Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А. Лиханова Те, кто до нас

Цель: в ходе анализа содержания повести показать ценности русской духовности.

Ход урока

1. Вступление.

Учитель: Вспомним и назовём ценности русской души.

Какие отвлечённые существительные заключают в себя эти ценности?

2. Работа с записями на доске.

Вот что говорят об этих ценностях русский народ, писатели, поэты, философы.

Доброта

Доброе дело – добрый поступок. (Пословица).

Сострадание, Милосердие

Сострадание есть главнейший закон бытия. (Ф.Достоевский).

Жалость

Жалость связывает человека со всем миром живущих. (В.Соловьёв)

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась,
Не нужно нам возмездия иного
Довольно с нас… (Ф.И.Тютчев).

Страдание

Только горе открывает нам великое и святое. (В.Розанов).

Совесть, Раскаяние, Смирение

Зато в нас есть бродило духа –
совесть и
наш великий покаянный дар… (М.Волошин).

Любовь

Жалею – значит люблю. (Из народной разговорной речи).

3. Слово о писателе.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: Ценности русской духовности в повести Альберта Лиханова «Те, кто до нас».

Русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов (1935 г.) родился в городе Кирове Курской области. Бывший редактор журнала «Смена», председатель правления русского детского фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое» удостоен Государственной премии им. Я.Корчака и М.Горького, французско-японской культурной премии им. В.Поло, литературной премии им. А.Грина и др. Начал творческий путь в 60-е годы повестью «Да будет солнце!», «Чистые камушки».

В 2005 году в журнале «Смена», как подарок от редакции в день 70-летия со дня рождения, была напечатана одна из его последних повестей.

Я прочла её и подумала, что Вам, моим ученикам, будет интересно с ней познакомиться. Сегодня на уроке мне хочется поделиться с Вами своими размышлениями по поводу этой повести и услышать Ваше мнение о проблемах, поднятых в ней.

Чтобы понять истоки творчества А.Лиханова, мы заочно зададим ему несколько вопросов:

  • Нам интересно, каковы темы его повестей?
  • Основаны ли они на реальных фактах?
  • Кто они, герои его повестей? И др.

4. Отзывы о творчестве А.Лиханова.

Ответы нашли в отзывах о его творчестве друзей, писателей, критиков. Вот некоторые из них:

Ученик 1: Основная тема творчества Лиханова – становление подрастающего поколения, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей.

Ученик 2: «Любимый герой Лиханова – обыкновенный мальчишка, не самый большой озорник, но и не пай-мальчик, не отличник по всем статьям, но и не заведомый неудачник. Мальчишка, который умеет дружить, любить отца, мать, Родину, который учится понимать людей и самого себя. Мальчишка, который взрослеет.

Герои Лиханова не свидетели, а участники событий. И совсем не наивен юношеский максимализм, с каким они воюют против пусть даже самой маленькой капельки неискренности, лжи, мудр, ибо так и должно быть, ибо не может быть компромисса между добротой и корыстью, между правдой и обманом». (Сергей Михалков).

Ученик 3: «Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя». (А.Лиханов).

5. Обсуждение прочитанного.

  • Ваше впечатление о повести.
  • Передайте краткое содержание.

Вывод: На мой взгляд, самое ценное и важное в повести – показ нравственного влияния, которое оказывают взрослые на детей и подростков.

6. Беседа по содержанию произведения.

  • О каких ценностях русской души говорит писатель в повести «Те, кто до нас»? (Доброте, сострадании, жалости, страдании, смирении).
  • Какие персонажи воплощают эти ценности, какие именно? (Бабушка и мама – доброту, сострадание, жалость и любовь; доктор Россихин – доброту, любовь, страдание, смирение).
  • От какого лица ведётся повествование? (От первого лица).
  • Рассказывает ребёнок или взрослый?
  • Назовите временные границы воспоминаний. (До войны, война, после).
  • Какие события детства особенно запомнились мальчику? (Бабочки, рояль в доме доктора, доктор в годы войны, помощь бабушки доктору и другие).
  • Почему ведётся повествование в форме воспоминаний?

Выводы:



  1. Классическая литература рассматривает детство как фундамент в цепи событий.
  2. Ответ находим в последних абзацах повести. Выразительное чтение отрывка из повести со слов: «Я думаю обо всех них…» до слов: «…кто после нас».

В повести Лиханова два адресата: читатель – ребёнок и читатель – взрослый. Диалог взрослых и детей. Посмотрим на мир глазами ребёнка и взрослого.

7. Мир глазами ребёнка.

Ученик: Мир глазами ребёнка.

Пересказ эпизода « Встреча с доктором».

Вывод: Ребёнок не знает жизни, боится неизвестного, физической боли, но он любознателен, наблюдает и активно вмешивается, по-своему, в жизнь, накапливая опыт. Постепенно к нему приходит нравственное прозрение. Учится сопереживать, жалеть, любить, он чувствует, что его тоже любят, берегут от горя и бед.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Кто же научил его этому?
  • Что вспоминает о бабушке мальчик?
  • Какие её поступки запомнились ребёнку?
  • Расскажите, как она помогала доктору.
  • Почему она ему помогает?
  • Чему же она его научила?

Вывод: Бабушка научила мальчика помогать людям, уметь благодарить. Она отдаёт последнее – в этом есть глубокий смысл: в нём выражается высший нравственный закон человеческой жизни, благодаря которому не прерывается жизнь, и мир становится лучше и чище. Она умеет любить людей по-настоящему, жалеть их: «…тут же пожалела других, – осекла себя: вдруг оправиться не могут от пережитого…» И мальчик поступает так, как когда-то мама и бабушка.

Выразительное чтение отрывка: «Я взял доктора за руку и легонько потянул на себя < …> а это не очень-то удобно».

Вывод: Мир бабушки, родителей понятен ребёнку, ему в нём хорошо, тепло, его любят, защищают от горя и бед. Но пример взрослых учит его сопереживать, жалеть, понимать страдание другого человека. Для него горе, беда – физические страдания.

8. Мир взрослых.

Учитель: Мир взрослых для ребёнка связан с именем доктора Россихина, лучшего в городе «ухогорлоноса». Для него он человек другого мира, где Айболит, Африка, бабочки, рояль – предметы другого мира.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какое прозвище даёт доктору? (Тараканище). Почему? (Защищается).
  • Какое влияние доктор оказал на становление личности мальчика?
  • Какие поступки доктора запомнились мальчику? (Рассказ о судьбе доктора Россихина).
  • Каковы его взаимоотношения с людьми? (Сложные. Но он с чувством собственного достоинства встречает все трудности, только однажды сорвётся: чтение отрывка из повести со стихами Ф.Тютчева).
  • О чём спорит с Тютчевым? Ваше мнение.
  • Можно ли сказать, что доктор смирился с бедами? (Нет, сходит с ума).
  • Чему же научил доктор мальчика? Так каков мир взрослых?

Вывод: Доктор Россихин научил его видеть красоту, ценить её, мальчик узнал, что такое верность и любовь, как сохранить эти сокровища в сердце навсегда. Он научил его ценить и любить жизнь такой, какая она есть.

9. Обобщение по теме урока.

Учитель: Так что же необходимо для того, чтобы понять друг друга, обрести душевный покой? (Любить).

Чтобы не оборвалась «золотая нить любви», необходимо сохранить память в благодарность прошлому.

10. Работа с эпиграфом.

Чтение эпиграфа – из «Евангелие от Иоанна, г.13, стих 34».

Учитель: Как отблагодарил доктор мальчика и бабушку?

Выразительное чтение наизусть учеником отрывка из повести со слов: «Мы пришли в тот же вечер…» до слов: «…Моими неумелыми руками» (на фоне музыки Шопена «Ноктюрн»).

Учитель: Мальчик узнал цену добра и благородства души, остался благодарен за всё хорошее.

– Каков же смысл названия повести? (Ответы учащихся).

Вывод: Итак, автор утверждает, что ценности русской духовности вечны и незыблемы, как бы ни ломала человека жизнь. Нельзя жить одним днём. Помня о прошлом – думай о будущем.

Взрослый человек, вспоминая прошлое, находит там истоки настоящего, христианского видения мира. И ответы на свои раздумья находит во внутреннем диалоге с самим собой. Стиль повести лаконичен, язык точен. Ненавязчиво доказывает истину автор, ведя тем самым диалог с читателем – взрослым и подростком.

11. Домашнее задание: Готовиться к творческому конкурсу, написать сочинение на тему: «Духовные ценности моей семьи».

12. Литература.

  1. А.Лиханов «Те, кто до нас» // Смена. – 2005. – № 9. – С. 106–132.



Следующий: