Конкурентные взаимодействия. Особенности межвидовой конкуренции. Проблемы конкуренции в человеческом обществе


Цель:



выяснить возможные пути решения
конкурентных взаимодействий в человеческом
обществе, используя пути решений выработанных
природой.

Задачи урока:

1.Выяснить, каким образом уменьшается
межвидовая конкуренция в природе.

2. Познакомится с особенностями принципа
конкурентного исключения Гаузе.

3. Выяснить особенности экологического
действия естественного отбора.

4. Проанализировать проявления конкурентных
взаимоотношений в человеческом обществе.

Уметь:

1. Выявлять признаки межвидовой конкуренции.

2. Анализировать явления расхождения
экологических ниш.

3. Выделять отдельные формы проявления
конкурентных взаимоотношений в современном
обществе; характеризовать возможные пути
примирения в конкретных условиях жизни.

4. Составлять схемы путей урегулирования
конкурентных противоречий.

Актуализация знаний: (10 минут)

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.




Используйте для ответа текст учебника Экология 9
класс авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
параграф 3.2 стр. 79 — 88

Задание 1:

Какие способы используют
растения в борьбе за свой главный ресурс –
солнечный свет? Рассмотрите примеры на рисунке и
назовите четыре-пять способов. (2)

Задание 2:

Как можно показать и доказать,
что растения действительно конкурируют между
собой за влагу и питательные вещества почвы?
Предложите один – два способа доказательства и
объясните смысл эксперимента. (
2)

Задание 3

: Объясните кратко, каким образом
кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы
избегают межвидовой конкуренции в поисках
добычи. Как называется это явление? (
2 ) (расхождение или смещение
экологических ниш стр. 85-86 )
(1)

Вывод:

организмы, ведущие сходный образ
жизни и обладающие сходным строением, не обитают
в одних и тех же местах, а если и живут рядом, то
используют разные ресурсы и активны в разное
время. Такое разделение сходных видов получило
известность как принцип конкурентного
исключения Гаузе,
который в 1932 г. впервые
подтвердил этот принцип экспериментально.

Экологическое действие естественного отбора,
видимо, направленно на исключение или
предотвращение продолжительной конфронтации
видов со сходным образом жизни. Таким образом,
межвидовая конкуренция может играть важную роль
в формировании облика природного сообщества.
Порождая и закрепляя разнообразие организмов,
конкуренция способствует повышению
устойчивости сообществ, более эффективному
использованию имеющихся ресурсов. (
1)

Изучение нового материала: (25 минут)

Конкуренция между особями одного вида – один
из наиболее важных природных факторов, зависящий
от плотности популяции. То же можно сказать и о
межвидовой конкуренции. Конкуренция оказывает
огромное влияние на распределение близких видов.
Можем ли мы рассмотреть конкурентные
взаимоотношения в человеческом обществе.

Понятно, что эти явления характерны для
экономики, но проявляются ли конкурентные
взаимоотношения в социальных отношениях.
Попробуем разобраться с ситуацией в современном
мире по статьям газеты “Аргументы и факты”.

Практическая работа.

1. Разойдитесь в свои творческие группы.
(разделение по принципу 5 геометрических фигур).

2. Прочитайте статью из газеты “АиФ”.

3. Запишите в тетрадь основные противоречия,
обозначенные в статье.



4. Представить группой анализ статьи и свои
способы решения проблемы.

5. Свободный обмен мнениями. Выработка общих
правил решения конкурентных отношений.

6. Сделайте вывод об экологическом действии
естественного отбора и предотвращении
продолжительной конфронтации в человеческом
обществе.

Темы групп:

“АиФ” № 46 2005 год стр.4 тема номера; Париж:
“Ребята! Не Москва ль за нами”, обстановка такая,
как будто идут уличные бои. Специальный репортаж
обозревателя “АиФ” из пылающей французской
столицы: чем сегодняшнее события так напоминают
будущее крупнейших городов России?

  • “АиФ” № 50 2005 год стр. 4 анализ: Страна – одна,
    жизнь – разная. Мировой банк предсказывает
    гибель России. Ученые бьют тревогу; такого
    вопиющего неравенства, как в России, нет ни в
    одной стране мира. Разумеется, среди тех, что
    принято называть цивилизованными.
  • “АиФ” № 46 2005 год стр. 6 тема номера: Сколько
    приезжих может переварить Россия. Русских в
    нашей стране стало меньше на 5 млн. Россия вышла
    на третье место в мире по уровню миграции.
    Необходимы экстренные меры по возрождению
    российских народов. Кто будет жить в Москве в 2050
    году….
  • “АиФ” № 50 2005 год стр. 10 на злобу дня наболевшее:
    Шайтан попутал. В России в условиях
    демографического кризиса через 20 лет треть
    населения могут составлять мусульмане.
  • “АиФ” № 51 2005 год стр. 4 анализ: Что значит быть
    русским?. Изменить себя, чтобы изменить жизнь. В
    1991 году распался Советский Союз. Из-под
    российского орла ушли “братские народы” -
    узбеки, туркмены, таджики, казахи….
  • Молодцы!!! Вы успешно завершили работу!!!

    Настало время подвести итоги.

    Вывод: (5 минут)

    Если в прошлом и удавалось преодолеть
    некоторые проявления глубокой ненависти,
    благодаря чему различные этнические группы
    могли жить в мире и сотрудничестве, то сегодня
    эта ненависть вдруг выплеснулась в общественном
    поведении в политических движениях, в средствах
    массовой информации, на конференциях. Различные
    сообщества оказались ввергнутыми в войну.
    Взаимоотношениям необходимо учить. Примирению
    необходимо учить. И первое и второе, в свою
    очередь, с необходимостью предполагают изучение
    природы толерантности, равно как и способов
    толерантного взаимодействия. Следовательно,
    изучение конкурентных взаимоотношений в
    природе, приводит к более осознанному
    социальному поведению.

    Домашнее задание:

    Параграф 3.2, Написать эссэ или сочинение “С
    какими конкурентными отношениями ты
    сталкиваешься в своей жизни”

    Литература:

  • Экология 9 класс авторы Е.А. Криксунов, В.В.
    Пасечник М. Дрофа 1995 г.
  • Е.А. Криксунов, Ю.Б. Королев, В.В. Пасечник
    Экология рабочая тетрадь 9 класс, М. Дрофа 1996
  • Бэтти. Э. Риэрдон Толерантность – дорога к миру.
    М. 2001 ЮНЕСКО. Институт “Открытое общество” (Фонд
    Сороса) – Россия.



  • Следующий: