Конспект урока физики в 7-м классе по теме: Решение задач на применение формулы p=p. g.L

Структура урока

  1. Организационный момент урока (распределение
    учащихся по группам).
  2. Вводная беседа-опрос.
  3. Запись темы урока, формулировка целей и задач
    урока.
  4. Игра – решение задач.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание и консультация по его
    выполнению.
  7. Выставление оценок.

Цели урока:

  • образовательные:
    • повторить физические понятия, связанные с
      давлением жидкости;
    • научить применять формулу расчёта давления
      жидкости при решении задач прикладного
      содержания;
  • воспитательные:
    • воспитывать умение слушать, взаимовыручку и
      сотрудничество;
  • развивающие:
    • развить навыки решения задач прикладного
      характера.

Тип урока: урок-решение задач в форме игры.

Основные методы обучения:

  • репродуктивно-игровой;
  • аналитико-синтетический.

Оборудование:

  • карточки-задания для каждой группы (3 варианта в
    двух экземплярах ),
  • “орехи знаний”, разрезанные на осколки,
    которые прикреплены скрепками к овалу и поэтому
    сохраняют форму ореха, сосуды с молоком,
    подсолнечным маслом и “уксусом”.

ХОД УРОКА

Класс делится на 3 группы.

I. Вводная беседа-опрос:

– На прошлом уроке мы узнали, по какой формуле
рассчитывается давление жидкости на дно и стенки
сосуда. Вспомним и запишем на доске эту формулу. (
р = gh)
– Кто может показать, как эта формула была
получена?

У доски выводит эту формулу ученик, используя
готовый чертёж.

– От каких величин зависит давление жидкости? (От
плотности, высоты столба жидкости и величины g).

– Какое парадоксальное явление можно объяснить
с помощью этой формулы? (Гидростатический
парадокс)

– В чём он заключается? (Разные массы жидкости
создают одинаковое давление на одну и ту же
площадь при равной высоте жидкости в сосуде)

– В каких единицах должны быть выражены , g и h в формуле,
чтобы р было получено в паскалях? ([ ] в кг/ м3, [ g ] в Н/кг,
[h ] в м ).

– Ребята, сегодня с помощью формулы р = gh мы будем решать задачи
аналогичные примеру, рассмотренному в параграфе
38, который вы читали дома, а также и более сложные.
Поэтому главная цель нашего урока: развить
навыки решения задач на применение формулы р=gh.
Запишем тему урока “Решение задач на применение
формулы р = gh”.
Наш урок мы проведём в форме игры “ Крепкий
орешек”. Я напомню вам правила: у каждой группы
свой орех они, различаются заданиями. Своими
знаниями вы должны разбить “орехи” на осколки.
Осколки на “орехах” пронумерованы, и номера
заданий в карточках им соответствуют. Маленькому
осколку аналогично лёгкое задание, а крупному –
потруднее. Получайте карточки с заданиями,
назначайте ответственного, который пойдёт
решать задание у доски. Если задание выполнено
верно, то ученик из группы получит определённое
число баллов от 1 до 3 и отколет осколок от своего
ореха. В течение урока каждый должен постараться
набрать не менее 3 баллов – это минимум, за
который я поставлю “3” а команда в целом должна
быстрее отколоть все осколки от своего ореха. За
большее число баллов оценка будет
соответственно выше. Каждое дополнение, ответ я
буду оценивать дополнительными баллами.



Решайте же задачи, решайте без сомнения,
Орешек вам поможет развить свои умения!

– Итак, приступаем к выполнению заданий.

Задания для 1 группы:

  1. Что вы знаете о давлении на одинаковых уровнях в
    жидкости?
  2. Какое давление оказывает на дно канистры слой
    керосина высотой 50 см?
  3. Водолаз в жёстком скафандре погружается на
    глубину 250 м. Определите, какое давление
    испытывает водолаз на такой глубине в озере.
  4. На какой глубине давление воды в море равно 412
    кПа?
  5. Какая жидкость оказывает на глубине 5 м давление
    40 кПа?
  6. Из формулы р = gh
    выразите величину h.
  7. Сравните давления р 1 и р 2 (см. рис.1).

Задания для 2 группы:

  1. Искусный ныряльщик погружается в море на
    глубину 50 метров. Какое давление испытывает он?
  2. Какое давление испытывают рыбки, плавая в
    аквариуме на глубине 20 см?
  3. Как зависит давление от высоты столба жидкости?
  4. Определите высоту водонапорной башни, если у её
    основания давление равно 220 кПа.
  5. Какая жидкость на глубине 0,1 м оказывает
    давление 790 Па?
  6. Сравните давления р1 и р2 (см. рис. 2).
  7. Из формулы р = gh
    выразите величину .

Задания для 3 группы:

  1. На какую высоту может поднять нефть насос,
    создающий давление 160 кПа?
  2. Из формулы р = F/S выразите S.
  3. Самое глубокое озеро-Байкал, его глубина 1620
    метров. Определите давление на дне этого озера.
  4. Какое давление оказывает ртуть в резервуаре
    термометра, если её высота 20 см?
  5. Какая жидкость на одной и той же глубине
    оказывает большее давление: керосин или вода?
  6. Сравните давления р1 и р2 (см. рис.3).
  7. Какая жидкость на глубине 100 метров оказывает
    давление 710 кПа?

Когда группы справятся с заданиями на
карточках, им предлагают экспериментальные
задания по определению давления жидкости на дно
сосуда и выбрать верный ответ под буквой,
указанной в “ядре ореха”.

1 группе: определить давление молока на
дно банки, пользуясь измерительной линейкой и
таблицей плотности (см. “орех” 1).

2 группе: определить давление “уксуса”
на дно бутылочки, пользуясь измерительной
линейкой и таблицей плотности (см. “орех” 2).

3 группе: определить давление
подсолнечного масла на дно бутылки, пользуясь
измерительной линейкой и таблицей плотности ( см.
“орех” 3).

– Итак, ребята, каждая группа разбила свой орех
и справилась с экспериментальным заданием.
Вы хорошо поработали на уроке, решили много
интересных задач и выполнили экспериментальное
задание. Я думаю, что теперь задачи на расчёт
давления жидкости не вызовут у вас затруднений.
Что же осталось ещё? В “орехах” хранится задание
на дом: повторить § 38, упр. № 15 (3). Запишите его в
дневник и прочитайте условие задачи.
Проанализируем её условие и наметим план
решения.
По условию задачи давление в трубке
уравновешивается давлением гири на камеру.
Значит, эти давления равны. Как рассчитать
давление жидкости вы знаете. А давление гири с
дощечкой ? (р = F/S ) .Из этой формулы вы и найдёте S.
А сейчас подсчитаем заработанные баллы, и я
выставлю оценки за сегодняшний урок.

Приложения к уроку.




Следующий: