Конспект урока литературы В. И.Белов. Скворцы. 5-й класс


Тема: «Научиться любить, научиться
делать добро». По рассказу Василия Ивановича
Белова «Скворцы».

Эпиграф:

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Н. Тулупова.

Цели

:

Общеобразовательная

:

  • Познакомиться с главным героем рассказа В. И.
    Белова «Скворцы».
  • Выяснить, чему может научить рассказ.

Развивающая

:

  • Развивать читательскую зоркость.

Воспитательная

:

  • Воспитывать в детях доброе отношение к близким,
    к природе, любовь к родному краю, чувство
    ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование

:

1. Портрет В. И. Белова, его произведения, список
произведений.

2. Иллюстрация с изображением скворца,
скворечник со скворцом.

3. Рисованный диафильм (на слайдах).

4. Закладки с изображением скворца.

5. Рисунки учащихся к данному произведению.

6. Грамзапись с голосами птиц.

7. Отпечатанные слова для словарной работы (на
слайде).

ХОД УРОКА



I. Вступление. Слайд: В.Белов «Скворцы» (

Звучит
грамзапись с голосами птиц. Сообщение темы урока,
обращение к эпиграфу).

Учитель:

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … .
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова
Н.Тулуповой

«Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды»,

а тема нашего урока «Научиться любить,
научиться делать добро» (По рассказу В. И. Белова
«Скворцы»)

«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях
трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина,
ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной».

- Каким представляется вам человек, который мог
сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу,
людей, свой дом).

Учитель: Эти слова принадлежат В. И. Белову,
замечательному русскому писателю, автору
рассказа «Скворцы».

II. Работа с портретом.

Учитель: Обратимся к портрету писателя. Какой
это человек? Что можете сказать о писателе по его
портрету: выражению лица, глазам, одежде?

(Лицо — круглое, морщинистое;

Лоб — высокий, широкий;

Борода — маленькая, аккуратная;

Рот — как бы приоткрывает;

Интеллигентный — галстук;)

Учитель: На лице пожилого человека — мудрость,
морщинки у глаз и у носа;

Глаза устремлены на что — то, может быть, на
свою землю, и он, возможно, хочет сказать: «Тихая
моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и
вручаешь душу своей земной тишиной».

III. Слово о писателе.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в
деревне Тимониха Вологодской области, в
крестьянской семье. Живет в Вологде. Он почти наш
земляк. В литературу пришел как поэт, печатался в
газетах, работал в колхозе, столяром в
леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом
электростанции. Он пишет о деревне, о
крестьянском хозяйстве, о простом человеке -
труженике, о судьбе женщины — матери, их жизни, о
деревенских ребятишках, о животных, о природе.

Учитель: Обращаю ваше внимание на список
произведений писателя, с которыми вы можете
познакомиться.

Приложение — таблица с произведениями В.И.
Белова.

  • Повести: «Деревня Бердяйка», «Привычное
    дело(1966).
  • Юмористические рассказы и повести: «Бухтины
    вологодские».
  • Сказка «Рыбацкая байка».
  • Книга стихотворений «Деревенька моя лесная».
  • Притча-шутка: «Прошла, матушка», «Рассказы о
    всякой живности».
  • Сборник рассказов и повестей: «Знатное лето»,
    «Речные излуки», «Тиша и Гриша».

IV. Постановка цели урока:

Учитель: Давайте вместе определим цель нашего
урока.

- С кем мы должны познакомиться? (с главным
героем)

- Что выяснить? (чему учит рассказ).

Презентация.

Слайд: «Цели урока».

Учитель: цель нашего урока:

- познакомиться с главным героем,

- выяснить, чему нас может научить рассказ.

Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел
удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная
атмосфера. Давайте будем трудиться сообща,
слушать и стараться понять друг друга.

Первый вопрос вам: Кто главный герой
произведения?

Проблемный вопрос:

А почему рассказ о
мальчике называется «Скворцы»? Мы должны
выяснить это с вами в ходе урока.

V. Беседа по тексту. Слайд: «Павлуня на
кровати».

- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой
семье он живет?

- Как родители относятся к мальчику?

- Любит ли Павлуня свой дом?

- О каком времени года говорится в произведении?

- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с
работы?

VI. Чтение наизусть отрывка. Слайд: «Павлуня и
отец делают скворечник».

Первый ученик: Отец и Павлуня делают
скворечник.

Слайд: » Отец ставит скворечник».

Второй ученик: Где они его установили?
Каким получился скворечник?

VII. Работа с книгой.

Слайд: «Прилет двух скворцов»

- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде
«Прилет скворцов». Подтвердите текстом
рассказа, (стр. 146)

- Как понимаете значение слова «обомлел»?

- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? («А где
же остальные будут жить?»)

Слайд: «Два скворца в скворечнике»

- Каково было поведение скворцов? Чем они
привлекали к себе внимание людей? Задание: зачитать
только глаголы, (стр. 116-117).

Слайд: «Упавший скворечник»

- Обратимся к эпизоду «История со
скворечником».

Какая произошла беда? Как писатель передает
состояние и действия потрясенного чужой бедой
мальчика (стр. 117, чтение учителем эпизода до слов
«Тут Павлуня увидел скворечник. . . «).

- А что было потом? Задание: зачитайте
последний абзац.

- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а
скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее
слово «завтра»?

Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее
нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и
скворцы прилетят.

VIII. Обобщение.

Учитель: Пришло время ответить на главный
вопрос нашего урока.

- Так почему рассказ о мальчике называется
«Скворцы»?

IX. Составление синквейна.

Учитель: А теперь я хочу предложить вам
необычное задание. Думаю, оно вам понравится.
Синквейн (слово французское, означает «пять) -
это стихотворение из пяти строк, то есть непросто
стихотворение, а стихотворение, которое
составляется по определенным правилам.

Слайд: «Синквейн»

Задание: составить синквейн,
охарактеризовав кратко главного героя рассказа.

X. Чтение синквейнов ребят и чтение синквейна
учителя по слайду.

XI. Работа над лексическим значением слов.

Учитель: Вам была предложена исследовательская
работа, и вы все были юными исследователями. Вам
предложено было найти объяснение некоторым
словам текста. Итак, какое лексическое значение
имеют данные слова.

Слайд: «Лексическая работа»

(Репейник, пуд, отава).

XII. Как внимательно вы читали?

- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А
где намерзла эта сосулька? (на карнизе).

- На что она была похожа? (на штык)

- Было холодно, накапало. Откуда капало? (с
застрехов).



- С чем сравнивается синее небо? (обложкой на
новой тетради).

- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).

- Кем был отец Павлуни? (трактористом). Кем была
его мать? (колхозница).

- Чем пахло от рук отца? (трактором и снегом).

- Что принес отец домой с работы? (фильтр
масляный).

- Когда стало темно в доме, что зажег отец?
(десятилинейную лампу).

- Перечислите, какие инструменты занес отец в
дом? (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).

- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы?
(черемухи).

- Чем пахло от скворечника? (смолой).

- Как называется трава, которая глянула на свет?
(отава).

- Как называлась черемуха, на которой висел еще
первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).

XIII. Проверка домашнего задания «Письмо
Павлуне».

Учитель: У вас была возможность проявить свои
творческие способности, раскрыться в слове. Дома
вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем
или пожеланиями. Давайте зачитаем некоторые
письма.

XIV. Итог урока.

Чему учит нас рассказ?

XV. Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю написать продолжение
рассказа: «Что ожидает героя завтра?».

Заключение

Учитель: В одном из стихотворений есть такие
строки:



У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.

Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся
только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как
и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне,
то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с
вами знали, что дом для птиц готов.

Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас
людям, природе, спешите делать добрые дела и
помните:

«Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды».




Следующий: