Конспект урока экологии по теме Транспорт Москвы

Для работы учащихся на уроках экологии Москвы вместо обычной рабочей тетради
используем «Портфель ученика». Он представляет собой папку файлов А4 формата с
листами бумаги. По мере выполнения заданий «Портфель ученика» наполняется
творческими работами. Подробное содержание «Портфеля» дано в методическом
пособии для учителя [1].

При подготовке к уроку использовалась разработка данной темы в «Рабочей книге
учителя по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» [2]. В процессе работы
были внесены дополнения, которыми и хочу поделиться. На уроке используется
презентация ученика и учителя, в ходе которой учащиеся получают, анализируют и
систематизируют информацию. В презентации учителя используются некоторые слайды
из курса повышения квалификации МИОО «Экология Москвы и устойчивое развитие»
(2008 г.) Для осмысления учебного материала учащимся предлагается составить
кластер, который затем вкладывается в «Портфель ученика». Работа проходит
индивидуально и в группах.

Цель

: сформировать представления учащихся о транспорте Москвы и
перспективах его развития, о влиянии транспорта на окружающую среду.

Задачи:

  • Обучающие

ознакомить школьников с основными видами общественного транспорта
Москвы, сформировать представления об экологически чистых и безопасных видах
транспорта.

  • Развивающие
    – совершенствовать навыки обобщения и систематизации информации.
  • Воспитательные
  • способствовать формированию навыков работы в команде.

    Тип урока –

    урок усвоения новых знаний.

    Оборудование:

    • «

    заготовка кластера»,

  • «Портфели учеников по экологии»,
  • презентация, проектор, экран, учебник «Экология
    Москвы и устойчивое развитие»,
  • доска, мел, магниты.
  • Технология.

    “Чтение и письмо для развития критического мышления”.

    Базовая модель урока

    , основанная на использовании данной технологии,
    представляет собой последовательное прохождение трех стадий: вызов,
    осмысление, рефлексия.

    Методы обучения:

    – по виду источников –

    наглядные, словесные, практические;

    – по виду деятельности

    – метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся
    (беседа, инструктаж, письменные задания, информирование с помощью технических
    средств обучения);
    – индуктивные (умозаключения от частного к общему).

    Формы организованной деятельности:

    – фронтальная беседа, рассказ, работа с учебником, по слайдам; групповая
    форма; работа у доски.

    Приемы обучения:

    – чтение с пометками; составление кластера; вопрос – ответ.

    Использование различных средств обучения:

    – задания различного характера; инструкции к работе; наглядность;

    – информационные источники (ТСО, доска, информационные карточки для
    кластера).

    Контроль за усвоением знаний проведен в виде ответов на вопросы.

    Учащиеся приобретут умения и навыки:

    – работы с различными источниками информации, критического и аналитического
    осмысления учебного материала;

    – системного мышления в области ресурсосбережения и природопользования в
    городе;

    – эффективного общения и сотрудничества для принятия коллективных решений при
    работе в малых группах сотрудничества.

    Ход работы

    Для урока парты разворачиваются и группируются, образуя рабочие места для
    четырех команд.

    I. Стадия вызова.

    1. Показ слайдов 1–5 (Приложение) с изображениями различных видов
    транспорта. Звучит песня Леонида Утесова «Извозчик».

    Вопрос: «О чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?»

    2. Коллективная работа. Учащимся предлагается обсудить, какой вид
    городского транспорта является наиболее перспективным с точки зрения
    экологической безопасности топлива и эффективности перевозки пассажиров
    (слайд 7).

    Ученики называют положительные и отрицательные стороны использования
    транспорта.

    Возможные ответы

    (слайд 8):

    Автомобили

    1) позволяют проехать куда и когда угодно;
    2) их возрастающее количество вызывает недостаток места для остановки и стоянки,

    3) затрудняют и часто останавливают движение, создавая пробки,
    4) в Москве время проезда из жилых районов до места работы часто превышает 2
    часа.

    Общественный транспорт:

    5) перегруженность транспорта вызывает стресс,
    6) отрицательно влияет на работоспособность,
    7) усиливает распространение болезней,
    8) вибрации ослабляют фундаменты зданий,
    9) строительство дорог и стоянки автомобилей,
    10) автомобиль в городе “ответственен” и за загрязнение воздуха: на его долю в
    Москве приходится более 80% выбросов, ухудшающих состояние атмосферы.

    II. Стадия осмысления 1.

    1. Презентация ученика «Транспортный комплекс Москвы» (слайды
      9–16).
    2. В центре школьной доски с помощью магнитов закрепляется текст «Транспорт Москвы»,
      от него разноцветными мелками рисуются 4 линии. С
      помощью «подсказок» учеников выбираются понятия первого порядка: Автомобильный, Трамвайно-троллейбусный,
      Железнодорожный, Водный транспорт.

      Эту информацию ученики записывают на индивидуальные листы.
    3. «Чтение с пометками». Каждая группа учеников получает задание:
      «Охарактеризовать один из видов транспорта Москвы». Учащиеся самостоятельно
      знакомятся с текстом параграфа §28 «Транспорт Москвы» (стр. 254–259 – без текста
      на сиреневом фоне)[3].

    Отмечают наиболее важную, по их мнению, информацию.



    III. Стадия рефлексии 1.

    1. Групповая работа. «Построение кластера». Члены группы
    обсуждают прочитанную информацию между собой и составляют свою часть кластера на
    листах бумаги.

    Инструкция для учеников. Для составления кластера лист А4 располагают
    горизонтально. В центре листа помещается основное понятие урока – это «Транспорт
    Москвы».
    Вокруг него располагаем основные виды транспорта. Каждая группа
    записывает характеристику одного вида транспорта на рабочих листах.

    Физкультминутка

    2. Работа у доски. На демонстрационном столе у доски
    располагаются листы с информацией по теме урока в произвольной форме. Каждая
    группа выдвигает одного представителя, который выкладывает свою часть кластера
    на доске, коротко комментируя свой выбор. В это время остальные группы заполняют
    соответствующую часть кластера в своих работах.

    После выступления всех групп на доске и на рабочих листах будет собран весь
    кластер.

    Таким образом, в результате коллективной работы у всех будет представление о
    транспорте Москвы.

    Информационные листы со следующим текстом (кегль 80–140):

    Автомобильный:

    • 3 миллиона машин; 5 тыс. автобусов; двигатели – бензиновые и дизельные;
    • основной источник негативного воздействия на окружающую среду в Москве;
    • выбросы в атмосферу за год – 1 млн 50 тыс. т.

    Трамвайно-троллейбусный:

  • 1600 троллейбусов – 87 маршрут; парк трамваев – 41 маршрут;
  • энергосберегающие системы управления и тяговые приводы.
  • Железнодорожный:

    • окружная железная дорога – 54 км; движение грузовое;
    • московский метрополитен 278,8 км; культурное достояние, памятник архитектуры, гордость москвичей;
    • доля в перевозке пассажиров – 57%.

    Водный транспорт:

    • важная роль в обслуживании строительного комплекса; перевозка пассажиров
      в целях отдыха;
    • объем перевозок – 6%; 3 грузовых и 1 пассажирский порт;
    • оснащены водоохранным оборудованием

    Вопрос: «Какой вид транспорта является основным источником загрязнения
    окружающей среды?»

    III. Стадия осмысления 2.

    1. Фронтальная работа. Анализ информации на слайдах:

    Влияние автотранспорта как основного источника загрязнений окружающей среды

    .

    Слайд 18. Каких загрязняющих веществ от автомашин поступает больше
    всего в атмосферу?

    Вопрос: «На какие вопросы можно ответить, изучив следующие слайды?»

    Возможные вопросы учеников:

    Слайд 19. По каким показателям и какие двигатели являются наиболее
    опасными для окружающей среды?
    Слайд 20.

    а) Что вы можете сказать о численности автопарка города за представленные 5
    лет?
    б) Какая категория автотранспорта по численности превышает остальные?
    в) Что можно сказать о доле индивидуального транспорта в общем количестве
    транспортных средств?

    Слайд 21. Какой вывод можно сделать, посмотрев на диаграмму?

    IV. Стадия рефлексии 2.

    Индивидуальная работа.

    Слайд 22. Предложите мероприятия по снижению выбросов загрязняющих
    веществ автотранспортом
    и запишите их на обратной стороне листа с кластером.

    Слайд 23. Мероприятия по снижению загрязнения городской среды
    автотранспортом.

    Слайд 24. Борьба с пробками. Планировочно-градостроительные
    мероприятия.

    Слайд 25. Технологические, санитарно-технические,
    административно-технические мероприятия

    Вопрос: «Как вы думаете, в каком направлении должно идти развитие
    транспорта?»

    Слайд 26. Стратегия развития транспорта.

    Как отмечается в “Повестке дня на XXI век”, стратегия развития транспорта
    должна быть направлена на снижение потребности в личных автомобилях и
    развитие экологически чистого общественного транспорта
    .

    Слайд 27. Будущее транспорта

    V. Подведение итогов.

    Слайд 28.

    • Изменилось ли первоначальное мнение о перспективности того или иного
      вида транспорта?
    • Какой вид транспорта, широко распространенный в других странах, мы не
      рассмотрели и не обсудили?
    • Считаете ли возможным массовое использование велосипедного транспорта в
      Москве? В чем его преимущества и недостатки?

    Слайд 29. Домашнее задание:

    Подумать и предложить мероприятия по организации велосипедного движения в 16
    микрорайоне Зеленограда.

    Литература:

    1. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А.
      Методическое пособие для учителя по курсу «Экология Москвы и устойчивое
      развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ. – М.: Центр
      «Школьная книга», 2008.
    2. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Рабочая
      книга учителя к курсу “Экология Москвы и устойчивое развитие” / Под ред. Г.
      А. Ягодина. – М.: МИОО , 2008.
    3. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Экология
      Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних
      общеобразовательных школ / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО,
      «Интеллект-Центр», 2008.



    Следующий: