Конспект познавательного занятия Любимые дети Земли

Цели занятия:

  • развивать познавательный интерес к природе
    сибирского края;
  • формировать способность доказывать
    анализировать, устанавливать экоцепочку;
  • закреплять умения различать породы хвойных
    деревьев, растущих в нашем регионе;
  • подвести к понятию, что ель – это дом для многих
    птиц, животных, насекомых;
  • дать новые знания о породах хвойных деревьев,
    познакомить с можжевельником;
  • воспитывать осознанное отношение к природе.
  • Активизация словаря: лиственные, хвойные,
    смола, кормилец, хлебное дерево, бальзам,
    можжевельник.

    Ход занятий:

    – Дети, посмотрите, что у меня в руках? (Ветка
    сосны)

    – Нравится вам? Какая она? (Колючая, пушистая,
    смолистая, зеленая потрогайте, разотрите
    иголочки между пальцев, чем пахнет)

    – Хотите узнать, как она у меня оказалась.

    – Я сегодня торопилась утром к вам и увидела
    это дерево, оно было таким красивым, свежим, что я
    невольно залюбовалась им, но сосенка не росла, а
    лежала у моих ног, я взяла одну веточку для вас,
    полюбуйтесь, но мне очень грустно, догадались
    почему? (От того, что дерево срубили) А как оно
    оказалось на дороге?

    – Очень жаль сосенку, ведь она могла принести
    гораздо больше пользы, живя в лесу.

    – Вы знаете об этом? Расскажите. (Приятно
    смотреть на стройные, золотистые стволы, вдыхать
    чистый, смолянистый запах, люди хорошо чувствует
    себя в сосновом бору).

    – Доказано, что сосны отводят беду и приносят
    людям счастье. Давайте поставим веточки в воду,
    пусть всем будет хорошо, и мы с вами, и наши гости
    будут счастливы.

    – Ребята, а сосна дерево какое? (Хвойное).

    – А вы знаете других представительниц хвойных? (Кедр,
    пихта, лиственница, ель).

    – Есть деревья хвойные, а есть? (Лиственные).
    В чем их отличия? У лиственных осенью наблюдается
    какое, ребята, явление? (Листопад). А как это
    явление можно назвать у хвойных? (Иглопад,
    хвоепад)
    . А хвоя опадает как? (Постепенно).

    – У сосны через 2–3 года, а у ели через 6–10 лет.

    – Кому из вас доводилось побывать в еловом
    лесу? Какой он? (Темный, загадочный,
    таинственный).

    – Кажется, именно здесь живут ведьмы и колдуны.
    А хотите немного поколдовать?

    – Главное в колдовстве, это котел, и наши умелые
    руки. Начнем?

    Звучит музыка

    – Встаньте на колени, разводим волшебную воду в
    котле. Кого будем наколдовывать? Отвечайте
    беззвучно, одними губами, но чтобы понять друг
    друга, надо хорошо артикулировать.

    – Что бросаем в котел? (Иголки, шишки).
    Пальцы выстреливают из кулачка как пружинки,
    сначала медленно, затем быстрее, останавливаться
    нельзя, смотрите, пар сгущается. Вода начинает
    закипать, наши пальцы переплетаются, зажмурьте
    глазки, чтобы пар не попал в них. (Дети закрывают
    глаза).

    – Ребята. Смотрите, что у нас получилось!

    Появляется букет хвойных веток

    – Что это? (Хвойные ветки, букет).

    – Вот они, любимые дети земли. Предлагаю
    присесть детям на стульчики и внимательно
    рассмотреть веточки.

    – Найдите знакомую веточку сосны?

    – Какое дерево вы бы смогли назвать “королем”
    хвойных деревьев? (Кедр).

    – Почему? (Самый могучий, всех кормит
    “хлебное дерево”, долгожитель).

    – За что кедр прозван “хлебным деревом”?

    – Дети, а ведь настоящий кедр в Сибири не
    растет. То, что мы называем кедром – это
    сибирская сосна или сосна кедровая. Кедры –
    деревья теплолюбивые, и живут в Турции, Ливане, в
    Крыму и на Кавказе (показ на карте).

    – Что содержат в себе кедровые орехи? (сахар,
    белки, жиры)
    – этот состав помогает животным и
    птицам избежать голода, холода, болезней.

    – Ребята, а как узнать пихту? (По иголкам, они
    мягкие, не колючие, шелковистые).

    – Что вы слышали о пихтовом чуде? (Это
    пихтовые кармашки, в которых пихта хранит свою
    смолу – пихтовый бальзам)
    .

    – А что изготавливают из листьев и веток пихты? (Пихтовое
    масло).

    – Как люди используют его? (Лечат простудные
    заболевания)
    . Показываю пихтовое масло, даю
    подышать им.

    – Назовите “странное” хвойное дерево? (Лиственница).

    – Почему странное? (Сбрасывает листву).

    – Почему у лиственницы иголки опадают? (Они
    мягкие, нежные, бархатистые, если не опадут, то
    замерзнут)
    .

    – Дети, вы видели, чтобы кедр или пихта росли в
    городе? (Нет).

    – А лиственница растет? Почему? (Ежегодно она
    сбрасывает хвою и спасает себя от грязи и
    выбросов, кедр, ель, пихта не могут жить в
    загрязненном воздухе, иначе они бы погибли в
    загазованном городе (им нужен чистый воздух,
    плодородные почвы).

    – Сейчас зимой мы редко видим зеленые цвета, у
    нас происходит нехватка хромо–цвета (зеленого
    цвета)
    , И ПОЭТОМУ НАШИ ГЛАЗКИ БЫСТРО УСТАЮТ.
    Дадим им отдых?

    – Зажмурьте глаза, откройте, посмотрите (смотрят
    на зеленый квадрат 15×15)
    , зажмурьте глазки,
    откройте, дети смотрят на небольшой квадрат,
    повторить 2- 3 раза.

    – Глазки отдохнули, и всему телу пора
    отдохнуть.

    – Вверх руки подняли, и покачали.

    Это деревья в лесу

    Руки согнули, кисти стряхнули

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки – плавно помашем

    Это к нам птицы летят

    Где они сядут, тоже покажем

    Руки согнули назад.

    Психокоррекционная гимнастика выполняется под
    музыку “Волшебство природы” 2 раза.

    – Ребята, если есть король, то должна быть и
    королева леса. Кто она? (Ель).

    – Почему? (Стройная, величественная).

    – Послушайте, как пишут о ней. Читается
    отрывок из книги Скребицкой “Сказки о цветах и
    деревьях”, “Ель – красавица”.

    – Очень хорошо елочка за свою красоту и
    страдает под Новый год.

    – Представьте себе, что вы прекрасная елочка, и
    вас вот-вот срубят, что вы испытываете? Передайте
    это выражением лица.

    – Что вы можете предложить, чтобы и елочки были
    целы, и люди довольны. (Приобрести
    искусственную елочку)

    Дети на фланелеграфе выкладывают птиц,
    насекомых и зверей, которые дружат с елью,
    доказывая свой выбор.

    Вывод: В лесу все взаимосвязано. Показываю
    картинку. Прочтите название. “Животные и деревья
    хвойных лесов”.

    – Назовите растения, птиц, зверей, в названии
    которых 1 часть (мох, клест, гриб, лес).

    – Назовите слова, состоящие из 2, 3 частей.

    Предлагаю пересесть за столы. Практическая
    работа: “Найди и раскрась хвойные деревья”.

    – Ребята, у вас на листах задание, прочтите его.
    Дети читают задание и выполняют его. (Находят
    среди разнопородных деревьев хвойные и под ними
    вписывают название).

    Какие, ребята, вы молодцы, вы хорошо знаете о
    пользе деревьев, как они нам необходимы, ведь не
    зря о деревьях говорят – “Любимые дети земли”.

    Смотрите, смотрите, чудеса еще не кончаются, что
    это за корзиночка со странной веточкой? Вы знаете
    что это?

    – Это можжевеловый куст, и он тоже хвойное
    растение, но об этом мы поговорим в следующий раз,
    а под веточкой, умненьким деткам – угощение (кедровые
    шишки и брусника)
    .

    Следующий: