Конспект экскурсии по теме: Зелёные сокровища северного города

Тема: “Зелёные сокровища северного города”.

Программное содержание:

- Закрепить представление об основных
потребностях растений, о состоянии условий среды
в городе.
- Учить сравнивать состояние растений, растущих в
разных местах города и выявлять причины их
различий.
- Конкретизировать и углублять представление о
способах приспособления растений к изменившимся
условиям существования их в городе.
- Дать понятие о взаимосвязи растений, города и
человека.
- Воспитывать интерес к жизни растений в городе,
показать значимость каждого человека в их
сохранении.
- Воспитывать эстетическое чувство, умение
ценить красоту городских растений.

Материал:

лупы, тканевый бинт, совочки,
секатор.

Предварительная работа:

Знакомство с
основными потребностями растений в тепле, свете,
влаге, почве. Экскурсия по городу на тему:
“Растения в городе”. Объяснение и
рассматривание макета “Вечная мерзлота”.
Беседа о правилах поведения в общественных
местах, экологическая игра “Помоги природе”.

Ход экскурсии:

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к
“Зелёным друзьям”, которые живут рядом с нами в
нашем городе. Если вам интересно узнать, как они
поживают, то тогда в путь. (По дороге выясняется
значение слова “зелёные друзья”, подбираются к
нему другие значения — “зелёные соседи”,
“зелёное украшение земли”).

В: Люблю в любой погожий день
По улице центральной прогуляться,
Задуматься о жизни, помечтать.

- Эти стихи о нашем городе написала жительница
нашего города Т. Игнатова.
- Дети, а как по-другому можно назвать жителей
нашего города? (Горожане, муравленковцы)
- А вы любите свой город, юные муравленковцы?
(ответы детей)
- Давайте и мы с вами полюбуемся красотой наших
улиц.

А что особенно вам нравится на этой улице?
(Высказывание детей)

- Так что такое “зелёное украшение улиц”?
Назовите его (деревья, цветы, трава)
- А знаем ли мы, как им живётся рядом с нами?
Давайте представим себя
учёными-исследователями, которые помогут
определить: хорошо ли живётся растениям в нашем
городе, понять их настроение и нужна ли им наша
помощь? Но вначале я хочу узнать у вас, как же
появилось это “зелёное украшение” на городских
аллеях. (Рассказы детей)

Обобщение:

— Большинство растений, растущих в
наших северных лесах исчезли при вырубке в ходе
расчистке территории для строительства, дорог,
города, его улиц и домов. И потом уже трудно было
вернуть прежние растения на прежнее место. Дети:
“А для чего людям потом вновь понадобилось
сажать деревья в городе? “(Деревья радуют нас
своей зеленью, красотой, защищают город от пыли,
газов и шума). Деревья в городе как будто работают
на человека. Вот и приходится человеку вновь
высаживать деревья, но уже на городские улицы.
Давайте поближе познакомимся с деревьями.

Задание:

— Выбери дерево, с которым ты хотел бы
дружить. А теперь найдите самое маленькое и
большое дерево, самое “грустное” и самое
“весёлое” дерево.

- Чем отличаются деревья друг от друга? (Дети
выполняют задание)
- Хотите узнать, почему это происходит? Конечно,
разобраться в этом не просто, поэтому надо
вспомнить, что необходимо всем растениям для
нормальной жизни? (Свет, вода, тепло, земля)

В: Итак, первое условие для роста растений — это
свет.

Исследование №1

“Все деревья в городе получают свет
одинаково?” (наблюдения детей и их версии)

Обобщение:

В городе одни деревья страдают от
нехватки света из-за строительства высоких
домов. Окраска листьев у таких деревьев бледнее,
крона реже, ветки короче. (Найдите такие деревья)
Другие деревья, наоборот, испытывают избыток
света — прямые солнечные лучи и освещение
электролампами. Дополнительная подсветка улиц
влияет и на рост растений. Такие деревья не
торопятся сбрасывать листья осенью,
искусственное освещение как бы продлевает лето. (
Покажите такие растения)

Эти деревья не успевают приготовиться к зиме и
могут быть повреждены морозами.

Вывод:

Значит, в городе деревья свет получают
неравномерно.

Второе условие для жизни растений — это воздух.

Исследование №2

“Каким воздухом дышат растения?” (Версии
детей)

- Как вы предлагаете это проверить? (Ответы
детей)

Дети протирают листья, забор, машины, камни
ваткой; рассматривают листья через лупу и делают
свои заключения: На улице есть пыль. Значит, в
воздухе, которым дышат деревья, тоже есть пыль.

В: — Назовите причины загрязнения воздуха в
городе? (Выхлопные газы от автомобилей, песочная
пыль)

Обобщение:

Деревья, поглощая из воздуха
различные загрязнения часто болеют, на листьях
появляются необычная окраска или растение как бы
“лысеет”, теряет листья до наступления
листопада. (Покажите такие растения) Наряду с
деревьями своеобразным сигналом чистоты воздуха
служат их постоянные спутники-лишайники.

Задание:

Найдите и рассмотрите лишайники на
стволах деревьев. (Дети выполняют действие и
делают заключение)

Вывод:

растения в городе дышат загрязнённым
воздухом.

Следующее условие для жизни растений — это
тепло.

Исследование №3

“Все ли растения в городе получают тепло
одинаково?”

– Как это узнать? (Версии детей)
– Конечно узнать это очень сложно.
– Обратите внимание на деревья, которые растут
около асфальта, около домов и на те, которые
растут на открытой местности. (дети делают
сравнения)

Обобщение:

У зданий, на теплотрассе, около
асфальта накапливается тепло, поэтому там
растения растут быстрее и они гораздо выше, чем
те, которые растут на открытой местности. Дома
ещё могут защищать растения от ветра.

Вывод:

значит в городе деревья тепло получают
тоже неравномерно, в разных местах по-разному.

Следующее условие для роста растений — это вода.

Исследование №4

“Одинаково ли всем деревьям в городе хватает
воды?”
(Если дети затрудняются, предложить им найти
деревья, вокруг которых находятся лужи и те,
которые растут на возвышенности)

(дети делают свои выводы).

Обобщение:

Что касается влаги, то у нас на
Севере зачастую некоторые деревья подолгу стоят
в воде из-за длительных дождей. Вода плохо
впитывается в землю и долго держится на
поверхности. Ей просто некуда деться. На
небольшой глубине находится вечная мерзлота. А
для посадки деревьев в город специально привозят
торф из леса, чтобы уровень почвы был выше. Такие
растения растут на возвышенности, и их не
заливает водой.

Вывод:

В разных местах растения получают воду
в разных количествах. Главную роль в жизни
растений имеет хорошая почва.

Исследование №5

“На какой почве растут городские растения?”

- Как это определить? (Дети рассматривают состав
почвы под деревьями и делают свои заключения)

Объяснение:

Чернозём у нас на Севере
отсутствует. Вместо него деревья в городе растут
на привезённом торфе и песке. А кое-где деревья
довольствуются смесью битого стекла, кирпичей,
песка и торфа, оставшихся после строительства. И
самое главное то, что все наши “зеленые друзья”
растут на земле вечной мерзлоты.

В: — Уважаемые исследователи, можем мы теперь
ответить на вопрос:
- Хорошо ли живётся растениям на городских
улицах?

Вывод:

Деревьям в городе живётся совсем не
просто: если растения растут в хороших условиях,
то они выглядят весёлыми и здоровыми, а если
растениям что-то не хватает для роста, то такие
деревья выглядят невесёлыми и грустными.

Задание:

Найдите деревья, которые нуждаются в
нашей помощи (дети забинтовывают надломленные
ветки и вместе с воспитателем делают обрезку).

Вывод:

Зелёные деревья на городских улицах -
самая драгоценная часть городской природы для
нас, северян. Полезность городских растений в 1000
раз увеличивается на земле вечной мерзлоты,
поэтому мы, горожане, должны беречь их.

- Можно ли назвать городские растения “зелёным
сокровищем” нашего северного городка? А если это
сокровище, то обращаться с ним надо по-особому
бережно!

Расскажите об этом своим друзьям, родным и
всем-всем, кому дорог наш город.

Следующий: