Конспект фронтального логопедического занятия в 1-м классе по мотивам сказки Колобок

Грамматическая тема: согласные звуки П-Б.

Лексическая тема: русская народная сказка «Колобок».

Задача занятия: дифференциация звуков П-Б.

Цели занятия:

  1. образовательные:
  • закрепить навык правильного произношения гласных звуков А, О, У, Э, Ы;
  • закрепить навык правильного произношения звуков П и Б в слогах;
  • дифференцировать звуки П-Б в слогах на слух.
  1. коррекционно-развивающие:
  • корригировать мелкую моторику рук;
  • корригировать речевое дыхание;
  • развивать подвижность губ;
  • развивать память, воображение;
  • активизировать речевую деятельность;
  • расширять словарный запас по теме: «Дикие животные».
  1. воспитательные:
  • воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;
  • прививать интерес к сказкам;

Оборудование: доска, тетради, ручки, цветные карандаши, пособия для дыхательной гимнастики, баночки с крупами, картинки с изображением колобка, бабки, дедки и животных.

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Уточнение пространственно-временных представлений.
  3. Знакомство с темой занятия.

II. Основная часть.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Рисование кругов.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление правильного произношения звуков А, О, У, Э, Ы.
  6. Закрепление правильного произношения звука [П].
  7. Закрепление правильного произношения звука [Б].
  8. Дифференциация звуков [П] – [Б].

III. Итоги урока.

  1. Подведение итогов урока.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

– Скажите, какое сейчас время года?

На доске вывешены картинки с изображением времён года. Учащимся надо назвать (для неговорящих детей – показать), какое сейчас время года.

‹Рисунок 1› ‹Рисунок 2› ‹Рисунок 3› ‹Рисунок 4›

– Какой сейчас месяц?

На доске: ОКТЯБРЬ

Учащиеся говорят сами, либо повторяют за логопедом.

3. Знакомство с темой занятия.

– На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться правильно говорить звуки [П] и [Б], и в этом нам помогут герои сказки «Колобок».

II. Основная часть.

– Жили-были дед и бабка.

‹Рисунок 5› ‹Рисунок 6›

Вот как-то дед и говорит бабке: «Испеки-ка мне, бабка, колобок!» А бабка отвечает: «А! О! У! Ы! Э! Муки-то нет…» Дети, что ответила бабка?

Дети повторяют за учителем звуки. Если не могут повторить всю цепочку звуков сразу, повторяют по беззвучной артикуляции логопеда или по ручным символам.

На доске: А О У Ы Э

1. Пальчиковая гимнастика.

– А дед ей отвечает: А ты по сусеку поскреби (логопед передвигает боковую поверхность ладони по столу), по амбару помети (логопед «подметает» пальцами парту), вот и наберётся муки (опускает руку в баночку с пшеном и гречкой и перебирает крупу пальцами).

Ученики повторяют действия логопеда.

– Бабка так и сделала: по сусеку поскребла(логопед передвигает боковую поверхность ладони по столу), по амбару помела(логопед «подметает» пальцами парту), вот и набрала муки(опускает руку в баночку с пшеном и гречкой и перебирает крупу пальцами). Тесто замесила (логопед «месит» тесто), поставила в печку. Через некоторое время вытащила бабка Колобка из печки.

Ученики повторяют действия логопеда.

2. Рисование кругов.

– Давайте посмотрим, какой колобок получился у бабки. (Логопед показывает картинку с изображением колобка, обращает внимание на цвет и форму).

‹Рисунок 7› 

– Покажите, где у колобка глазки, носик, ротик.

Ученики показывают глаза, нос и рот.

– Давайте сами нарисуем в тетрадях колобка.

Ученики рисуют в тетрадях колобков.

3. Дыхательная гимнастика.

– Вытащила бабка Колобка из печки, а он горячий. Дети, давайте его постудим, подуем на него.

Ученики выполняют дыхательные упражнения.

4. Физкультминутка.

– Полежал колобок на окошке, остыл, потянулся (логопед потягивается), спрыгнул с окошка на лавку (прыгает), с лавки на тропинку… Дети, давайте потянемся и попрыгаем, как Колобок.

Ученики повторяют действия логопеда.

5. Закрепление правильного произношения звуков А, О, У, Э, Ы.

– И запел песенку: «А-А-А-А… О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»

Ученики повторяют песенку колобка.



– Катится и поёт то тихо, то громко:

«А-а-а… а – А – а… а-а-А…
У-у-у… у – у – У… у-У-у…
о-о-О… О– о – о… о-О-о…
Ы-ы-ы… ы– Ы – ы… ы-ы-Ы…
Э-э-э… э – э – Э… э-Э-э…»

Ученики повторяют песенку колобка.

6. Закрепление правильного произношения звука [П].

На доске: ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ.

– Идёт навстречу… . Догадайтесь, кто идёт навстречу. Я загадаю загадку, а вы отгадаете:

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.

‹Рисунок 8› ‹Рисунок 9› ‹Рисунок 10›

– Дети, а кто знает, как воет волк?

– У-у-у-у-у…

– Правильно! Идёт волк, и тоже песни поёт:

Па-па-па…
По-по-по…
Пу-пу-пу…
Пэ-пэ-пэ…

Ученики поют песенку волка.

– Увидел волк Колобка, обрадовался, заулыбался (логопед выполняет упражнение «заборчик»).

Ученики выполняют упражнение «заборчик».

И стали они вместе песни петь:

У-пу…А-па…О-по…Э-пэ…Ы-пы…

Ученики поют.

– А потом и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем! Ам!»

Ученики повторяют слогам.

– А колобок отвечает: «Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: «А-А-А-А… О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»

Ученики поют песенку колобка.

– И покатился дальше. Удивился волк (логопед поднимет брови вверх), какие песни поёт колобок. И убежал в лес.

Ученики поднимают брови вверх.

7. Закрепление правильного произношения звука [Б].

– Покатился колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему… Давайте узнаем, кто же идёт.

Логопед загадывает загадку:

Летом гуляет,
Зимой отдыхает.

Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.

‹Рисунок8› ‹Рисунок9› ‹Рисунок10›

– Правильно, медведь! Идёт медведь, с ноги на ногу переваливается (логопед изображает походку медведя).

Дети изображают походку медведя.

– Дети, а кто знает, как рычит медведь?

Ы-ы-ы-ы

– Правильно! Идёт, песенку поёт:

Ба-ба-ба…
Бо-бо-бо…
Бу-бу-бу…
Бэ-бэ-бэ…
Бы-бы-бы…

Дети, как поёт песню медведь?

Ученики поют песенку медведя.

– Идёт медведь по лесу и вдруг видит колобка. Обрадовался… Стали они наперебой песни петь:

А-ба… О-бо… У-бу… Ы-бы… Э-бы…

Ученики повторяют песни колобка и медведя.

Медведь и говорит ему: «Колобок, колобок, я тебя съем. Ам!»

Ученики повторяют слог ам.

– А колобок отвечает ему: «Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою. И запел песенку:«А-А-А-А… О-О-О-О… У-У-У-У… Э-Э-Э-Э… Ы-Ы-Ы-Ы…»

Ученики поют песенку колобка.

Удивился медведь (логопед поднимает брови вверх), рот открыл от удивления (логопед выполняет упражнение «окошко»). И убежал в лес.

Ученики поднимают брови вверх и выполняют упражнение «окошко».

8. Дифференциация звуков [П] – [Б].

– Дети, давайте вспомним, какие пел песни волк!

– Па-па-па…
По-по-по…
Пу-пу-пу…
Пэ-пэ-пэ…

А какие песни пел медведь?

– Ба-ба-ба…
Бо-бо-бо…
Бу-бу-бу…
Бэ-бэ-бэ…
Бы-бы-бы…

– Молодцы! Давайте Даша будет волком, а Варя медведем и будем петь песни.

Один ученик поёт слоги, который пел волк (па-па-па…), другой поёт слоги, которые пел медведь (ба-ба-ба). Затем меняются ролями.

– Покатился колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему… Отгадайте загадку:

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

Ученикам надо назвать (для неговорящих детей – показать) правильный ответ.

‹Рисунок 8› ‹Рисунок 9› ‹Рисунок 10›

– Правильно, лиса. Идёт лиса и песенки под нос себе напевает:

Ба-па… Бу-пу… Бы-пы… Бо-по… Бэ-пэ…
Па-ба… Пу-бу… Пэ-бэ… По-бо… Пы-бы…

Ученики повторяют песенку лисы.

– Увидела колобка, обрадовалась (логопед выполняет упражнение «Улыбка»).

Ученики выполняют упражнение «Улыбка».

– И говорит: «Ах, какой колобок, хорошенький, румяный… Сейчас я тебя съем! Ам!»

Ученики повторяют слог ам.

– А колобок отвечает: «Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою.» Но лиса хитрая, говорит ему: «Спой, спой, только я что-то плохо слышать стала, сядь ко мне на нос и спою песенку!» Колобок прыгнул ей на нос, а лиса его ам! И съела.

III. Итоги урока.

1. Подведение итогов урока.

Какие звуки мы сегодня учились правильно говорить?

Учащиеся отвечают.

Правильно, сегодня мы с вами учились правильно говорить звуки [П] и [Б], и в этом нам помогали герои сказки «Колобок».




Следующий: