское произведение, размышление автора о назначении человеческой жизни, которым он делится со своими читателями.

Само название очерка говорит о том, что речь здесь пойдет о чем-то важном, имеющем большое значение, чем просто рассказ о конкретном случае.

IV. Словарная работа в группах

Определить значения слов: употребить их в предложении.

парадокс
лексикон
шляхтич
феномен
флюиды
султан
афоризм
эмансипироваться
«обойди»

Вывод: необходимо знать не только лексическое значение данных слов и уметь их правильно произносить, но и свободно, к месту, употреблять их в своей речи: обратить внимание на свободу и ясность языка Короленко.



V. Работа в группах по восприятию текста

1. В парах с карточками:

  • Описание доктора Дударева, Уляницкого.
  • Описание матери мальчиков в разных ситуациях.
  • Найти антитезу (противопоставление) в первой и второй частях.

2. В группах определяют ключевые главные моменты рассказа.

VI. Анализ рассказа по главам

1. Каково назначение первой части, только ли в том, чтобы ввести нас в мир маленьких героев?

  • Какими словами начинается и заканчивается первая глава?
  • В какие игры играли вы в детстве?
  • Каким видят мир в своих играх мальчики?

Вывод: первая часть знакомит нас с миром игры, которая играет большую роль в жизни ребенка. Автор готовит читателя к чему-то более важному? В тетрадях запись: «Мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни».

2. Реализация группового задания.

Какой мир был противопоставлен миру игры мальчиков? Кто и как разрушает фантастический мир?

В тетрадь: афоризм о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек.

3. Что увидели мальчики во дворе? Какие детали подчеркивают важность происходящего? Чтение портрета доктора Дударева, пана Уляницкого, матери.

Портрет феномена, его умений.

В тетрадь запись афоризма « Человек создан для счастья, как птица для полета».

Характер феномена: умен, прекрасно разбирается в людях, чувствует их нравственную суть. Он горд, деньги не просит, а зарабатывает. Поэтому отдает серебряную монету нищему.

Легко ли даются Яну Криштофу его чудеса?

Неужели он делает это все только для того, чтобы заработать себе на кусок хлеба?

Нет, он хочет быть обычным человеком, жизнь прекрасна, и Ян Криштоф живет достойно.

Каждый ли человек может справиться с обстоятельствами? Не озлобиться?

Нужна любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Ему, очевидно, понадобились долгие годы тренировки и страданий.

VII. Вывод

В этом и есть парадокс: человек, обиженный природой, не озлобился, не ожесточился, он способен делать добро.

Приведите примеры.

Какой же урок получили мальчики?

Не только поняли, что человек создан для счастья, но и то, что он должен оставаться человеком, несмотря ни на что.

Какие изученные произведения подтверждают мысль, что человек в любых обстоятельствах должен оставаться человеком?

Домашнее задание

Сочинение-эссе «Счастливые люди вокруг меня».




Следующий: