Конференция для учащихся начальных классов Как живешь ты, край Пензенский?


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня
собрались мы в этом зале на конференцию, чтобы подвести итоги нашей работы. Тема
конференции – «Как живешь ты, край Пензенский?»

На встречу пришли библиотекарь школьной библиотеки
Толстоухова Антонина Владимировна и библиотекарь сельской библиотеки Городнова
Надежда Викторовна, лесничий Потапов Валентин, и ученики 3 и 4 классов, которые
поделятся своими знаниями, впечатлениями по этому вопросу. И если нет других
предложений, начнем работу.

Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и
животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле
муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают
одно общее дело и называются народом. То. Место, где родился человек, называется
Родиной. Для нас наш Пензенский край стал Родиной. Мы не мыслим своей жизни без
лесов, полей, рек, озер.

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес,
степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять
Родину».

1 ученик:

О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
Ее для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три плода у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда,
Все возродится снова.

Ведущий: Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и
ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи сейчас прочесть?

Б. Заходер «Про всех на свете».

Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…

Маразиз Агзам «Кто целится камнем в птенца, в синеву?…»

Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он,
Ты только подумай –
Живой!
И мам, наверное, ищет его:
Ребенок для мамы
Дороже всего!

И. Белоусов «Я иду тропинкой узкой…»

Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелят ветви надо мной.
По бокам трава с цветами,
Песни птиц звенят кругом;
Ручек журчит в ложбине,
Струйки блещут серебром.
Я один – и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сам пришел не обижать я,
Отдохнуть пришел сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать,
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять?

И. Мазин «Ты, дружок, смотри не подкачай!»

Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай.
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.



Н. Грибачев «Цветок всю ночь готовит мед…»

Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу-сластену в гости ждет,
Бери, и мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее и вот –
Цветок увял, но зреет плод.

(Входят Старик Хоттабыч и Василиса Премудрая.)

Хоттабыч (оглядываясь): Сюда ли мы приземлились, о мудрейшая Василиса?
Смотри, сколько здесь народу.

Василиса: А мы сейчас узнаем. Но прежде надо поздороваться.
Здравствуйте, ребята и взрослые. Мы хотели успеть на Совет мудрейших. Скажите,
пожалуйста, по адресу ли мы попали?

Ведущий: Вы все верно сделали, гости дорогие. Просим вас,
присаживайтесь. Послушайте, что расскажут ученики о нашем крае, о природе.

Хоттабыч: О мудрейшая из мудрейших! Объясните мне, кто такие ученики?

Ведущий (залу): Ребята, давайте объясним гостям, кто такие ученики.
(Ответы детей). А сейчас с докладом выступит Тачкова Алена.

1 ученик (доклад): Книга природы открывается для всех,
но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому
каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево,
выходит раненую птицу, не сломит цветущую ветку черемухи, не разрушит
муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не
пощадит пчел, стрекоз, бабочек, погубит под Новый год самую красивую елочку,
забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не
вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее
детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины
животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами
деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких
животных и растений, который называется «Красной книгой», так как красный цвет –
это сигнал тревоги.

А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и
растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы. Не исключение и
наша Родина – Пензенская область. Не случайно в области действует заповедник
«Приволжская лесостепь» и 85 особо охраняемых природных территорий. Две из них
находятся в нашем Наровчатском районе. Вот об области нашей мы и скажем сейчас.
Так как мы здесь живем, здесь и родились, здесь учимся. А природу своей области,
я думаю, полезно знать каждому.

2 ученик: Пензенская область занимает западный склон
Приволжской возвышенности и восточную часть Окско – Донской низменности. Самое
высокое место в области, а также в Среднем Поволжье – Сурская шишка (320 м.),
расположенная на восточной границе области. Самые низкие территории – долины
крупных рек (150-180 м). Областной центр – Пенза. Стоит на реке Сура. Кроме Суры
по территории области протекает еще две крупные реки – Хопер и Мокша. Есть озера
и пруды. Питаются они за счет осадков (дождей и снега). В озерах и реках водятся
карась, линь, щука, пескарь, окунь.

Хоттабыч: О мудрейшие! Мы не зря торопились к вам на
совет. Я и Василиса приготовили для вас вопросы. И если вы на них ответ дадите
правильный, то вы знаете свой край.

Вопросы Хоттабыча:

  1. На каких рыб в весенний разлив запрещается охота с оружием? (На всех,
    так как в это время они мечут икру, у них нерест.)
  2. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода
    в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ
    воздуха в воду.)
  3. Назовите животного водоемом, которое является настоящим живым фильтром.
    (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток
    селят в аквариумы.)

3 ученик: Растительный мир нашей области тоже богат. Встречаются не
только лиственные леса, но и хвойные, смешанные. Среди деревьев наших лесов –
береза, осина, калина, черемуха, ель, сосна. Древесина всех деревьев
используется человеком в строительстве, в изготовлении мебели и всевозможных
изделий, поделок, в качестве топлива.

4 ученик: Лес растет и на болотах. Чисто сосновые леса
на болотах мы называем «рямами». В рямах много болотной ягоды: клюквы, брусники.
Наряду с этими вечнозелеными кустарниками есть и другой вечнозеленый
кустарничек, с терпким запахом (особенно во время цветения), от которого может
заболеть голова. Это багульник.

5 ученик: Богата и травами наша область. Можно
встретить и луговые цветы, и цветы леса, водоемов, болот. Но из-за варварского
людского отношения и они исчезают. А ведь не везде по пензенской области увидишь
венерин башмачок (а на территории нашего района два вида: настоящий венерин
башмачок – желтого цвета, и крупноцветковый – бордового цвета), желтую кубышку,
кувшинку белую, ирисы, сон-траву, лилию кудреватую, купальницу. И все названные
растения требуют бережного отношения, так как многие из них уже занесены в
Красную книгу.

Василиса: Такая красота – и исчезает! Надо, ребятки, самим не рвать и
другим этого не позволять. Я вам тоже приготовила вопросы.

Вопросы Василисы:

  1. Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
  2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не
    попадали болезнетворные микробы.)
  3. Назовите друзей леса среди животных. Почему нельзя разрушать
    муравейники?
  4. Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу? Кто
    чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
  5. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее
    плодородие.)
  6. Может ли гриб дерево съесть? (Да. Труховики разрушают древесину,
    превращают ее в труху.)

6 ученик: Говоря о лесе, нельзя не сказать о грибах.
Богат наш лес грибами! Это и грибы-боровики (или белые грибы), и подберезовики,
и подосиновики, и грузди, и опята, и сыроежки, и лисички…

Я уверен, что немногие знают, какую роль в развитии природы
играют грибы. Без них кустарники и деревья растут ослабленными, так как тонкие
нити грибницы срастаются с мелкими корнями дерева, образуя единое целое –
грибо-корень. Грибы помогают расти дереву, кустарнику, поставляя им из почвы с
водой минеральные соли, полезные вещества. В свою очередь и грибы от дерева
получают питательные вещества. Причем каждый вид гриба связан с определенной
древесной породой: подосиновик живет под осиной, подберезовик связан с корнями
березы. Не будет этих деревьев – исчезнут и эти грибы. Грибы участвуют и в
образовании почвы. В основном они питаются отмершими растительными остатками.
Разлагаясь, они перерабатывают не только растительные, но и животные остатки,
превращая их в перегной. Грибами питаются белки, медведи, лоси, олени, глухари,
тетерева и др. Для многих животных грибы не только лакомство, но и лекарство.
Особо хочется отметить способность грибов очищать почву от вредных веществ.
Грибы, как губка, впитывают их в себя. Поэтому грибы, собранные вблизи
населенных пунктов, по обочинам дорог, становятся небезопасными для здоровья и
даже жизни людей. Основная масса грибов погибает из-за нарушения грибницы при
неправильном их сборе.

Хоттабыч: О милейший! Я слушал тебя внимательно, и у
меня возникли вопросы к тебе.

6 ученик: Если Вы не возражаете, я попрошу зрителей ответить на Ваши
вопросы.

Вопросы Хоттабыча зрителям:

  1. Какие правила сбора грибов вы знаете? Почему грибы надо срезать острым
    ножиком? (Чтобы не повредить грибницы.)
  2. Какие съедобные грибы появляются весной первыми? (Сморчки, строчки.)
  3. Каким грибом лечится лось? (Мухомор.)

7 ученик: На территории нашей области водятся лось,
лисица, заяц, хорь, бурундук, белка, барсук, хомяк, изредка встречается косуля.
Из птиц – тетерев, рябчик, глухарь; в лугах и полях – перепел, коростель, серый
журавль; из водоплавающих – все виды речных уток, серый гусь, лебедь, множество
куликов.

8 ученик: Но и животный мир нашей области в опасности:
за последние 5 лет численность пушных зверей сократилась. Стало меньше в лесах
лосей. Теперь уже изредка встретишь глухарей, журавлей. Многие виды зверей и
птиц стали охраняемыми: медведь, выдра, барсук, бобер, лось, глухарь, гусь,
журавль. А в Красную книгу уже занесены черный аист, орлан-белохвост, беркут,
лебедь-шипун, веретенник.

Хоттабыч. Мудрейшие! Раз вы такие мудрые, попробуйте ответить на мои трудные
вопросы, которые возникли у меня, пока мы добирались к вам.

Вопросы Хоттабыча:

  1. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит
    линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают
    потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
  2. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из
    гнезда.)
  3. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после
    этого бросают свое гнездо.)
  4. Какие птицы страдают от весеннего разлива рек? (Те, которые гнездятся на
    земле: чайки, кулики и др.)
  5. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой
    птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
  6. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят?
    (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев
    спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
  7. Почему хороший охотник никогда не стреляет маток тетеревов и глухарей?
    (Бить их – значит переводить дичь, так как они дают выводок.)
  8. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и
    других летающих насекомых.)

Василиса: Довольно, Хоттабыч, мучить ребятишек своими вопросами. Пусть
лучше они нам с тобой загадают свои загадки, а мы попытаемся их отгадать.

Загадки.

(Дети загадывают заранее приготовленные загадки.)

Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший, —
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)

Есть дерево: крик унимает,
Свет наставляет,
Больных исцеляет. (Береза.)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него у него соберем –
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой.
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес.)

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел.)

В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)

Эти ягоды найдете
На большом лесном болоте,
Словно там разбросаны
Красные горошины. (Клюква.)



Василиса: Ох и уморили вы нас загадками! Молодцы! Много знаете, да
каждая загадка у вас интереснее предыдущей. А знаете ли вы пословицы и поговорки
о лесе и его обитателях?

Пословицы и поговорки.



  1. Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
  2. Кто дерево посадит, тот человеку друг.
  3. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  4. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
  5. Сосны – наши зеленые друзья.
  6. Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
  7. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  8. Дерево скоро садят, да не скоро с них плод едят.
  9. В лес дрова не возят, в колодец воду не льют.
  10. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  11. Рыбам — вода, птицам – воздух, человеку – вся земля.
  12. Натаскала белка орехов в дупло – будет ей в зиму тепло.
  13. Не мучь мухи: и ей больно.
  14. Мал муравей, да горы копает.
  15. Как волка ни корми, он все в лес глядит.
  16. Мал соловей, да голос велик.
  17. Не хочешь холоду – полюбишь лес смолоду.
  18. Лес сечь – не жалеть плеч.
  19. Рощи да леса – всему краю краса.

Ведущий: А теперь давайте попросим нашего лесничего рассказать о
наболевшем, о тревогах и радостях в своей работе.

(Лесничий рассказывает о правилах поведения в лесу, о злостных нарушениях их
детьми и взрослыми.)

Ведущий: Как правило, на каждом собрании, конференции
приходят в результате к единому решению. Это решение записывают и выполняют. Мне
думается, настал момент, когда пора принять такое решение. Поставим вопрос так:
«Как мы можем помочь нашей природе?» Предлагайте пункты, а ученики ваши
предложения будут записывать. (Предложения детей.)

Ведущий: Итак, я зачитаю полностью, что мы с вами постановили.

Постановление конференции по охране природы родного края от 4 апреля 2008
года.

Каждый юный гражданин, находясь в лесу, обязан:

  1. Не разорять муравейников.
  2. Не спугивать птиц с гнезда, не разорять гнезд, не ловить птенцов, не
    нарушать маскировку гнезда; подкармливать птиц зимой, а весной делать
    скворечники.
  3. Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не делать на коре надрезы: в
    них могут поселиться споры грибов-труховиков, разрушающих деревья.
  4. Расчищать лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
  5. Не засорять мусором водоемов.
  6. Активно участвовать в посадке и охране зеленых насаждений.
  7. Не повреждать грибниц, помнить. Что они нужны не только нам, но и
    кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогать и ядовитые грибы.
  8. Не шуметь в лесу. Не пугать животных. Оберегать шмелей, пчел, бабочек:
    все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливать солью
    лосей и других животных.
  9. Не разводить костров в лесу. Не оставлять мусор после себя.

Кл. руководитель… (фамилия кл. руководителя).
Лесничий… (фамилия лесничего).

У вас (обращаясь к лесничему) будут еще какие-то добавления? Нет. Тогда
проголосуем. Кто за это решение, прошу поднять руку. Кто против? Нет! С этого
момента решение ступает в силу.

Ведущий: На этом наша конференция считается закрытой. Еще минуточку
внимания: что-то хочет сказать нам лесничий.

(Лесничий объявляет о посадке подвезенных саженцев и приглашает всех принять
участие.)




Следующий: