Конкурсный урок по теме Наша Родина – Алтай

Цель урока:

  • создать условия для творческого повторения тем
    по Алтайскому региону;
  • закрепление основных понятий и значений;
  • обобщение пройденного материала.
  • Оборудование:

  • физическая карта России;
  • физическая карта Алтайского края;
  • картины;
  • атласы;
  • дидактический материал конкурсов, заданий.
  • Тип урока:

  • повторительн-обобщающий;
  • Оргформа:

  • урок-конкурс
  • Условия конкурса:

  • оценивание результатов проводится как по
    групповой деятельности, так и за индивидуальное
    участие;
  • каждый ученик имеет возможность проявить
    полученные им ЗУНы в произвольной форме;
  • за каждый правильный ответ учащийся получает
    “+” и та группа, за которую он выступает;
  • неверный ответ не приносит “наказания”, имеют
    право ответить другие участники команды;
  • результаты участия групп отмечаются на доске –
    табло, а успехи детей в листе контроля, который
    ведет хорошо успевающий ученик;
  • урок не предусматривает оценки “2”;
  • домашнее задание получают те учащиеся, которые
    проявили слабые знания.

  • Ход урока

    I. Конкурс: “Путешествуем по городам Алтая”

    1. Какой город является центром края? (г.
    Барнаул)

    2. Какие города расположены на р.Оби? ( Барнаул,
    Новоалтайск, Камень-на- Оби)

    3. Какие города основаны в 18 веке? ( Барнаул,
    Змеиногорск, Бийск)

    4. Какой город основан в 1670г.? (Камень-на-Оби)

    5. Самый молодой город края? ( Яровое)

    6. Город – центр республики Алтай? (Горно-Алтайск)

    7. В каком городе производят кокс? ( Заринск)

    8. Какие города располагаются на р. Алей? (
    Алейск, Рубцовск)

    9. Какой город находится между озерами Секачи и
    Большое Яровое?

    10. Где выпускают трактора? (г. Рубцовск)

    11. Город – курорт? ( г. Белокуриха)

    12. Где был построен первый сахарный завод? (
    Алейск)

    13. На какой реке располагается Белокуриха? (р.
    Белокуриха)

    14. Какой город основан по указу ПетраI? (Бийск)

    15. Какой город основан в 1736г. в связи с открытием
    и разработкой полиметаллических руд и как
    оборонительная крепость? ( Змеиногорск)

    16. Город основан в 1830г. на р. Майма? (
    Горно-Алтайск)

    17. Где жил в 20-х годах прошлого века знаменитый
    уральский сказочник П. П. Бажов? (г. Змеиногорск)

    18. Город основан в 1730г. в связи с развитием
    горного дела? ( Барнаул)

    19. Где находится краеведческий музей имени В. В.
    Бианки? (Бийск)

    20. Какой город располагается на р. Чумыш? (
    Заринск)


    II. Конкурс “ Что это означает?”

    На доске написаны цифровые данные в одной
    колонке, в другой ответы. Нужно подобрать
    правильный ответ. Задание выполняют все
    письменно в тетради.

    1. 770 км. кв. 1. г. Белуха
    2. 168 тыс. км. кв. 2. max глубина Телецкого озера
    3. 4506 м. 3. Средняя высота Кулундинской
    равнины
    4. 2 607 000 ч. 4. Запасы бурого угля
    5. 325 м. 5. Объем воды в Телецком озере
    6. 688 км. 6. Длина Катуни
    7. 100…200 м. 7. Длина Бии
    8. 13,5 млн. т. 8. Длина Оби
    9. 40 км. куб. воды 9. Площадь Кулундинского озера
    10. 453 км. 10. Численность населения
    11. 301 км. 11. Площадь территории края

    ОТВЕТЫ: 1-9; 2-11; 3-1; 4-10; 5-2; 6-6; 7-3; 8-4; 9-5; 10-8; 11-7;


    III. Конкурс “Путешествие в историю края”

    17 июня 1917г.образовалась Алтайская
    губерния.

    28 сентября 1937г. – образование Алтайского
    края.

    3 июля 1991г. – образование Алтайского региона.

    Начало 18 века – первые русские поселения на
    территории края.

    23 октября 1956 г. – орден Ленина на выдающиеся
    успехи в с/х, освоение целинных земель.

    28 декабря 1970г. – орден Ленина.

    1719 – 1721г. – русские рудознатцы обследовали
    район верховий рек Чарыша и Алея и обнаружили
    здесь залежи полимеллических руд.

    1893г. – закрытие заводов, упадок горного дела.

    1768г. – начата эксплуатация месторождений
    поваренной соли.

    1843г. – изготовлена самая “большая в мире”
    царица ваз.

    1745-1860г. – годы развития металлургии по
    производству серебра, золота, меди.

    1932г. – образование Алтайского заповедника.

    3 июля 1991г. – образование Алтайского региона.


    IV. Конкурс: “Знаете ли вы знаменитостей края”

    На доске написаны фамилии выдающихся людей, а
    учащиеся должны назвать их основные достижения,
    профессию.

    1. И. И. Ползунов – изобретатель первого парового
      двигателя.
    2. Г. И. Гуркин – художник
    3. В. К. Штильке – просветитель
    4. В. Я. Попов – архитектор
    5. М. А. Лисавенко – академик
    6. Г. С. Титов, В. Г. Лазарев – космонавты
    7. В. М. Бахолдина – трактористка
    8. В. Золотухин – актер
    9. П. В. Кучияк – поэт, прозаик, драматург.


    V. Конкурс “Кому принадлежат эти строки о нашей
    Родине”

    1. “Нет в мире другого района, в котором были бы
    сосредоточены декоративные камни столь
    разнообразной окраски” (геолог академик А. Е.
    Ферсман)

    2. “Как, где скажут Алтай, так вздрогнешь, сердце
    лизнет до боли мгновенное горячее чувство…” (В.
    М. Шукшин)

    3. “… по всей Европе нет ничего подобного, что
    могло бы с ним сравниться … ради уже одного этого
    зрелища можно предпринять столь далекую поездку
    в Алтайские горы”. Так писал о Телецком озере
    английский художник… (Томас Аткинсон)

    4. “Родной мой Алтай, чудесный край сибирский! Я
    вижу его то в зимнем уборе – в сугробах и снежных
    застругах, когда бескрайняя даль светится
    тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном
    весеннем цветении садов, то в неповторимых
    фантастических красках осени. Да, хорош наш
    Алтай, чудесна его природа”. (космонавт Герман
    Титов)

    5. “Я люблю Алтай крепко, с каждым годом любовь
    моя растет, и не знаю, чем возмещу Алтаю ту
    радость и счастье, которым он меня наделяет
    каждый день, каждую минуту. Если бы я был поэтом, я
    воспел бы его, я бесконечно стал бы прославлять
    его красу и мощь” (писатель В. Я. Шишков)

    6. “И странно и чудесно – везде по всему краю
    хвалят Русский Алтай. И горы-то быстры, и цветы –
    то невиданны… Откуда это общее почитание
    Алтая?!” (художник Николай Рерих)

    7. Много лет, мой голубой Алтай,
    По тебе бродил из края в край,
    Но не пел, не славил до сих пор
    Красоту твоих скалистых гор.
    Ты и в прошлом, помню, был красив,
    Но угрюм, задумчив, молчалив.
    И сокровища в груди твоей
    Ты хранил, как тайну, от людей.
    (Павел Васильевич Кучияк)


    VI. Конкурс: “Что хранят недра Алтая”

    Этот конкурс для команд. Каждый капитан должен
    правильно назвать по 3 месторождения.

    1. Неверовское, Жерновское, Тягунское,
      Колыванское… (месторождения строительного
      камня)
    2. Змеиногорский, Золотушинский, Рубцовский. (это
      три рудных района края)
    3. Инское и Белорецкое? (месторождения железной
      руды)
    4. Харлавское месторождение? (титаномагнетитовые
      руды)

    5. Солтонское месторождение? (бурого угля)

    6. Белокурихинское, Искровское, Черновское
    месторождения?

    (Азотно-кремниевые радоновые источники)

    7. Бурлинское месторождение? (поваренной соли)

    8. Акташское месторождение? (ртуть)

    9. Веселая Сейка? (золото)


    VII. Конкурс знатоков (работа в группах).

    Быстро и грамотно решить задания кроссвордов.

    КРОССВОРДЫ


    VIII. Конкурс: “Знаешь ли ты карту Алтая”

    Командиры задают команде противника по 5
    географических названий, которые они должны
    показать по карте.

    Подведение итогов урока-конкурса

    1. По результатам конкурса места между
    командами распределились следующим образом:

    1 – команда… Оцениваются положительные
    результаты,

    2 – команда… отмечаются достоинства, каждой

    3 – команда… команды, лидерство по баллам.

    2. В личном первенстве результаты по активности
    и правильности ответов распределились
    следующим образом: отмечаются успехи “3”, “4”,
    “5”.

    3. Чем запомнилось изучение темы:

    • какие интересные события особенно запомнились;
    • какие виды работ вам понравились, почему;
    • чему вы научились;
    • какие трудности вам встретились;
    • над чем следует еще поработать?

    4. Задания на дом (индивидуально для
    тех, кто встретил трудности).

    Следующий: