Конспект урока физики по теме Плавание тел


Тип урока

комплексное применение знаний
и умений.

Цели урока

1. Совершенствовать навыки
решения задач различного типа.
2. Формировать умения применения знаний в
знакомой, измененной и новой ситуации,
проводить эксперимент.

Задачи урока

Образовательные:
1. Повторить основные понятия и правила,
связанные с темой «Плавание тел»;
2. Научить переносить знания в частично
измененную или полностью незнакомую ситуацию в
процессе решения задач творческого характера.

3. Формировать умение говорить на языке предмета.

Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, речь учащихся;
2. Развивать способность к обобщению,
систематизации полученных знаний, умению
применять полученные знания на практике;
3. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:
1. Формировать умение работать в коллективе;
2. Воспитывать у учащихся чувство толерантности и
взаимопомощи;
3. Воспитывать рациональность в
учебно-познавательной деятельности;
4. Воспитывать устойчивый интерес к изучению
физики.

Здоровьесберегающие:
1.Профилактика умственного перенапряжения путем
смены деятельности.

Знания, умения, и навыки, которые
актуализируют, закрепят и приобретут ученики в
ходе урока
Понятия: сила Архимеда, условия
плавания тел, закон Архимеда.
Навыки и умения: решать задачи на нахождение силы
Архимеда и условия плавания, планирования и
проведения эксперимента, измерения и
вычисления физических величин.

Необходимое оборудование
и материалы

компьютер, проектор, экран, раздаточный
материал, распечатанный на принтере.

Подробный конспект
урока

Мотивация учащихся

1. Знания о применении закона Архимеда и
условий плавания тел имеет широкую практическую
направленность (плавание судов, покорение
морских глубин, жизнь обитателей морей и рек,
поведение человека на воде).
2. Умение решать задачи по данной теме пригодится
для сдачи ГИА и ЕГЭ.
3. Данный материал изучается только в 7-м классе.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Урок проводится после изучения
закона Архимеда и условия плавания тел. Учащиеся
уже имеют знания о таких понятиях, как сила
Архимеда, условий, при которых тело плавает на
поверхности, тонет, плавает внутри жидкости.

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Учитель: В морском праве
мореплавание определяют как деятельность
человечества в Мировом океане с использованием
кораблей, судов, других плавучих средств, для
решения военных, экономических, научных и других
задач. Торговое мореплавание связано с
использованием судов для перевозки грузов,
пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных
морских промыслов, добычи полезных ископаемых,
производства буксирных, ледокольных и
спасательных операций, а также для других
хозяйственных, научных и культурных целей.
Военное мореплавание обеспечивает
военно-политическую деятельность государств в
Мировом океане в целях обеспечения их
внешнеполитических интересов путем
организованного использования военных кораблей
и судов.
Большое распространение у людей получили отдых
на море и водный туризм. Приведенные примеры
связаны с понятием плавание – способностью тела
удерживаться на поверхности жидкости или на
определенном уровне внутри жидкости или газа.
Темой сегодняшнего урока будет «Плавание тел» (Презентация 1, слайд 1).
Нам известно о действии жидкости и газа на
погруженное в них тело, мы изучили условия
плавания тел. Сегодня наша задача: повторить и
применить пройденный материал, а также проверить
уровень ваших знаний и умений. Умение решать
задачи по данной теме пригодится для сдачи ГИА и
ЕГЭ. Данный материал изучается только в 7-м
классе.
А что вы должны знать и уметь? Давайте заполним
таблицу (слайд №2). Приложение 1.



(Учащиеся отвечают на поставленные
вопросы, учитель по щечку заполняет пустые поля)

3. Применение знаний

Первое задание экспериментальное
(работа в группах по четыре человека). На столах
размещено оборудование.

Учитель: Ребята, давайте на
практике проверим выполнение закона Архимеда и
условий плавания тел.
С помощью предложенного оборудования, вы должны
выполнить эксперимент, проявляя смекалку и
творчество. Каждая группа самостоятельно
ставит цель, продумывает ход эксперимента,
проводит его и делает вывод. Если возникнут
какие-либо вопросы, поднимите руку. Приложение
2
.

После проведения экспериментальных
исследований каждая группа представляет отчет.
Основные выводы выводятся на экран (слайд №3,
ответы открываются по щелчку). Приложение
3
.

Учитель: Проверим свои знания,
выполнив 2 задание на соответствие из
контрольно-измерительных материалов для
основной школы.

Слайды 4 и 5. Соотнесите в
таблице: I вариант – величины с их изменением, II
вариант – нахождение тела в жидкости с условием
плавания тел. Результаты занесите в таблицу.
Каждому ученику выдается задание, отпечатанное
на листе. Приложение 4.

Учитель: А теперь обменяйтесь
листами, выполните взаимопроверку.

Учитель: Ребята, кто выполнил
задание без ошибок? С одной ошибкой? Молодцы!
Остальные – не переживайте, в течение урока вы
все вспомните и повторите.

Далее обсуждаются правильные ответы.
Слайды 4, 5 (ответы появляются по щелчку).
А сейчас применим свои знания к решению
качественных и расчетных задач.
Вниманию учащихся предлагаются
занимательные задачи из задачника Григория
Остера. Слайды 6, 7, 8, 9. Приложение
5
.
После краткого обсуждения хода решения задач,
учащиеся приступают к их решению. Учитель, по
мере необходимости, проводит консультацию.
Далее обсуждаются ответы.
Если время позволяет, то предлагаются две
дополнительные задачи. Слайд 10, 11.

4. Проверка творческого домашнего
задания

Отчет учащихся о проведении
творческого домашнего задания: компьютерная Презентация работы по
изготовлению и апробированию ареометра в
домашних условиях.

5. Итоги урока

А теперь подведем итоги урока. Чему мы
научились сегодня на уроке? После обсуждения
учащимся предлагается заполнить карточку
«Рефлексия». Приложение 6.

6. Домашнее задание. Приложение
7
.

(Домашнее задание распечатано на листах)

Спасибо всем! Урок окончен.




Следующий: