Конспект интегрированного урока по литературе и МХК Образы «Божественной комедии» Данте в мировой культуре

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с
образной системой «Божественной комедии» Данте,
выявить влияние творения Данте на искусство
разных эпох, способствовать развитию
читательского интереса и эстетического чувства
учащихся.

Оборудование урока: портрет Данте
Алигьери кисти Боттичелли, иллюстрации к
«Божественной комедии» работы Г. Доре, У. Блейка,
Г. Россетти, Э. Делакруа, музыкальные фрагменты из
симфонической фантазии П. И. Чайковского
«Франческа да Римини».

ХОД УРОКА

Слово учителя: «Ребята, сегодня мы
соприкоснемся со всемирно известным
произведением – «Божественной комедией»
великого итальянского поэта Данте Алигьери. У
вас было задание выучить сонет, посвященный
Данте, который написал его младший собрат по перу
Боккаччо. Но вначале давайте вспомним, что такое
сонет.

Ответы учащихся: «Сонет –
стихотворение так называемой твердой формы, в
нем обязательно должно быть 14 строк».

Учащийся читает наизусть сонет «Мне имя
Данте, Данте Алигьери
…»

Мне имя Данте, Данте Алигьери,
Я новая Минерва, чей язык
Родимым красноречием велик,
Ее ума достойным в полной мере.

Я в преисподне был и в третьей сфере,
Куда воображением проник –
С намереньем последнюю из книг
Развлечь потомков и наставить в вере.

Флоренция, моя родная мать,
Мне мачехою сделалась постылой,
Дав сына своего оклеветать.

Изгнанника Равенна приютила,
Ей – тело, духу – Божья благодать,
И зависть пред согласьем отступила.

Слово учителя: «Из этого сонета
Боккаччо, первого биографа Данте, мы многое
узнаем о жизни и творчестве великого итальянца.
Вы также читали дома материалы о нем, готовясь к
уроку. Что же вы можете сказать о «последнем
поэте Средневековья и первом поэте Нового
времени», как называют Данте?

Ответы учащихся: Велика заслуга Данте
в создании итальянского литературного языка,
итальянской литературы. До этого принято было
писать научные и художественные сочинения на
латинском языке.

Дополнение учителя: Данте можно
сравнить с Пушкиным, являющимся
основоположником русской литературы. Вот как
писал, например, современник Пушкина, философ П.
Я. Чаадаев: «Вот вы, наконец, и национальный поэт,
вы, наконец, угадали свое призвание… Мне хочется
сказать себе: вот, наконец, явился наш Данте»

Ученики: Вершина его творчества –
«Комедия», которую восхищенные потомки назвали
«Божественной» за прелесть стихов и
благородство мыслей. (Первый употребил этот
эпитет Боккаччо). В поэме три части: «Ад»,
«Чистилище» и «Рай».

Дополнения учителя: Вы, ребята,
возможно, удивлены, почему Данте назвал свое
произведение комедией. По заветам античности так
называли всякое произведение со счастливым
концом, а ведь путь поэта в поэме завершился Раем.
Написана поэма простым стилем в отличие от
возвышенного стиля, присущего трагедии, и на
народном языке.

Ученик: Данте Алигьери родился во
Флоренции, но из-за участия в политической борьбе
был изгнан из родного города и никогда уже в него
не вернулся. Последние годы жизни провел в
Равенне, где и похоронен.

На экране портрет Данте кисти Боттичелли.
«Суровый Дант», – сказал о нем Пушкин.

В основе структуры поэмы лежит число три –
магическое по христианской символике. Три части
поэмы, по 33 песни в каждой части плюс первая
вступительная часть ко всей поэме – всего 100
песен. Написана «Комедия» терцинами. Ад –
огромная, уходящая вглубь воронка, разделенная
на девять кругов. Там мучаются грешники, каждый в
соответствии со своим грехом. На самом дне
Люцифер. Чистилище – мощная, уходящая конусом
вверх гора, её окружает океан. В горе семь
ступеней, поднимаясь по ним, грешник
освобождается от грехов. В раю девять небес.
Последнее – Эмпирей.
Во всем аллегория, расцвеченная воображением
поэта, философская символика.
«Божественная комедия» Данте притягивала к себе
внимание многих художников разных эпох,
создававших иллюстрации этой эпической поэмы.
Особенно яркие иллюстрации были созданы в первой
четверти 19 века, когда в искусстве расцвело
направление романтизм. Мы познакомимся сейчас с
некоторыми из таких работ.

На экране репродукция картины Э. Делакруа
«Данте и Вергилий» («Ладья Данте»).

Это первая самостоятельная работа
французского художника, принесшая ему
известность. Картина была приобретена
французским правительством. Для искусства
романтизма, к которому принадлежит Делакруа,
характерна передача необычных характеров в
необычных обстоятельствах, накал страстей.
Какие художественные особенности этой картины
вы могли бы отметить? Какими приемами пользуется
автор для передачи своих чувств и чувств героев
картины? Благодаря чему картина оказывает на
зрителей сильное эмоциональное воздействие? (
Художник использует контрастные цвета).

На экране некоторые иллюстрации Г. Доре.

Иллюстратором «Божественной комедии» был
французский художник, гравер Поль Гюстав Доре.
Вам, наверное, будет интересно узнать, что
впервые иллюстрации бессмертного произведения
Данте Доре выполнил в 10-летнем возрасте. Он не
получил художественного образования, но много
времени проводил в Лувре и Национальной
библиотеке, изучая картины и гравюры. Доре
называют величайшим иллюстратором за
непревзойденную игру света и тени в его
графических работах. Среди его работ иллюстрации
к роману Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Напомню вам, что такое гравюра: это изображение,
являющееся печатным оттиском рельефного
рисунка, нанесенного на доску гравером.
Через 20 лет после первого обращения к
«Божественной комедии» Доре вновь создает
иллюстрации к «Аду» и «Раю». Посмотрим некоторые
из его работ. Поделитесь своими впечатлениями.
Что передал художник в своих работах? ( Мучения,
страдания грешников, вечный и безысходный ужас…)

Сейчас мы познакомимся с еще одним
иллюстратором «Божественной комедии» –
английским поэтом, философом и художником Уильямом
Блейком
. К работе над иллюстрированием
произведения Данте поэт-романтик Блейк
приступил в 1825 году, незадолго до смерти. Полный
цикл иллюстраций он предполагал сделать очень
большим, но успел выполнить только часть
акварельных эскизов и 7 гравюр. Посмотрим на
некоторые работы Блейка.

Свою поэму Данте начинает с аллегорического
рассказа о том, что на середине жизненного пути, а
это было как раз во время событий в его родной
Флоренции, круто изменивших его судьбу, он
заблудился в лесу и перед ним предстали три
страшных зверя – волчица, лев и пантера. Лес –
это жизнь со всеми её превратностями и
заблуждениями. Звери – это три вековечные
страсти человеческие. Лев – властолюбие, несущее
с собой насилие, гнев, подавление воли другого.
Волчица – корысть, жадность. Пантера – греховная
страсть.

Данте нашел выход. Решением всех жизненных
проблем должен заниматься разум. Разум в образе
древнеримского поэта Вергилия явился Данте,
вывел его из леса жизненных заблуждений и
отправился с ним в путешествие по Аду и потом к
Чистилищу, дабы, очищенный от пороков, он
предстал перед ослепительной чистотой своей
идеальной возлюбленной Беатриче в Раю, а та
подвела бы его к трону Бога – высшему
нравственному совершенству.

Учитель: А вот иллюстрация к 5-й песни
«Ада». Ребята, вы прочитали 5-ю песнь «Ада». Чьи
страдания описывает в ней поэт?

Ответы учащихся: Во втором круге Ада
оказываются те, кто предавался телесным
наслаждениям, кто не сумел разумом смирить зов
«земной плоти». Средневековый аскетизм сурово
осуждал такую слабость. Здесь Семирамида,
Клеопатра, Елена Прекрасная, Ахилл, Парис. Здесь и
печальный рыцарь Тристан, Франческа да Римини и
несчастный Паоло.

Выразительное чтение учащимися отрывков
из пятой песни «Ада» (рассказ Франчески да
Римини).

О чем говорят читателям строки: «О Ланчелоте
сладостный рассказ?» ( Они читали рыцарский роман
о рыцаре Круглого стола Ланселоте, полюбившем
жену короля Артура).
Как понимать слова Данте: «И я упал, как падает
мертвец?» (Выслушав рассказ Франчески,
потрясенный поэт потерял сознание. Осуждая
прелюбодеяние с точки зрения христианской
морали, он по-человечески жалел влюбленных).
Мы видели акварель Блейка «Вихрь любовников». А
сейчас познакомимся с еще одной иллюстрацией,
выполненной английским художником 19 века Данте
Габриелем Россетти. Отец Россетти, политический
эмигрант из Италии, так был восхищен творчеством
Данте, что назвал сына в его честь. Знаменитые
картины Г. Россетти – «Блаженная Беатриче» и
«Франческа и Паоло». Русский поэт Н. Гумилев
написал такие строки:

Музы, в сонете-брильянте
Странную тайну отметьте,
Спойте мне песню о Данте
И Габриэле Россетти.

Истории Франчески да Римини посвящено в поэме
несколько строк, но какой отклик получили они в
культуре европейских народов! Печальная история
Франчески и Паоло вдохновила двух русских
композиторов на создание музыкальных
произведений. Сергей Васильевич Рахманинов
написал одноактную оперу «Франческа да Римини»,
а Петр Ильич Чайковский – симфоническую
фантазию с одноименным названием. Во времена
создания «Божественной комедии» история
Франчески была широко известна. Чайковский же в
рукописи своей пьесы предпослал партитуре
собственную программу, в которой ввел подробное
изложение «рассказа Франчески».

– Сейчас мы прослушаем фрагмент
симфонической фантазии П. И. Чайковского
«Франческа да Римини».

Заключительное слово учителя: Мы
убедились, что гений Данте оказал большое
влияние на мировую культуру. Его творчество
оставило след и в произведениях многих русских
авторов: Гоголя, Блока, Ахматовой и других. В. Я.
Брюсов, русский поэт 20 века, писал:

Давно пленил мое воображенье
Угрюмый образ из далеких лет,
Раздумий одиноких воплощенье…

Надеюсь, что творчество великого итальянского
поэта вызвало у вас интерес, и вы еще не раз в
своей жизни будете с ним соприкасаться.

Домашнее задание:

1) написать эссе «Что дает знакомство с поэзией
Данте современному читателю»;
2) еще раз прослушать музыкальный фрагмент
симфонической фантазии П. И. Чайковского
«Франческа да Римини» и написать о своих
впечатлениях

Следующий: