Конкурсный урок по теме: Многообразие мира профессий


Предлагаемый Вашему вниманию урок по теме
“Многообразие мира профессий” (см. Приложение 1 – конспект
урока) составлен в соответствии с программой
профориентационного курса
“Человек-труд-профессия” для учащихся 9-х
классов, разработанной преподавателями
межшкольного учебного комбината г. Лабытнанги и
реализуемой в системе предпрофильной подготовки
учреждения. Программа курса призвана помочь
учащимся соотнести свои индивидуальные
особенности с требованиями, которые предъявляет
интересующая их профессия.

Предлагаемый урок является вводным занятием в
профориентационный курс
“Человек-труд-професиия”, который может
осуществляться за счет часов, отводимых на
трудовое обучение, общественно-полезный труд,
факультативные занятия.

Занятие проводится в течение двух ученических
часов в компьютерном классе, имеющем выход в сеть
Интернет по выделенному каналу. На уроке
применяется компьютерная презентация. С помощью
программы Master Aye демонстрируются слайды на всех
ученических компьютерах, так же в ходе урока
проводится тестирование в режиме On-line.



Цель урока:

  • ознакомить учащихся с объемом, задачами и
    содержанием предлагаемого профориентационного
    курса. Сформировать представление об основных
    признаках профессиональной деятельности и
    познакомить учащихся с различными способами
    классификации профессий, выработать умение
    ориентироваться в мире профессий.
  • Задачи урока:



  • ознакомить учащихся с основами жизненного и
    профессионального самоопределения;
  • сформировать представление об основных
    признаках профессиональной деятельности;
  • ознакомить со способами классификации
    профессий;
  • выработать умение ориентироваться в мире
    профессий.
  • По типу

    – это комбинированный урок,
    состоящий из следующих этапов:

    1. Организационный момент, сообщение темы и целей
      (3 минуты);
    2. Изучение нового материала (45 минут);
    3. Закрепление изученного материала (15 минут);
    4. Проверка усвоения материала (12 минут);
    5. Подведение итогов урока (5 минут).

    Вашему вниманию представлена технологическая
    карта, более подробно раскрывающая содержание
    урока, его цели и задачи.

    Технологическая карта


    Предмет, класс Профориентационный курс
    “Человек-труд-профессия” 9-й класс
    Тема урока “Многообразие мира профессий”
    Содержание урока
    • Система предпрофильной подготовки в МОУ МУК
      (профориентационный курс
      “Человек-труд-профессия”)
    • Понятие профессии и специальности.
    • Внутренний мир человека и возможности его
      познания.
    • Представление о себе и проблема выбора
      профессии.
    • Мир профессий. Классификация профессий.
    Актуальность использования ИТК Структурно, компактно и удобно
    организованная информация в форме презентаций.
    Цель урока Ознакомить учащихся с объемом, задачами
    и содержанием предлагаемого
    профориентационного курса. Сформировать
    представление об основных признаках
    профессиональной деятельности и познакомить
    учащихся с различными способами классификации
    профессий, выработать умение ориентироваться в
    мире профессий.
    Задачи урока 1.Обучающие:
    • ознакомить учащихся с основами жизненного и
      профессионального самоопределения;
    • сформировать представление об основных
      признаках профессиональной деятельности;
    • ознакомить со способами классификации
      профессий, выработать умение ориентироваться в
      мире профессий.
    2.Воспитательные: Воспитание
    внимательности, усидчивости расширение
    творческой, общественно – значимой (трудовой,
    познавательной, игровой, коммуникативной)
    деятельности учащихся, формирование
    нравственной и эстетической культуры.
    3.Развивающие: Развитие
    самосознания представления о себе, а так же
    интересов и склонностей, максимально
    приближенных к профессиональным.
    Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация “Многообразие мира
    профессий” Слайды: 1. “Система предпрофильной
    подготовки МОУ МУК” 2. “Внутренний мир человека
    и возможности его познания. Понятия профессии и
    специальности” 3. “Представление о себе и
    проблема выбора профессии” 4. “Мир профессий и
    классификация профессий” 5. Закрепление
    материала
    Необходимое аппаратное и программное
    обеспечение
    Компьютерный класс, объединенный
    локальной сетью, имеющий выход в Internet; программа
    MasterEye или мультимедийный проектор и экран.
    Межпредметные связи
    • Охрана труда
    • Элективные ориентационные курсы

    В организационной структуре урока
    представлены этапы занятия, их
    продолжительность и содержание.

    Организационная структура урока




    ЭТАП 1.

    • Организационный момент
    • Приветствие учащихся;
    • Проверка готовности к занятию;
    • Проверка присутствующих на уроке;
    • Сообщение темы и целей занятия
    Цель Целеполагание и мотивация

    Длительность этапа

    5 минут

    ЭТАП 2.

    Изучение нового материала 2.1. Введение. Представление системы
    предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном
    комбинате
    • элективные ориентационные курсы –
      профессиональные пробы;
    • психологическое сопровождение;
    • профориентационный курс
      “Человек-труд-профессия” (ознакомление
      учащихся с объемом, задачами и содержанием
      профориентационного курса, призванного оказать
      помощь учащимся в их профессиональном
      самоопределении, устройстве своей будущей
      карьеры);
    • профориентационная работа.

    (Показ презентации: “Система
    предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном
    комбинате” см. Приложение 2, 1-5
    слайд
    ).
    2.2. Рассказ о внутреннем мире
    человека и возможностях его познания. Понятия
    профессии и специальности (выполнение
    теста на определение самооценки см. Приложение
    3
    )
    (Показ презентации:
    “Внутренний мир человека и возможности его
    познания. Понятия профессии и специальности” см.
    Приложение 2, 6-24 слайды).
    Минутка
    отдыха (ряд упражнений для снятия напряжения
    глаз и тела при работе за персональным
    компьютером). 2.3. Рассказ о профессиональном
    самоопределении и проблеме выбора профессии. (Выполнение компьютерного
    профориентационного теста Л.А. Йовайши на
    определение склонности человека к тому или иному
    роду деятельности см. Приложение 4)
    (Показ презентации:
    “Представление о себе и проблема выбора
    профессии” см. Приложение 2, 25-27
    слайды
    ).
    2.4. Беседа об основных признаках
    профессиональной деятельности способах
    классификации профессий.
    (Показ
    презентации: “Мир профессий. Классификация
    профессий” см. Приложение 2, 28-33
    слайд
    ).

    Цель Осознание нового учебного материала,
    размышление о собственных перспективах
    личностного и профессионального
    самоопределения.
    Длительность этапа 55 минут
    Основной вид деятельности со
    средствами ИКТ
    • Демонстрация презентаций
    • Выполнение компьютерных тестов
    Формы организации деятельности
    учащихся
    • Получение и осмысление новой информации.
    • Выполнение тестов.
    • Ответы на вопросы преподавателя.
    Функции преподавателя на данном этапе Организующая и информирующая

    ЭТАП 3.

    Закрепление изученного материала 3.3.1. Распределение профессий по
    условиям труда:
    3.3.2. Распределение орудий
    (средств) труда
    33.3. Распределение профессий
    по предмету труда
    Цель
    • Установление правильности и осознанности
      усвоенного материала; выявление пробелов и
      неверных представлений и их коррекция.
    • Обеспечение усвоения новых знаний, применяя их
      дальнейшей жизни.
    Длительность этапа 15 минут
    Основной вид деятельности со
    средствами ИКТ
    Использование презентации
    в ходе опроса см. Приложение 2, 34-36
    слайд
    )
    Формы организации деятельности
    учащихся
    • коллективная работа
    Функции преподавателя на данном этапе Корректирующая и контролирующая.

    ЭТАП 4.

    Проверка усвоения материала Фронтальный опрос:

    1. Назвать виды
    самооценки?

    2. Дать определение понятиям профессия,
    специальность, должность (привести примеры)?

    3. Перечислить, с помощью каких признаков, можно
    подробно описать профессию?

    4. Объясните, почему выбор профессии это сложное
    и важное дело, от которого во многом зависит
    будущая судьба человека?

    5. Назовите, какими правилами необходимо
    пользоваться при решении проблемы “кем быть”?

    6. Перечислите основные признаки квалификации
    профессий по Е.А. Климову?

    Цель Определение уровня усвоения и
    понимания материала урока.
    Длительность этапа 12 минут

    ЭТАП 5.

    Подведение итогов урока
    • Напоминание темы и целей урока.
    • Анализ работы на уроке. Выявление наиболее
      активно работающих учащихся.
    • Домашнее задание – повторить пройденный в ходе
      урока материал.
    Цель Дать анализ и оценить успешность
    достижения целей и задач урока.

    Наметить
    перспективу последующей работы.

    Длительность этапа 5 минут

    Используемые в ходе урока методы обучения,
    такие как словесные (рассказ, беседа); наглядные
    (показ рисунков в презентациях, схем, таблиц);
    компьютерные тесты: тест на определение
    самооценки и тест Л.А. Йовайши на определение
    склонности человека к тому или иному роду
    деятельности, позволяют повысить эффективность
    урока и активизировать учебно-познавательную
    деятельность обучающихся.

    Используемые на уроках информационно –
    коммуникационные технологии (ИКТ) решают
    проблему дефицита наглядности, так как позволяют
    использовать многочисленные иллюстрации, схемы,
    анимацию. И одной из эффективных форм передачи и
    восприятия информации является компьютерная
    презентация, которая используется в качестве
    сопровождения урока.

    Применение ИКТ на предполагаемом уровне
    позволит:

  • рационально организовать учебный процесс;
  • привлечь и заинтересовать учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность
    учащихся;
  • облегчить и повысить уровень усвоения учебного
    материала.
  • Использование ИКТ в учебной деятельности
    является одним из эффективных способов
    повышения мотивации и индивидуализации
    обучения. Применение компьютерных технологий
    делает процесс обучения более наглядным,
    насыщенным и интересным для учащихся, а также
    значительно облегчает работу преподавателя при
    подготовке и проведении урока.

    Более подробный конспект урока представлен в
    приложении.

    Список используемой литературы

  • В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер
    Технология успеха: Учеб. для 10-11 кл.: – М.:
    Просвящение, 2003
  • Е.Е. Смирнова На пути к выбору профессии. – СПб.:
    КАРО, 2003.
  • Е.Н. Прощицкая Выбирайте профессию: Учеб.
    пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение,1991.
  • М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, Д.С. Чернейко Дорога в
    будущее (самоучитель для начинающих
    профессиональный путь).: СПб, 2000.
  • Программа профориентационного курса “Основы
    выбора профессии и профессионального
    самоопределения” .Екатеринбург. Тема: 1, 2, 14.
  • С.Н. Чистякова Слагаемые выбора профиля
    обучения и траектории дальнейшего образования:
    Элективный ориентационный курс для учащихся 9 кл:
    Учеб. пособие.: “Академия”, 2004.
  • Список используемых WEB – ресурсов

  • www.Referatik.Ru
    (Профориентация и понятия профессиональной
    пригодности).
  • http://testonline.webservis.Ru
    /Тесты/Online/Ваша самооценка/.
  • http://muk.lbt
    Тесты/Online/Профориентационный тест Л.А. Йовайши.
  • Приложение 5




    Следующий: