Конспект урока физики в 7-м классе по теме Инерция

Цель: Изучить явление “инерция”,
экспериментально исследовать это явление,
развить навыки самостоятельной работы.

Задачи:

Образовательные:

  • Ввести понятие инерции;
  • Сформулировать представление о факторах
    (условиях), при которых она возникает;
  • Научить обнаруживать данное явление в
    окружающем мире.

Развивающие:

  • Совершенствовать интеллектуальные умения
    (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять
    знания, делать выводы).
  • Выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять
    достоверность.

Воспитательные:

  • Учить видеть практическую пользу знаний.
  • Совершенствовать теоретическую базу для
    дальнейшего изучения выталкивающей силы.
  • Продолжить формирование коммуникативных
    умений.
  • Продолжать формирование познавательного
    интереса к предмету “Физика”.

Главная методическая идея: строить
урок на деятельностной основе.

Форма урока:

урок- путешествие.

Дидактический тип урока: изучение нового
материала.

Оборудование:

компьютер и мультимедиа-
проектор, штатив с муфтой, желоб, шарик, песок,
интерактивная доска, молочная бутылка , кольцо,
монетка, указка, тележка с неваляшкой;
дидактический материал: тесты, картинки с
явлением “инерция”, книжки с выписками из
литературных произведений (с явлением
“инерция”; треугольники для распределения на
группы; лопата, грабли, молоток, черенки для
насадки.

Тема урока записана на доске

– “Инерция”, на
экране презентация “Инерция”.

I.

Учитель:

— Сегодня у нас необычный урок,
урок-путешествие. Мы будем путешествовать в
автобусе и одновременно изучать тему, которая
записана на доске. В путешествие отправятся те,
кто сможет купить билет, ответив на вопросы
домашнего задания и получив оценку “5”. (Приложение 2). Поиграем в игру
“Учитель-ученик”. Ученики первого варианта
отвечают на четные номера вопросника, а
“учитель”, сосед по парте, его слушает, отмечает
“+” в его карточке правильные ответы. Затем
меняются ролями. “Учитель” выслушивает ответы
на вопросы нечетных номеров. В конце ответов
ставят друг другу оценку.

А два ученика пойдут к доске. 1-ый ученик
собирает формулы – “учитель” ставит оценку, а
затем ученик задает “учителю” вопросы.

Учитель:

- Поднимите руки те, кто получил “5”?
А кто получил “4”?

Мы возьмем вас с собой в путешествие и дадим
возможность доплатить за проезд, отвечая на
вопросы, которые нам сегодня встретятся. Итак, в
путь. Займите места в автобусе. Мы приближаемся к
остановке “Объясни фокус”.

Опыт. Кольцо на бутылке,
монетка на кольце…Кольцо резким движением
выдергивают, а монетка попадает в бутылку.
Попытайтесь объяснить наблюдаемое явление. Возникают
трудности с объяснением, и учитель плавно
переходит к объяснению нового материала.

Учитель: — Наблюдения и опыты показывают,
что скорость тела сама по себе измениться не
может. А в результате чего меняется скорость
тела?
Тележка стоит на столе. Чтобы она
двигалась, надо на нее подействовать. Пока на нее
не подействуешь, тележка не придет в движение.
Пуля покоится в стволе ружья, пока на нее не
подействуют пороховые газы.

Вывод:

(делают учащиеся) — Т.об., тележка и пуля
не меняют свою скорость, пока на них не действуют
другие тела.

Тележка, катающаяся по столу, остановится из-за
действия силы трения о стол.

Пуля, прошедшая сквозь фанерную мишень
уменьшает свою скорость, так как на нее действует
мишень.

Вывод:

(делают учащиеся) — Изменение скорости
тела (величины и направления) происходит в
результате действия на него другого тела.

Учитель:

— А что будет с телом, если на него
ничего действовать не будет?

Проделайте опыт.

Опыт. На столе возьмите
желоб, установите его наклонно, под желобом
насыпьте кучку песка. Скатите шарик с желоба. Что
наблюдаете? Почему?

Ученики:

— Шарик остановился, так как на него
подействовал песок.
Учитель: — Выровняйте песок и вновь отпустите
шарик с прежней высоты. Что наблюдаете?
Ученик: — Теперь шарик прошел большее
расстояние, так как песок действовал меньше, и
скорость изменялась медленнее. Движение было
ближе к равномерному.
Учитель: — А если совсем убрать песок?
Ученики: — Шарик до остановки пройдет большее
расстояние, медленнее изменяет свою скорость,
движение еще больше становится похожим на
равномерное.
Вывод (делают учащиеся): — Чем меньше действие
другого тела на шарик, тем дольше сохраняется
скорость его движения, и тем ближе оно к
равномерному.
Учитель: — Как же будет двигаться тело,
если на него совсем не будут действовать другие
тела?
Ученики (выдвигают гипотезу). — Если на тело не
действуют другие тела, то оно покоится или
движется прямолинейно и равномерно.
Учитель: - Можно ли это установить на опыте?
Ученики: - Нет, так как в условиях Земли всегда
есть сила трения и притяжение к земле.
Учитель: — Впервые тщательные опыты были
проведены Галилео Галилеем, которые позволили
ему сделать вывод: (Слайд №2) “Тело,
на которое не действуют другие тела, движется с
постоянной скоростью, т.е. равномерно и
прямолинейно, или покоится”. Именно он ввел в
физику понятие “Инерция”.
Учитель: — Ребята, найдите в учебнике
определение “инерции”.
Ученики: - Явление сохранения скорости
телом при отсутствие на тело других тел
называется инерцией.
Учитель: - Как переводится с латинского
слово “инерция”?

Ученики отвечают.

Учитель: - Таким образом, движение
тела при отсутствии действия на него других тел
называют движение по “инерции”. Может ли
явление инерции в чистом виде наблюдать на земле?
Почему?
Ученики: — Потому что действует сила
трения и сила тяжести к Земле.
Учитель: — Правильно. Поэтому мы
будем явление называть “инерцией” только
приблизительно.

Например, пуля, вылетевшая из ружья
горизонтально, двигалась бы так, сохраняя
скорость постоянной, если бы на нее не
действовали другие тела — воздух и Земля.
Вследствие действия этих тел пуля движется по
кривой линии с уменьшающейся скоростью. Допуская
действие земли и воздуха, мы говорим, что пуля
“двигается по инерции”. Велосипедист, перестав
крутить педали, еще старается сохранить свою
скорость постоянной, то есть движется по инерции.

Учите

ль: — Итак, что же называется
“инерцией”?

Ученики дают определение.

Выво

д: — Итак, найдем на стр. 42 ответ
на вопрос: как же движется тело, если на него не
действуют другие тела?

Ученики отвечают.

II. Закрепление.

Учитель

. — Что-то мы с вами засиделись. Быстро
в автобус. Нас ждет город “Физикоград”. Пока мы
едем, давайте вспомним, что же мы изучили. Я
начинаю, а вы продолжаете.

- Инерция – это…..
- Понятие “инерция” ввел в физику…….

А теперь покажите движением тела:

  • Автобус резко набирает скорость.
  • Наш автобус поворачивает направо.
  • Наш автобус поворачивает налево.
  • Наш автобус резко тормозит, пристегните ремни!

Молодцы! А зачем в автомобилях страховочные
ремни?

(Слайд 3) — Посмотрите в переднее
окно. Впереди нас движется автобус, а у него
надпись “Соблюдай дистанцию”. Зачем она нужна?
Что означает эта надпись?
(Слайд 4) — А теперь у едущего впереди
автомобиля зажглись красные огоньки. Зачем?
(Слайд 5) — А вот за окнами рекламный
плакат. Рекламируют “инерцию”. А ошибок-то? Явно
не физик рисовал. Поможем их исправить?

Учитель: — Наконец остановка- центр
города “Физикограда”. Посмотрите здесь и
библиотека, и книжный магазин, и мастерская, и
выставка детских рисунков. Сейчас мы разделимся
на группы, и каждая группа пойдет на экскурсию,
получив задание. Задание для групп – посещая
книжный магазин, библиотеку, мастерскую,
выставку рисунков (см. рисунки), постарайтесь
найти случаи проявления “инерции”. Выиграет та
группа, которая найдет больше явлений инерции.
Получите билетики на посещение — треугольники с
буковкой.

Рисунок 1. Лягушка.

Рисунок 2. Рыцарь.

Рисунок 3. Лиса.

Рисунок 4. Падение мальчика.

Рисунок 5. Собака.

Ученики расходятся по пунктам назначения, ищут
явления “инерция”,называют их. Учитель подводит
итог.

Учитель

. — Мы устали, да и время поджимает.
Быстро в автобус возвращаемся на

нашу первую остановку. А чтобы вы не грустили,
проверим свои знания, выполнив тест. Тест
выполняйте в парах. Правильные ответы заносите в
табличку. Если вы правильно ответили, то у вас в
табличке получится слово. (ответ “УСПЕХ”)

(Учащиеся заполняют тест) (Приложение
1).

Учитель: — Ну, наконец мы прибыли на
остановку, с которой начали свое путешествие -
“Объясни фокус”. Кто же теперь попытается
объяснить фокус? (Ученики объясняют опыт).
Учитель: - Что же называется инерцией и
когда она наблюдается?

(Слайд 6) — Домашнее задание.
Параграф 17. Творческая работа — сделать рисунки
проявления инерции в быту, придумать опыты или
найти предметы, демонстрирующие явление инерции.

(Учащиеся записывают в дневниках).

III. Рефлексия.

Учитель: - Ребята я приготовила
листочки трех цветов. Сейчас мы с вами раскрасим
“древо познания” листочками разного цвета.
Каждый возьмет листочек цвета, соответствующего
настроению на уроке:

  • Зеленый – вам все понравилось, вы все поняли.
  • Желтый – что-то осталось не понятным на уроке.
  • Красный – вам было скучно и неинтересно, вы
    ничего не поняли.

Ученики заполняют древо.

Учитель: —

Спасибо за урок. Все могут быть
свободны.

Следующий: