Конфликт в межличностных отношениях. 8-й класс


Цель: рассмотреть проблемы
межличностного конфликта и определить пути
конструктивного разрешения.

Задачи:

  • Познавательные: объяснить понятия и
    термины: «конфликтная ситуация», «компромисс»,
    «приспособление», «переговоры», «конфликт»,
    «инцидент».
  • Развивающие: развивать у учащихся умение
    осуществлять комплексный поиск,
    систематизировать социальную информацию по
    теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,
    рационально решать познавательные и проблемные
    задания.
  • Воспитательные: способствовать
    выработке гражданской позиции учащихся.

Оборудование: учебник
«Обществознание. 8 класс». А.И. Кравченко, рабочая
тетрадь, таблица «Основные стратегии
взаимодействий в конфликте», оценочные листы для
самооценки и взаимооценки.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука»

И.А.Крылов

II. Изучение новой темы

План.

  1. Понятие конфликта.
  2. Сущность конфликта.
  3. Типы конфликтов.
  4. Причины конфликтов.
  5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

1. КОНФЛИКТ – (на доске)
Ваши ассоциации с этим словом… (учитель пишет
на доске).

(после того как коллективное описание
«портрета» конфликта зафиксировано, проводится
анализ данного материала и делается вывод)

Все эти слова в разной степени отражают не только
межличностные отношения, но и уровень
социального самочувствия общества.
КОНФЛИКТ – столкновение, предельное
обострение противоречий, ситуация, когда одна
сторона противостоит другой. (учебник стр. 75)
Итак, цель нашего урока: выяснить, в чем
заключается сущность конфликта, познакомиться с
типами и причинами возникновения конфликта, и
конечно, научиться разрешать конфликтные
ситуации.
Учитель: Проблему конфликтов изучают
различные науки. Появилась даже специальная
область знаний – КОНФЛИКТОЛОГИЯ, которая
исследует содержание, причины, условия,
механизмы, закономерности возникновения,
разрешения, регулирование конфликтов.

2. В чем заключается сущность
конфликта?

Работа с текстом учебника: задание – прочитать
последний абзац на стр. 75
Сущность можно выразить формулой: (записать на
доске)
Конфликт = субъект + объект конфликта +
конфликтная ситуация + инцидент.

Дайте понятие: субъект конфликта, объект
(предмет) конфликта, инцидент.
Согласно формуле можно сделать вывод,
что в основе любого конфликта лежит конфликтная
ситуация
, включающая противоречивые
позиции сторон по какому-либо поводу,
противоположные цели и средства их достижения
или несовпадение интересов.

3. Рассмотрим третий пункт плана «Типы
конфликтов».

Учитель: Ученые выделяют несколько
типов конфликтов. Обратимся к тексту в
учебнике

Задание №1. Прочитать текст, составить
схему в тетрадях «Типы конфликтов». Один ученик
работает у доски.

Задание №2. Привести примеры по
каждому типу конфликта. (ответы учащихся)

4. Далее, определим причины
конфликтов.

Во время конфликтных ситуаций люди бывают
настолько оскорблены, рассержены или обижены,
что не хотят мириться

– Назовите причины конфликтного поведения
людей. Предполагаемые ответы запишите на листе,
который имеется у вас на парте.
Причинами (источниками) возникновения
конфликтных ситуаций могут быть не только
личностные качества человека, но и поведение и
деятельность специалиста или работника могут
иногда способствовать возникновению
конфликтных ситуаций.

Вывод: Причины конфликтов – это
противоречия, которые возникают между
индивидами, группами, организациями,
государствами.

Упражнение «Взгляд на конфликт со
стороны». Сказка (Приложение 1)



Задание учащимся: прочитайте текст
сказки «Красная шапочка», переписанной на
современный лад, но с выраженным конфликтом
противоборствующих сторон. Разыграйте ее.
Займите позиции участников конфликта и с этой
позиции проанализируйте:

  • Кто виноват в конфликте?
  • Кто явился инициатором конфликта?
  • На каком этапе его можно было избежать?

Ответы учащихся фиксируются на классной
доске.

Учитель: Устранение личностных
недостатков – основная цель
самосовершенствования личности
(самообразование, самовоспитание, саморазвитие)
и это будет способствовать профилактике,
недопущению конфликтных ситуаций.
Переходим к 5 пункту нашего плана.
Мы уже говорили с вами на прошлом уроке о том, что
всё многообразие видов взаимодействия в общении
психологами принято разделять на два
противоположных типа: кооперация
(сотрудничество); конкуренция
(соперничество). Взаимодействие во время
конфликтного общения не является исключением.
Учёные-исследователи выделили пять основных
стратегий взаимодействий в конфликте в процессе
его разрешения. Исследуем их и мы.
– Перед вами таблица. (Приложение
2
) Внимательно изучите её и
охарактеризуйте основные стратегии
взаимодействий в конфликте.

Учитель: Предлагаю сыграть в игру
«Путаница». Каждая пара должна сравнить
представленные тексты девизов с названием
стилей в конфликте и выбрать правильное
соответствие девиза и стиля.

Девизы:

  • «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я
    ухожу от него».(1)
  • «Чтобы я победил, ты должен проиграть». (2)
  • Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» (3)
  • «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из
    нас должен что-то проиграть» (4)
  • «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (5)

Стили поведения в конфликте:

1. Избегание.
2. Конкуренция.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.

Учитель: Ну и, как успешно разрешить
конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться.
Каждый конфликт можно разрешить рационально и
конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликтов
являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры – это процесс, при котором
стороны пытаются разрешить конфликт путем
непосредственного обсуждения между собой.
При медиации в процесс вступает третья
сторона – посредник, цель которой помочь первым
двум договориться.
Арбитраж – третья сторона контролирует
не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что
именно сторонам необходимо сделать для
разрешения их конфликта. Обычно наделены
властью, способной принудить стороны выполнять
соответствующее решение.

Задание №5: приведите примеры
конструктивного решения конфликтов. (жетоны,
работа в парах).

III. Закрепление

Выполнение теста

IV. Подведение итогов



– Выскажите своё отношение к занятию.
– Насколько оно было актуально и интересно для
вас?
– Извлекли ли вы для себя полезные уроки? Какие
именно?

Домашнее задание: § 23, выполнение
заданий в рабочей тетради.




Следующий: