Конференция с элементами дискуссии по теме: Человек и его права

Цель: сформировать у учащихся
представление о современном понимании прав
человека, прав и обязанностей гражданина.
Сделать еще один шаг на пути формирования
гражданственности.

Задачи:

  • Сформировать представление о международных и
    российских документах гарантирующих права и
    свободы человека и гражданина.
  • Создать образ “гражданина”.
  • Определить свое отношение к современной
    системе прав и свобод человека и гражданина.
  • Давать правовую оценку своим действиям.

Методы: словесный, наглядный,
частично-поисковый и исследовательский.

Средства обучения: документы, учебник, ТСО,
слово учителя.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя: актуализация
проблемы занятия, постановка задачи занятия.

Значительным прогрессом в развитии мирового
сообщества в 20 веке явилось понимание ценности
человеческой личности, ее достоинства в
неразрывной связи с необходимостью обеспечения
минимальных гарантий существования и свободного
развития индивида. Практическим выражением
этого стало стремление передовой мировой
общественности определить общечеловеческий
минимум прав и свобод, который был бы обеспечен
любому человеку и в любой стране. Первая статья
“Всеобщей Декларации прав человека” гласит: Все
люди рождаются свободными и равными в своих
правах. Они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе братства.
Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к
правовому государству, прежде всего, обращает на
себя внимание невысокая правовая культура
значительной части населения. Речь здесь идет об
индивидуальной правовой культуре, которая, если
говорить коротко, есть концентрированное
отношение человека к праву. Но это понятие имеет
и широкое значение – все то положительное,
ценное, что имеется в правовой действительности
(нормы и институты права, правоотношения,
законность и т.д.). То, что мы называем “правовой
культурой”, что помогает нам строить правовое
государство и чувствовать себя в нем не
бесправными “винтиками” или внутренними
эмигрантами, а полноправными и активными
гражданами, создается постепенно, нелегко – как
все по-настоящему ценное и крупное в духовном
багаже человека.
Цель нашего сегодняшнего заседания сделать еще
один шаг на пути формирования нашей правовой
культуры. Сегодня мы поговорим о том, что такое
права и свободы человека, когда они были впервые
сформулированы, какие международные и
российские документы гарантируют эти права и
свободы. Мы попытаемся нарисовать портрет
идеального гражданина и определить степень
нашего соответствия идеалу.



II. Выступления учащихся.

(Опережающее задание к уроку подготовить
материалы к обсуждению по темам)

  1. Всеобщая декларация прав человека,
    международные документы по правам человека;
  2. Современное понимание прав человека
  3. Конституция РФ: гражданство, система основных
    прав и свобод, и обязанностей гражданина.

III. Дискуссия: “О гражданине”.

Вопросы для обсуждения:

1. Что Вы вносите в понятие “гражданин”?

2. Система основных прав, свобод и обязанностей.

У каждого человека как гражданина есть
определенные права, свободы и обязанности
(знание Конституции РФ), назовите их.

А) права;
Б) свободы;
В) обязанности.

3. Какие права, свободы и обязанности имеете Вы
как гражданин Российской Федерации на данный
момент? Всегда ли Вы соблюдаете свои обязанности
гражданина РФ? Если нет, то почему?

IV. Судебные гарантии прав и свобод.

Выступление учащихся, затем дискуссионное
обсуждение вопросов:

  1. Соотнесите практику и законы. Всегда ли Ваши
    права и свободы защищает государство, суд,
    прокуратура?
  2. Что нужно изменить, чтобы продекларированные
    права стали реальностью.

V. Подведение итогов.

Наше заседание подходит к концу, и хотелось бы
услышать ваше мнение, насколько важный для вас
вопрос мы сегодня обсуждали, возьмете ли вы
что-нибудь из нашей беседы с собою в жизнь?
Цицерон говорил: “Мы должны быть рабами законов,
чтобы быть свободными”. Мы, вступая в третье
тысячелетие, должны не только знать какие права
нам даны, но и уметь активно защищать их. Возможно
лишь став активными гражданами своего
государства, мы будем жить в более справедливом
мире.

Приложение 1.

Задания к вопросу дискуссии “о
гражданине”.

1. Определите достоинства и недостатки
человека:

    мужество, скромность, эгоизм, малодушие,
    хвастливость, честь, приспособленчество,
    жестокость, зависть, жесткость, трусость,
    тщеславие, хитрость, болтливость, простота,
    справедливость, правдивость, искренность,
    совесть, лицемерие, тактичность, практичность,
    праздность, милосердие, угодничество,
    уважительность, честность, жадность,
    стыдливость, лживость, сдержанность, выдержка,
    бестактность.

2. Попробуйте поспорить:

  • Главное не высовываться.
  • Вы меня не трогайте – я вас не трону.
  • На мой век хватит.
  • Каждый должен быть героем.
  • Для солдата важен приказ, а не гражданский долг.
  • Вокруг одни обыватели
  • Вор не может быть гражданином.

Приложение 2.




Следующий: