Конспект бинарного урока история + литература Полтавская битва

Цели уроков (сдвоенный по 45 мин

)

Обучающие:

выяснить цели России в Северной
войне, рассмотреть ход войны, этапы и основные
сражения и выделить её итоги; выяснить причины
победы русской армии под Полтавой;

Развивающие: продолжить формирование
умений работать с историческими, литературными
источниками, текстом учебника, исторической
картой; на основе документов и текстов давать
характеристику участникам события с
исторической и литературной точки зрения; оценку
их деятельности; развивать умение по составлению
сообщений и рецензий.

Воспитательные:

способствовать воспитанию
уважительного отношения к истории своего народа;
на примере мужества русских людей в Северной
войне вызвать у учащихся чувство гордости
историей своих предков; воспитывать
уважительное отношение к чужому мнению,
воспитывать умение работать в группах.

План уроков

1. Организационный момент

2. Актуализация по теме “Петр I. Россия на рубеже
веков”

3.Переход к новой теме.

4. Изучение новой темы.

А) причины войны; Б) Портреты полководцев; В) Ход
Северной войны; Г) Полтавский бой; Д) Причины
победы русских; Е) Решение проблемной задачи

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов уроков.

7. Домашнее задание.

Учитель истории: на уроках истории и литературы
мы всегда испытываем потребность обращения к
различным типам источников: историческим
документам, художественным произведениям. Это
позволяет лучше узнать изучаемую эпоху, людей,
изучаемые события. Группа ребят приготовила к
уроку несколько сообщений на основе
литературных произведений. Кроме того, на
сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем
отличия исторической и художественной
литературы. С этой целью у нас будет работать
“исследовательская группа” под руководством
учителя литературы, которой предстоит провести
анализ пушкинской поэмы “Полтава”. “Группа
аналитиков” нам будет нужна в ходе изучения хода
военный событий. В конце урока мы должны дать
объяснение выражению. В Г Белинского “Это была
битва за существование целого народа, за
будущность целого государства”.

1.

  • Что можно сказать о развитии России на рубеже
    17-18 веков?
  • Каков был уровень развития страны по сравнению
    с европейскими государствами? (по ходу беседы
    составляется кластер)
  • Что необходимо было сделать России, чтобы
    преодолеть это отставание?
  • Пыталась ли Россия когда-либо получить выходы к
    морям, и каковы результаты этих попыток?
  • Как вы считаете, “Великое посольство”,
    предпринятое Петром 1 способствовало решению
    данной задачи?

Таким образом, складывались предпосылки для
войны России за побережье Балтийского моря.
Международная обстановка в начале XVIII века была
благоприятной для России, так как европейские
державы не могли вмешиваться в конфликт между
Россией и ее противником.

  • Кто противник России в этой войне?
  • Предположите, каковы были цели участников
    войны? (
    Польский король — отнять земли,
    завоеванные Швецией, Россия — получить выход к
    Балтийскому морю, превращение России в морскую
    державу, Швеция — не допустить всего этого)
  • Если противник России — Швеция, то кто был
    противником Петра?

Заслушиваются подготовленные заранее
сообщения, в которых дается характеристика Петра
и Карла ХII.

4Б. Слово учителю литературы: наша
исследовательская группа решила выяснить,
какими литературными средствами удается
А.С.Пушкину создать портреты героев “Полтавы”?

Пушкин создает образ Петра накануне Полтавской
битвы. Чувствуется, что он возбужден ожиданием
боя, заражает своей энергетикой всех вокруг:
своих товарищей “птенцов гнезда Петрова”, даже
верного коня, который гордится могучим седоком.
Петр прекрасен. “Он весь как, как божия гроза”.
Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты
использует автор? (слеп, упрям, нетерпелив,
легкомыслен, кичлив, мальчик бойкий и отважный.)
Возникает далеко не героический образ.
Окончательно авторская позиция проявляется в
сцене пира “И горд и ясен, и славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен” Царь великодушен,
справедлив, он даже поднимает кубок за своих
учителей. Читая о бегстве Карла ХII, мы живо себе
представляем поникшего, побитого короля,
потерявшего на поле боя свое шпагу и свою славу.



4В. Учитель истории рассказывает о начале
войны, поражении под Нарвой. Идет работа с картой.

1704 г. русские войска овладели Нарвой и Дерптом.
Карл XII вторгся в Речь Посполитую, сместил с
престола Августа II и посадил на трон своего
ставленника Станислава Лещинского.

В 1706 г. Карл XII выступил по направлению к русской
границе. Шведы встретили в Белоруссии
сопротивление населения. Карл повернул на юг –
на Украину. Почему же он это сделал? (Карл ХII был
приглашен Мазепой на зимние квартиры, он же
обещал помощь казачьего войска шведам)

На соединение с главными силами Карла XII из Риги
направлялся корпус шведов генерала Левенгаупта
в сопровождении большого обоза с
продовольствием и военным снаряжением. Петр
узнал об этом и разгромил Левенгаупта у деревни
Лесной в сентябре 1708 г. Петр I назвал победу под
Лесной “матерью Полтавской баталии” После
этого сражения Карл вынужден был отказаться от
похода на Москву, вместо этого он повернул на
Полтаву. Шведские войска осадили Полтаву, и она
сопротивлялась уже 2 месяца. Наступал переломный
момент битвы. Обе армии стали готовиться к
решительной битве. 4Г. И вновь мы обращаемся к
“Полтаве” (Звучит выразительное чтение отрывка
“Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по
холмам грохочут пушки…….” После заслушиваем
сообщения двух ребят, подготовленные по рассказу
Гордина “Полтавской битва”, с использованием
настенной карты.

Итоги боя: потери шведов — убиты 9тысяч и 3
тысячи пленных, у русских убито 1345 человек. Через
три дня шведская армия перестала существовать. В
плен сдалось 17 тыс. солдат и офицеров, 28 орудий, 128
знамен.

4Д.

в ходе беседы с классом выясняются причины
победы русской армии, учащимися самостоятельно
составляется кластер (1. создана регулярная
армия; 2. она получила воинский опыт;3. армия имела
талантливых полководцев; 4. проявился воинский
талант Петра; 5. героизм русских солдат.)

Учитель истории: нам была представлена разная
информация об одном и том же событии. Как вы
считаете, чем она различается? (

В поэтических
строчках используются различные художественные
приемы, здесь необязательно придерживаться
строгой исторической правды, достаточно создать
образ, картину событий. Ученый-историк не может
обходиться без научного подхода, логики,
правдивого изображения действительности)

Нашему вниманию представлен еще один источник-
документ на стр. 114 учебника. Прочитав его,
подумайте, в чем особенность этого источника, чем
он отличается от предыдущих?

(Он отличается субъективностью изложения, он
выражает личное мнение кого-либо)

Подведем итоги работы наших групп: различные
литературные, научные, мемуарные и другие
источники позволяют воссоздать более полную
картину исторических событий. Такое
разнообразие позволяет сравнивать, выявлять
закономерности, устанавливать истину.

4Е. Решение проблемной задачи — Как вы понимаете
выражение. В Г Белинского

“Это была битва за
существование целого народа, за будущность
целого государства”.

(Полтавская битва позволила полностью
выполнить стратегические задачи России в
Северной войне: страна получила выход к морю,
вернула побережье Финского залива, превратила
Россию в морскую державу, а так же укрепила
международный авторитет нашей Родины, укрепила
ее национальный суверенитет, способствовала
формированию мощной империи)

5.Закрепление

  • Как называлась война за выход к Балтийскому
    морю?
  • Почему главное событие этой войны было
    сухопутным?
  • Каких полководцев русской армии вы можете
    назвать?
  • Каковы последствия Полтавской битвы для
    международного положения России, для хода
    Северной войны?
  • 6. Подведение итогов урока, рефлексия.

    7. Домашнее задание. Читать весь параграф 14,
    письменно выполнить задание №3.




    Следующий: