Конспект урока А. Н. Островский с презентацией жизненного и творческого пути драматурга

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,04 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Я тружусь всю жизнь».

Слайд 1 и 2.

Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.

Слайд 3.

Ход урока

I. Лекция учителя с презентацией.

Слайд 4.

1. Страницы истории русского театра до А.Н. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Островского: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь.

Слайд 5.

2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз» – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.

Слайды 6-13

3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» – купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Слайды 14-19

4. Начало литературной деятельности.

Творческий путь А. Островского.

Первое произведение – пьеса «Несостоятельный должник» – появилась в 1847 году в газете «Московский городской листок». В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».

 »Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю»,  – говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» – вот главное в новом герое Островского.



Слайд 20

 »Гроза» (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

Слайд 21

 »Лес» (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.

Слайд 22

 »Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).

Слайд 23

«Бесприданница» (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».

II. Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.

Слайды 24-38

1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
  5. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  6. Фольклорные моменты;
  7. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
  8. Значимость первой реплики героя;
  9.  »Подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
  10. Своеобразие речевой характеристики героев.

Итоговые вопросы

Слайд 39

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
  • Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?

III. Итог урока.

Слайды 40-42

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание:

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).

Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза».

Группа 3. Система действующих лиц пьесы

Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев.

Приложение.




Следующий: