Конспект логопедического занятия


Бедность словаря, его слабая структурная
организация, свойственные школьникам с разной
структурой речевой патологии, являются одной из
причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Такие
дети испытывают определённые трудности в школе
при обучении русскому языку и чтению.

Обследование вновь поступающих детей в школу
ежегодно выявляет у них дефицит лексики,
смысловых связей, синонимических и
антонимических отношений, поэтому проблема
формирования лексико-грамматических средств
речи занимает важнейшее место в работе школьного
логопеда, а вопрос о методике их развития и
коррекции становится одним из самых актуальных.

Учитывая современные психолингвистические
представления А.Р.Лурии, Л.С.Выготского,
Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его
значения, закономерностях формирования
лексико-грамматичексого строя в онтогенезе, нами
были определены основные направления
коррекционной работы с младшими школьниками с
НВОНР и разработана система упражнений по
формированию и расширению семантических полей.

Решая противоречия между тематическим
принципом построения логопедических занятий, и
отсутствием упорядоченных практических
материалов по организации семантического поля,
данная работа проводилась на различных этапах
логопедических занятий по коррекции недостатков
устной и письменной речи младших школьников с
НВОНР.

Исследования психологов (Л.С.Выготский,
А.Р.Лурия и др.) показывают, что слово не только
указывает на определённый предмет, действие,
качество или отношение. Слово вызывает к жизни,
актуализирует целый комплекс ассоциаций
(семантическое поле), то есть за каждым словом
обязательно стоит система разных связей:
ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. По
мнению Л.С.Выготского, в процессе развития
ребёнка само слово изменяет смысловую структуру,
обогащается системой связей.
Структура семантического поля выглядит
следующим образом:

  • ядерное слово;
  • ситуация;
  • словообразование;
  • антонимы;
  • синонимы;
  • слова переносного значения;
  • омонимы;
  • образные выражения;
  • словоизменение;
  • логические задачи.

Организация семантических полей включает
задания по формированию словообразования и
словоизменения, закрепление их в
словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Наличие семантического поля позволяет ребёнку
быстро производить отбор слов в процессе
общения. Но ребёнок не способен сразу
смоделировать объёмное семантическое поле.
Формирование их идёт постепенно. Сначала
моделируется небольшое поле, связанное с
определённой ситуацией, затем оно расширяется.
Проводимая работа по формированию и расширению
семантического поля подготавливает речевые
предпосылки для успешного преодоления
специфических ошибок у младших школьников и для
овладения ими орфографическими знаниями,
умениями и навыками.

Конспект логопедического занятия с
учащимися 3 класса

Тема:

  • логопедическая: выделение гласных звуков
    из слов;
  • лексическая: цветы;
  • грамматическая: нахождение и проверка
    безударных гласных в корне, проверяемых
    ударением.

Цели:

  • образовательные:
    • упражнять в написании слов с безударной гласной
      в корне слова, проверяемой ударением;
  • коррекционные:
    • совершенствовать навыков звукобуквенного и
      слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в
      умственном плане;
    • уточнять и обогащать словарь в процессе
      формирования семантического поля слова «цветы»,
      развития валентностей слов, введения в речь
      синонимов и антонимов;
    • развивать функции словоизменения;
  • воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: индивидуальные зеркала,
настольная игра «Азбука-мозаика», предметные
картинки, наглядность «цветок со съёмными
лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Произнесение гласных с использованием
индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение
артикуляции гласных звуков).

2. Из ряда букв запомнить гласные и найти
соответствующую букву в азбуке-мозаике

Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

Логопед:

– Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Очень много хлопот
доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь
часто мы слышим один звук, а обозначаем его на
письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что
если гласная стоит под ударением, то она как
слышится, так и пишется. А если гласная
безударная?

Дети: Значит необходимо подобрать
родственное слово, в котором сомнительная
гласная стоит под ударением.

Логопед: Сегодня мы будем находить
гласные в корне слова, определять в какой позиции
они находятся, и учиться проверять безударные
гласные в корне слова.

(Дети записывают тему занятия в тетрадях)

II. Основная часть

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: А название наших помощников
вы определите, если правильно подберете слово к
схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок,
дерево, яблоко и звуковые схемы)



2. Расширение и уточнение словаря через
формирование семантического поля слова «цветы»,
развитие валентностей слов.

Логопед: Нашими помощниками будут
цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите,
какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы
украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы
должны выполнить одно условие: на каждом
лепестке вы должны написать слово, связанное с
цветком.

Однокоренные слова

Логопед: Запишите однокоренные слова
для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка.
Слова:
цветы, цветочек, цветной, цветотовод,
цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

В помощь логопед задает вопросы:

а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.

Логопед:

– Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами
прикрепляются к цветку).

Слова, обозначающие признаки предмета

Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы:
Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в
комнате?
Цветы, растущие весной? Цветы,
которые пахнут?)

Логопед: Ответьте на вопрос и запишите
слово-ответ на обратной стороне лепестка.

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные,
весенние, пахучие).

Логопед:

– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в
корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет.
Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют
их к цветку).

Логопед: А какого цвета бывают цветы?

(Дети записывают слова на лепестках и
прикрепляют их к цветку).

Физкультминутка

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

(Дети выполняют соответствующие движения под
счёт).

Слова, обозначающие действия предметов

Логопед: Теперь украсим наш цветок
словами-лепестками, которые обозначают действия
предмета. Какие действия может совершать цветок?

расцветает
зацветает
увядает
отцветает
распускается
радует
звенит
растет

Логопед: Соедините красными стрелками
слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и
прикрепляются к цветку).

Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Измените слово «цветок» по смыслу.

В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).

Развитие валентностей слова «цветной»

Логопед: Составьте словосочетания со
словом «цветной», используя данные картинки.

(Картинки: шары, телевизор, капуста,
карандаши, платок, фонарики)

В каких словосочетаниях слово «цветной» можно
заменить на слово «разноцветный»?

Развитие связной речи

Работа с деформированным предложением и
текстом.

(Слова – опоры: Весной, зацветают,
подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они,
любуются, их, красотой).

Логопед:

– А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными
словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился
связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его
в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте
ударение.
– Какими родственными словами мы проверим
сомнительные гласные?

(Дети выполняют задание в тетрадях)

Словесно-логические задачи

Логопед: Прочитайте предложения.
Найдите слова, имеющие прямое и переносное
значение.

  • В саду расцвели белые розы.
  • На стене висит цветной ковер.
  • Лицо цветовода цветет от радости.

III. Итог занятия

Логопед:

– О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

– О чем это стихотворение? Как нужно относиться
к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым.
На последнем лепестке напишите ваше заветное
желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что
ваши желания обязательно исполнятся.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание Ростов-на-Дону
    «Феникс» 1998.
  2. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д.,
    В.Б.Горская, Пискунова В.Н.
    Поле речевых чудес.
    Екатеринбург 1996.
  3. Ванюхина Г.А. Особенности организации
    лекико-грамматических игр в структуре
    семантического поля. Журнал «Логопед». 2006, № 4.



Следующий: