Конспект открытого урока по литературе Не то, что мните вы, природа… Концепция мира и человека в творчестве Тютчева


Быть читателем – это искусство, которому
следует учиться.
Без овладения же искусством чтения,
рациональными способами работы с текстом
художественного произведения невозможно
решение многих важнейших задач, в том числе и
совершенствование умений анализа и
интерпретации лирического произведения.
Обучение анализу текста лирического
произведения является одним из сложнейших видов
работы на уроке.
Предлагаемый на конкурс урок был проведён по
просьбе учителей-словесников, испытывающим
трудности в проведении уроков, связанных с
анализом поэтического текста.
Урок носил комбинированный характер и совмещал в
себе три нестандартные формы: творческая
мастерская + урок-презентация + урок-размышление.
В основе урока лежали следующие концепциальные
положения:

  1. Учитель – консультант, учащиеся – равноправные
    участники учебного процесса;
  2. Каждый урок – творческий процесс, невозможный
    без сотрудничества двух сторон: учителя и
    ученика.

В процессе урока учитель постарался не только
познакомить коллег с наиболее рациональными
способами работы с текстом поэтического
произведения (как с традиционными, так и
нетрадиционными – «Древо идей»), но и
продемонстрировать, как такой урок сделать
наиболее эффективным, плодотворным и творческим.
Класс был полноправным участником этого
процесса, весь урок (он был спаренным)
консультанты, компьютерная презентация
создавалась компьютерной группой, причём
делалось это непосредственно по ходу урока,
остальные учащиеся работали в творческих
группах (их было четыре). Каждая группа выполняла
свою задачу.
Учитель лишь корректировал работу класса.
Учителя- предметники (для них этот урок являлся
мастер- классом) работали в группах вместе с
учащимися.
Использование компьютерных технологий
позволило сделать урок практически
направленным, зримым, ярким, быстро
систематизировать материалы, подготовленные
группами.
Продуктом урока стала электронная презентация,
которая может быть использована на уроках
литературы любым учителем.

Рисунок 1. Ф.И.Тютчев

В живом общении, в полном слиянии с
«безбрежным океаном» жизни природы Ф.И.Тютчев
видел не только спасение против немощей и
печалей одинокого и ограниченного человеческого
«Я», но и средство для поэта включить, вобратьв
себя всю вселенную.

Д.Благой

Цель: на основе анализа стихотворений
Ф.И. Тютчева выяснить, в чём заключается
особенность восприятия мира и человека в
творчестве данного поэта.



Задачи:

  • изучить различные точки зрения на этот вопрос
    со стороны известных критиков;
  • отобрать для анализа стихотворения поэта,
    позволяющие наиболее точно выявить его точку
    зрения на мир и место человека в нём;
  • сопоставить полученные результаты с точкой
    зрения критиков;
  • обобщить полученные результаты и зафиксировать
    их в сводной таблице;
  • создать презентацию «Не то, что мните вы,
    природа… (концепция мира и человека в творчестве
    Ф.И.Тютчева.)

Форма урока: творческая мастерская +
урок-презентация + урок-размышление.

Методическая цель: помощь
учителям-словесникам, испытывающим трудности в
проведении уроков, связанных с анализом
поэтического текста.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово

Учитель: Тайна мироздания… Человек и
природа… Место человека в этом мире… Вот
вопросы, которые волновали человечество многие
века. Именно эти вопросы стоят и в центре
внимания известнейшего русского поэта
Ф.И.Тютчева. Давайте же вместе с поэтом
попытаемся на сегодняшнем уроке приоткрыть
тайну мироздания.
А урок у нас сегодня необычный, совмещающий три
различные формы: творческую мастерскую,
урок-презентацию и урок-размышление.
Вести сегодняшнее занятие будут консультанты –
учащиеся 10 класса «Б» Мельникова Ирина и Тризна
Антон, создавать электронную презентацию
поручено учащимся 10 класса «А» – Атапину Андрею
и Филанову Павлу. Слово консультантам.

II. Тема, цель и задачи урока

Ирина: Тема урока: «Не то, что мните вы
природа…» (Концепция мира и человека в
творчестве Ф.И.Тютчева).
Антон: Цель урока: на основе анализа
стихотворений Ф.И. Тютчева выяснить, в чём
заключается особенность восприятия мира и
человека в творчестве данного поэта.
Ирина: Вытекающие из цели задачи:
изучить различные точки зрения на этот вопрос со
стороны известных критиков;

  • отобрать для анализа стихотворения поэта,
    позволяющие наиболее точно выявить его точку
    зрения на мир и место человека в нём;
  • сопоставить полученные результаты с точкой
    зрения критиков;
  • обобщить полученные результаты и зафиксировать
    их в сводной таблице;
  • создать презентацию «Не то, что мните вы,
    природа…» (Концепция мира и человека в
    творчестве Ф.И.Тютчева.)

III. Подготовка к работе над новым
материалом

1. Повторение теоретических понятий

Интерпретация (лат.) – «истолкование,
объяснение, перевод», индивидуальная трактовка
произведений искусства.
Анализ (греч.) – «разложение, расчленение»,
разбор, рассмотрение чего-либо.
Дескриптивная (англ.) шкала
«описательная» шкала

2. Советы учителя по работе над анализом
поэтических текстов.

Учитель:Перед началом работы
несколько мудрых советов:

  • Прикосновение к чужому тексту требует
    деликатности и таланта. Басовская Е.Н.
  • …Искусство есть постижение мира иными, не
    рассудочными путями. В.Брюсов
  • Художественный текст может стать для тебя и
    источником эстетического наслаждения, кладезем
    премудрости, и советчиком… да мало ли чем ещё,
    ведь в нём сокрыта бесконечность. Басовская
    Е.Н.

IV. Работа над материалом новой темы

1. Постановка задач творческим группам

Антон: Задача 4 гр: 2 человека (Кашапова
Эльмира и Фролова Катя) готовят материалы для
интерпретации и анализа самостоятельно
выбранных ими стихотворений, используя
имеющиеся таблицы, двое других дают оценку по
дескриптивной шкале предложенной интерпретации.

(При работе данной группой используются уже
знакомые им схемы, таблицы, рекомендации и планы.
Все они имеются в приложении к уроку)

Ирина: Остальные группы работают над
стихотворением «День и ночь» (Исполняется
стихотворение, по ходу исполнения звучит музыка
и появляются на экране иллюстрации).

Рисунок 2


На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен латотканый
Высокой волею богов.

День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов

Рисунок 3


Но меркнет день – настала ночь, –
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам
обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

2. Проверка домашнего задания

(На доске висят рисунки учащихся,
отображающие их зрительные, слуховые и
эмоциональные ассоциации, вызванные чтением
стихотворения «День и ночь»)

– Итак, вашим домашним задание было решить,
какие зрительные, слуховые и эмоциональные
ассоциации вызывает у вас это стихотворение и
как автор этого добивается. Вам слово.

Словесное рисование, анализ картин
изображённых на рисунках.



1 гр. (зрительные ассоциации): День.
Свет. Мир, пронизанный золотыми лучами солнца…

Рисунок 4

Меркнущий день. Мгла. Ночь. Чёрное
бездонное небо, усыпанное звёздами. (На экране
появляется соответствующая запись и
иллюстрация)

2 гр. (слуховые ассоциации): Шелест,
тихий таинственный шепот. Безмолвие бездны.
Скопление повторяющихся согласных п, т,
с, к, г создает почти
физическое ощущение замедления движения,
близкой остановки.

3 гр. (эмоциональное восприятие): Под
«златотканым покровом» дня человек, казалось бы,
испытывает умиротворение. Однако это не то
умиротворение, которое ведёт к покою и счастью,
оно зыбкое, как дымка. Это лишь «лёгкая ткань»,
прикрывающая подлинный мировой лик – лик смерти,
«тёмной пропасти», ночной бездны. От осознания
этого умиротворение сменяется тревогой и
страхом.

(По ходу ответов группы заполняют
соответствующую таблицу, которая затем
воспроизводится на экране)

Учитель: Прошу компьютерную группу
представить получившуюся таблицу.

3. Беседа. Анализ материалов таблицы


Зрительные
ассоциации

Слуховые ассоциации

Эмоциональные ассоциации

Морфологический
уровень

Фонетический уровень

Морфологический уровень

имена существительные: аллитерация: имена существительные:
день оживленье ночь
бездна
мгла
повторяющиеся согласные п, т, с,
к, г
день – друг человеков и богов,
исцеленье
имена прилагательные: имена прилагательные:
покров златотканный,
блистательный
ночь страшна день –покров златотканный,
блистательный;
ночь – страшна,
бездна безымянная,
мир роковой
глаголы:
меркнет

Учитель: По ходу работы над
стихотворением «День и ночь » звучала музыка,
использовались иллюстрации картин и рисунки,
выполненные учащимися.
Как это способствовало восприятию
стихотворения?
Учащиеся: Звучащая мелодия и
иллюстративные материалы делали восприятие
стихотворения более полным и ярким, усиливали
наши эмоциональные ощущения.
Учитель: Почему некоторые из слов
повторяются и в первом, и во втором
столбцах?
Учащиеся: Нельзя не говорить об
эмоциональном восприятии, если не обратить
внимание на используемые поэтом на
морфологическом уровне существительные и
прилагательные. Без этих же частей речи нельзя
обойтись и говоря о предметном мире.

4. Постановка новых задач

Ирина: Используя таблицу, 1 группа
выполняет интерпретацию стихотворения «День и
ночь », время – 5 мин.
Антон: 2-я и 3-я группы работают над
стихотворением «Не то, что мните вы природа…»,
используя «Древо идей». Слушаем стихотворение.
Наташа, пожалуйста.
Ирина: Задача: выписать из каждого
четверостишия доминирующие слова внизу древа, а
тяготеющие к ним слова – на веточках, особо
выделив специальные изобразительно-
выразительные средства языка; определить,
опираясь на эти слова, главную мысль каждого
четверостишия. Каждый член группы работает над
одним четверостишием.

(Полученные результаты передаются
компьютерной группе и воспроизводятся на экране
крупным планом.)

5. Проверка задания, выполняемого первой
группой

Антон: А мы слушаем, как справилась с
заданием 1-я группа. Так какова же идея этого
стихотворения? Каким же видится нам в нём мир,
изображённый автором? Какие наиболее яркие
изобразительно-выразительные средства языка
используются здесь, чтобы передать авторское
восприятие мира и человека в нём?

(Результаты ответов заносятся компьютерной
группой в обобщающую таблицу.)

6. Проверка задания, выполняемого
второй и третьей группой

Ирина: Слушаем 2-ю и 3-ю группу. (На
экране крупным планом воспроизводятся
результаты работы)

– Назовите доминирующие слова каждой из строф
и слова, к ним тяготеющие.
– Какие из них являются, на ваш взгляд, наиболее
яркими?
– Какова главная мысль каждой из строф?
– Какова же главная мысль данного человека?
– Что есть для автора окружающий мир?
– Каково место человека в нём?

(Результаты ответов заносятся компьютерной
группой в обобщающую таблицу.)

Учитель: Так по какому же пути мы шли
при анализе стихотворения «День и ночь»?
Учащиеся: От зрительных, слуховых и
эмоциональных восприятий – к языковому анализу,
идее стихотворения и авторской концепции мира и
человека.
Учитель: А какой путь мы использовали
при работе над текстом стихотворения «Не то, что
мните вы природа …»?
Учащиеся: От темы – к доминирующим
словам и словам, к ним тяготеющим, на основе их –
к главной идее каждого четверостишия и анализу
специальных изобразительно- выразительных
средств языка, а затем к идейному содержанию
всего стихотворения и авторской позиции.

7. Проверка заданий, выполненных четвёртой
группой

(Полностью результаты работы 4-й группы
заносятся в презентацию после окончания работы,
в момент же ответов фиксируются лишь основные
положения.)

Антон: Слушаем группу 4. 1–3-ю и
компьютерную группы прошу в ответах, которые
сейчас прозвучат, зафиксировать основные
положения, отражающие концепцию мира и человека
в творчестве Ф.И.Тютчева.
– Так какова же точка зрения на окружающий мир у
поэта?

Учитель: Прошу компьютерную группу
представить сводную таблицу.


Концепция мира и человека
в творчестве Ф.И. Тютчева

1. Мир – это бездна роковая,
полная тайн, бездна, которая не страшна,
покуда на неё накинут благодатный покров,
но пугающая нас, если между нами и этой
бездной нет преград.
2. Наша жизнь – это день и ночь,
свет и мрак, борьба между
добром
и злом, Богом и врагом
рода человеческого. Что победит в нашей душе?
3. Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, … свобода, … любовь, … язык.
4. В природе дышит та же жизнь, которую
человек ощущает в себе, но только
безмерно более могучая – «божески
всемирная».
5. Язык природы не доступен живущим «в сем мире ,
как впотьмах», но это вина не тех, кто глух и нем и
не способен понять тайну мироздания.

Учитель: Какова концепция мира и
человека в творчестве Ф.И.Тютчева?

(Учащиеся зачитывают результаты,
зафиксированные в сводной таблице.)

– А кто из изученных вами ранее поэтов XIX века
по своему восприятию окружающего мира очень
близок к Ф.И.Тютчеву? Обоснуйте свою позицию.

(Учащиеся называют М.Ю. Лермонтова)

V. Задание на дом

Учитель: Сопоставьте, чем близки и чем
отличаются концепции мира и человека в
творчестве Ф.И.Тютчева и в творчестве
М.Ю.Лермонтова, опираясь на конкретные
стихотворения. Не забывайте, что сопоставлять
что-то можно только по одинаковым параметрам.



VI. Итоги урока

Ирина: Подведём итоги урока. Обратимся
для этого к цели и задачам, поставленным нами в
начале урока. Слово представляется
информационной компьютерной группе.

(Компьютерная группа подводит итоги работы.
Учитель оценивает работу учащихся.)

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: