Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП в 4-м классе


Цели:

  • Образовательные: повторить признаки весны,
    закреплять умение составлять словосочетания с
    предложенными словами, продолжить учить ставить
    в тексте знаки орфоэпии: безударный о,
    непроизносимые согласные, ударение в словах,
    слитное произношение предлогов и союзов с
    последующими словами, учить давать
    характеристику звука;
  • Коррекционные: автоматизировать звук ч
    в слогах со стечениями, словах, предложениях, работать
    над речевым дыханием, развивать артикуляционную
    моторику, продолжить работу над
    словесно-логическим мышлением, развивать
    речевой слух при различении слов и фраз с
    использованием и без использования
    звукоусиливающей аппаратуры,
  • Воспитательные: показывать красоту
    окружающего мира,

Оборудование: индивидуальные
слуховые аппараты, артикуляционный профиль для
звука ч, картинки по теме “Весна”,
карточка с текстом, таблички разрезного текста.

Ход урока

1. Организационный момент

– Поздоровайся!

– Здравствуйте, Евгения Александровна!

– Ты слышишь?

– Я слышу.

– Как ты себя чувствуешь?

– Я чувствую себя нормально.

2. Предварительная беседа

– Какой сейчас урок?

– Урок развития речевого слуха и формирования
произношения.

– Какой звук мы будем говорить?

– Звук ч.

– Расскажи о звуке.

– Выдох через рот, голоса нет, язык впереди
вверху, зубы сближены, губы вытянуты вперед, звук
короткий (одновременно показывает на
артикуляционном профиле).

3. Речевая зарядка

а) Дыхательная гимнастика: три быстрых довольно
глубоких вдоха – один выдох (выполняется под
шаги на месте) – 4 раза;

б) для голоса: папапа________, а________, папапа________ и
т.д. (так как у ребенка отмечается гнусавый
оттенок голоса);

в) на звук ч (с использованием элементов
фонетической ритмики):

4. Автоматизация звука ч

– Назови картинки.

– Грач, ручей, мяч, почки.

– Что лишнее?

– Мяч.

– Почему мяч – лишний? Когда бывают грачи,
ручей и почки?

– Весной.

На доске табличка:

– Постепенно произносим всю фразу.

5. Восприятие на слух словосочетаний из текста
(с использованием индивидуального слухового
аппарата)

– Прочитай словосочетания.



– Снег тает, бегут ручейки, набухают почки,
начали прилетать, пускают лодочки и кораблики.

– Читай без порядка, а я буду слушать.

Ученик читает за экраном словосочетания,
учитель слушает, контролируя произношение. Если
ученик читает невнятно, учитель говорит, что он
не понял и нужно повторить.

– Теперь я буду читать, а ты слушай.

Различение словосочетаний при выборе из
пяти.

6. Работа с текстом

1) Составление текста из отдельных
предложений.

– Какой текст мы читали вчера?

– Ранняя весна.

– Составь текст.

Первое знакомство с текстом (восприятие,
чтение) происходило накануне.

2) Чтение учеником текста (с параллельным
показом на картинке).

Прозвенел звонок. Начался урок рисования.
Ребята взяли альбомы, фломастеры и стали
рисовать. Ранняя весна. Солнце начинает ярко
светить и сильно греть. Снег тает, бегут весенние
ручейки. Ребята пускают кораблики и лодочки. На
деревьях набухают почки. Перелётные птицы начали
прилетать с юга.

Рис. 1

3) Задания по тексту.

– Закрой глаза.

Учитель убирает выборочно таблички (на
которых написаны предложения со словами со
звуком ч).

– Какого предложения нет?

– …

4) Вопросы по тексту.

– Какое время года?

– Почему?

– Почему весна ранняя?

5) Различение предложений из текста с показом
на других картинках.

– Снег тает, бегут весенние ручейки. (Рис. 2)

– Перелётные птицы начали прилетать с юга. (Рис.
3
)

– Ребята пускают кораблики и лодочки. (Рис. 4)


Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Ученик воспринимает на слух, воспроизводит,
указывает соответствующую картинку.

– Сними аппарат. Слушай внимательно.

Различение двух-трех предложений без
использования звукоусиливающей аппаратуры.

6) Пересказ текста.

Пересказ по опорным картинкам (см. выше).

7. Итог урока

– Что ты делал на уроке?

– Как ты говорил? Хорошо?

– Какое задание тебе понравилось больше?

– Почему?




Следующий: