Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. 8-й класс

Цели урока:

  • показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь
    учащимся осознать истоки нашей победы;
  • совершенствовать умение анализировать
    лирическое произведение; составлять связный
    текст по заданным вопросам; самостоятельно
    отбирать и перерабатывать нужный материал;
    развивать навыки актёрского мастерства,
    творческие способности учащихся;
  • пробудить интерес к истории войны, вызвать
    эмоциональный отклик при беседе о войне;
    способствовать воспитанию патриотических
    чувств.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, записи песен о войне.

Эпиграф к уроку: «Василий Тёркин» — это
лучшее из всего написанного о войне на войне».

К.Симонов

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня не совсем обычный. Это конкурс
на лучший проект памятника Василию Теркину,
главному герою одноименной поэмы
А.Т.Твардовского. Это поэма о войне, о победе
нашего народа. Война — явление страшное,
жестокое. Но пока существуют на Земле злоба,
ненависть, будут существовать и войны, которые
наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Нам,
российским людям, свойственна особая любовь к
родному краю, к месту, где мы выросли, к своей
Родине. Эта любовь испокон века проявляется в
готовности защищать, не жалея жизни, свое
Отечество. Уже прошло 65 лет с того времени, когда
закончилась самая страшная и кровопролитная
Великая Отечественная война. А поэма продолжает
жить и всегда живым остается в нашей жизни
весельчак и балагур Василий Теркин.

3. Работа в группах.

Учитель. Наш класс был разделен на 5 групп.
Каждая выполняла свое задание. Что получилось в
результате нашей совместной деятельности, мы
сейчас и увидим.

Сложно уже сейчас представить себе, что
когда-то у нас не было доступа к интернету. Где
еще можно найти разнообразный, так необходимый
нам материал. Итак, начнем. Слово предоставляется
учащимся 1 группы -литературоведам- нашему
информационному центру. Они должны были найти
материал о Твардовском и представить его в
презентации.

(Литературоведы рассказывают, какие материалы
обнаружили в сети Интернет, представляют
презентацию, называют адреса, где можно
обнаружить материал о Твардовском.)

Учитель. Спасибо за интересную информацию. У
кого есть вопросы к группе?

- Где и как вы нашли нужный материал?

- Укажите адрес нужного сайта.

Учитель. Из выступления литературоведов мы
узнали, что в Смоленске воздвигнут памятник
Твардовскому и Василию Теркину, видели его на
слайде. А какой же памятник предлагают поставить
этому герою наши художники-скульпторы? Слово
учащимся 2-й группы.

(Художники показывают свой проект памятника,
дают его подробное описание, объясняют, почему
сделали именно так, опираясь на текст поэмы.
Говорят, как памятник должен быть привязан к
местности.)

Учитель. Какие у вас возникли вопросы?

- Почему вы предлагаете изобразить Василия
Теркина сидящим и с гармошкой в руках?

- Может, кто-то хочет предложить свой вариант?

(Учащиеся остальных групп дают свою оценку,
указывают сильные и слабые стороны ответа.)

Учитель. Лучшим памятником литературным героям
являются бессмертные творения литературы. В
русском народе живет убеждение, что истинный
человек и сын Отечества есть одно и то же.
Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей,
стремление защищать ее от врагов, своими делами
служить ее интересам — чувство великое и
необходимое. Русский солдат Василий Теркин
прошагал дорогами войны всю страну. Слово нашим
артистам.

(Артисты инсценируют отрывки из поэмы, которые
раскрывают образ Теркина )

- Почему вы выбрали для инсценирования именно
эти отрывки из поэмы?

(Оценка)

Учитель. Великие литературные произведения
воздействуют словом на наши чувства и мысли,
вызывают вдохновение. Слово представляется
творческой группе, которая отвечает на главный
вопрос нашего урока: «Почему необходимо
воздвигнуть памятник этому литературному
герою?»(Творческий конкурс на лучшее
стихотворение или синквейн, посвященный
Теркину.)

- Трудно было составлять стихотворение?

(Оценка)

Учитель. Но памятник может быть не только
изваянием из гранита. Памятниками своего времени
являются также песни и музыка. Слово -нашим
музыкантам.

(Музыканты рассказывают, какие нашли песни или
музыку, соответствующие характеру Василия
Теркина, его боевому пути, исполняют песню)

- Почему вы выбрали современную песню, а не
времен войны?

4. Итог урока. Выставление оценок.

Наш урок подходит к концу, но неисчерпаем
кладезь нашей литературы, которая служит для нас
источником вдохновения. Сегодня мы попытались
создать памятник литературному герою. Но
памятник- это не только скульптура, а также песни,
стихи и наша память о прошлом. Ведь слово
памятник тоже произошло от слова память. Мы будем
непобедимой страной до тех пор, пока в нас будет
жить память сердца, память прошлых поколений и
гордость за нашу великую Родину и народ. Наш урок
окончен, но разговор о войне на этом не кончается.
Дома вы должны будете написать сочинение. Я
предлагаю вам три темы сочинении: «Зачем нам
дана память», «Теркин вернулся», «Письмо
Василию Теркину».

Всего один урок.
Лишь сорок пять минут:
Чем он тебе помог?
Наметил в жизни путь?
Иль пролетел, как миг -
Всего одно мгновенье?
Но если же тебя коснулось вдохновенье,
Затронул душу он,
И мысли появились,
То, значит, мы с тобой
Недаром потрудились!

5. Д/задание: написать сочинение
«Зачем нам дана память», «Теркин вернулся»,
«Письмо Василию Теркину».

Приложение.

Следующий: