Конкурсный урок по литературе Поговорим об одиночестве… Анализ рассказа Л. С. Петрушевской Шопен и Мендельсон


Вид занятия: урок усвоения знаний на
основе имеющихся.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1. формирование нравственных понятий на примере
    интересных эпизодов жизни героев рассказа;
  2. развитие навыков целостного анализа текста
    литературного произведения.

Задачи:

1. Обратить внимание на понятие “одиночество”,
установить связь с современностью; увидеть
авторское мастерство в создании атмосферы
одиночества, сформировать понятия – компромисс,
гуманизм, оптимизм, пессимизм, одиночество.

2. Развивать умение работать с художественной
деталью, обнаруживать авторские приёмы создания
литературного образа; развивать абстрактное
мышление, умение обобщать и структурировать
материал, связанный с нравственными понятиями по
теме.

Межпредметные связи:

А). Обеспечивающие: ИЗО, МХК, музыка.

Б). Обеспечиаваемые: история, этика, русский
язык.

В). Внутрипредметные: теория литературы.

Обеспечение занятия:

А). Наглядными пособиями (портрет писателя,
аншлаги понятий, художественная модель
рассказа).

Б). Раздаточный материал: разноуровневая
карточка – алгоритм для анализа рассказа,
материалы для создания коллажа.

В). ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, ТВ
–ДВД- плеер, аудиомагнитофон.

Литература основная: рассказ Л. С. Петрушевской
“Шопен и Мендельсон”.

Литература дополнительная: биография
писательницы; сборник статей по материалам
Международной научно – практической
конференции (Пермский государственный
педагогический университет, 2005год)

План и ход урока

Мотивация. Краткий свободный
пересказ.

Первичное осмысление прочитанного дома.

Беседа.

Целеполагание: Предложите сами, о чём
мы с вами сегодня поразмышляем?. . От себя могу
добавить: мы попытаемся увидеть не только
своеобразие рассказа Петрушевской, но и
осмыслить в целом ряд нравственных понятий. Для
этого мы отведём отдельную страницу ваших
тетрадей, на которой будем создавать
“понятийное поле” – собирать отдельные
компоненты будущей модели.

Что бы вы хотели получить от сегодняшнего
урока?

Анализирующее наблюдение.

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу
рассказа, сделаем небольшое отступление и
поговорим о музыке и двух замечательных
композиторах. Итак, Шопен и Мендельсон, хотя,
правильнее бы было произнести эти имена
наоборот. (слайд №1).

Прослушивание музыкальных фрагментов.

Возможно, эта прекрасная музыка вдохновила
замечательную писательницу создать свой рассказ
под названием “Шопен и Мендельсон”. (Слайд
№2).

Вопрос: что вы знаете о Л. С. Петрушевской?



(Родилась и живёт в Москве, закончила факультет
журналистики МГУ, прозаик, драматург,
кинодраматург, переводчик. Пишет об обыденной
жизни).



Она один из классиков современной русской
литературы, работает во многих жанрах (проза,
поэзия, драматургия, сказки, сценарии к
фильмам…). Но, оказывается, она ещё и талантливый
художник. Позвольте зачитать вам несколько
строк.

В Москве, в художественной “Галерее Леонида
Шишкина” две недели проходила её персональная
выставка “Мания розы”. Эта выставка у
Петрушевской — не первая. До этого её работы уже
были показаны публике, но камерно, без огласки,
скромно. Новая выставка, может быть, станет
началом иного периода в творчестве рисующего
писателя. И, возможно, писатель станет жить
отдельно, а художник получит своё собственное
имя, , не основанное на литературной
популярности”.

(Слайд №3).

А теперь переходим непосредственно к тексту:

- Какой мотив сразу же бросается в глаза?
(Одиночества)



Проследим вскрытый нами мотив одиночества по
тексту. (Сначала прослеживаем совместно с детьми
по тексту, а затем – закрепление по
слайду №4
).

Одиночество человека в этом мире сразу же
бросается в глаза, всплывает на поверхность.

- Чему противопоставлено одиночество женщины
(женщина одна, а стариков – двое, композиторов –
двое, музыка звучит в паре…) Слайд №5.

А хорошо ли старикам вдвоём, в этом мире?

(Да, вроде бы, но ведь старики оказываются тоже
вместе в этом мире одиноки, хоть и вдвоём,
зачитаем 2-й абзац:… вот они двое, никем не
потревоженные, не замеченные…)

- А музыка Шопена и Мендельсона? Нужна ли она?
Кому?

(Старикам она напоминает об их молодости, о
любви о чувствах, пережитых ими в молодости, что,
возможно, помогает им жить…

Можно ли современному поколению слушать эту
музыку постоянно?(Ответы учащихся.) У каждого
времени своя музыка. . .

- Приходят ли к старикам дети, сослуживцы? Нужны
ли они кому-нибудь?

- Кому мешает музыка стариков? Почему?

(музыку соседка называет проклятой).

Представим себе модель мира этого рассказа.

В центре – одна женщина. Её окружают: муж с
женой, Шопен и Мендельсон. Всех вместе окружают
…все знакомые и на работе, все подряд.

- Почему женщина одинока?

(Скорее всего, потому, что она эгоистична. )

- В каком произведении мы уже встречались с
понятием “одиночество”?(Старуха Изергиль).

- Что нужно сделать, как вести себя, чтобы не
стать одиноким в этой жизни?(Ответы учащихся).

Расставляя акценты в трактовке одиночества
женщины, мы уже столкнулись с тем, что
одиночество это двойственно: одна, и в то же время
с соседями и их музыкой. Они вместе, а в сущности,
одиноки. .

Противопоставления существуют не только в
такой парадигме: —ОДНА – ДВОЕ, мы уже выяснили,
что в рассказе противопоставлено практически
всё, но только один предмет может быть контрастен
по своему предназначению:


Телефон
Женщина звонит по телефону,
рассказывает о своих соседях, попросту болтает.
Старик же ползёт к телефону за помощью.

Орфоэпическая работа: звонишь, звоню, звоните,
позвоните.

Противоречивы не только действия героини, но и
её мысли. Она жалуется всем подряд по телефону на
шум музыки. Найдите в тексте, что она конкретно
говорит по этому поводу (…невозможно ведь каждый
вечер затыкать уши телевизором). И вот здесь мне
хотелось бы познакомить вас с таким
замечательным средством выразительности
русской речи, как оксюморон. (Слайд
№7).

Запишем понятие в тетради.

Рассказывает всем о соседях, а самой было не до
смеха.

Ещё раз обратим внимание на то, откуда исходит
музыка в квартирах женщины и стариков.

Пианино, рояль – король инструментов,
(словарная работа, мужской род, как и тюль,
шампунь и т. д. )

А у женщины – телевизор, можно сказать, что этот
предмет противостоит тому, причём и стоит о
наПРОТИВ, у другой стены.

В рассказе два предмета, издающие звуки:

Высокое, благородное пианино. Телевизор и…унитаз, низменная потреба
человека.

Героиня постоянно снижает возвышенный образ
пианино. Как она его называет?(то шарманкой, то
патефоном).

Петрушевская мастерски использует сниженную
лексику в описании стариков (“как по
расписанию”, “семенили в магазинчик”, “как
поезд прибывали к пианино”, своим
“шурум-бурумом” давили её, несчастную жертву.)

Она столкнулась с ними только один раз, на
улице. Потом Шопен и Мендельсон исчезнут из её
жизни, и старики окажутся тихими.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это (…
всего 15 минут в день шумели). Образованными… К
слову, образованностью своей героиня похвастать
не может (судите по её речи, переданной нам в
косвенно – прямой форме).

Перейдём теперь от противопоставлений частных
к общему, большому, главному, как нам
представляется.

Если всмотреться в образы женщины и стариков и
ещё глубже, мы сможем увидеть с вами два мира –
мир реальной жизни и мир сказки – мечты. . (Слайд№8).

Но могут ли эти миры существовать друг без
друга?

Наверное, нет. (Слайд№9)

Хочется остановиться на многих и многих
деталях рассказа. Однако, предлагаю завершить
наш сегодняшний разговор обострившимся слухом
героини. Что это? Она, равнодушно – грубая,
шутливая, смеющаяся, когда не до смеха,
раздражённая татати – татата, вдруг меняется,
вспоминает Шопена и Мендельсона и стариков с
любовью и жалостью, оценивает стариков, как
образованных, завидует им даже(вот это были люди,
как в сказке).

Слух обострился, и обострилось чувствующее
прекрасное сердце, или родилась (а может быть,
возродилась)душа?…

Ну и слух у меня – это жалоба на что, тревога за
что, восхищение чем, укор чему ?. .

Так о чём же этот рассказ? (о любви и верности, о
любви и смерти).

Дома вы создавали художественную модель этого
рассказа

(коллаж).

Прокомментируйте их.

Почему у героев рассказа нет имён ? (таких в наше
время очень много).

Как надо жить, чтобы не стать одиноким стариком
или “брошкой”?

(Не быть эгоистом, равнодушным, уметь
договариваться, слушать других).

Предлагаю вам поработать в группах: “Взрослые
и дети, поход на вечеринку. ” Подросток должен
убедить родителей, что он не будет ночевать
сегодня дома, а родители должны убедить его
прийти домой.

Вывод: легко ли бывает договориться? Не всегда,
не слушаем, не понимаем друг друга. (Слайды
№10, 11).

Зная эти нравственные понятия, вы постараетесь
не огорчать маму, любить свою новую семью и
иногда слушать хорошую музыку.

А дома вы поработаете с карточкой-алгоритмом. Я
прошу вас выбрать тот уровень, который вам больше
нравится. (Слайд №12).

Оценки за урок.

Узнали вы что-то новое для себя? Вам понравилось
на уроке?

Захотелось ли вам измениться или изменить свою
жизнь?




Следующий: