Концепция воспитательной системы и целевая воспитательная программа Возрождение и укрепление традиций родного края


Вступление

Центр детского творчества это многопрофильное
Муниципальное учреждение дополнительного
образования детей, которое функционирует как
координационный центр воспитательной работы со
школьниками города и района. ЦДТ призван
обеспечить интеллектуальное, личностное и
творческое развитие каждого ребенка,
переступившего его порог. Воспитанники ЦДТ
занимаются различными видами творческой
деятельности в 29 объединениях. Сегодня Центр
детского творчества – это место совместного
творчества педагогов и детей, ежедневная
возможность гармоничного развития, способность
удивляться и удивлять других, познавать
окружающий мир и дружить. Центр детского
творчества это увлекательный мир детства.

Основные направленности, по которым
реализуются образовательные программы для
детей:

  • художественно-эстетическое
  • культурологическое
  • спортивное
  • эколого-краеведческое
  • социально-педагогическое

Художественно-эстетическое
направление объединяет 12 кружков
декоративно-прикладной и эстетической
направленности, работающих над развитием
творческих способностей учащихся. Педагоги
приобщают ребят к духовным ценностям, знакомят с
наследием национальной культуры, традициями
родного края, учат эмоционально-эстетическому
восприятию действительности, способствуют
развитию образовательного и ассоциативного
мышления, развивают фантазию у детей. Педагоги
ЦДТ убеждены, что свободное время у детей должно
быть наполнено интересным и увлекательным
содержанием, яркими незабываемыми
впечатлениями. Поэтому кроме образовательных
программ в Центре детского творчества в рамках
воспитательной целевой программы проводятся
тематические мероприятия, конкурсные программы,
беседы, встречи с интересными людьми и т.п.

Большие возможности в воспитании
предоставляет выставочный зал ЦДТ. Тематические
экспозиции зала помогают приобщать детей к
творчеству художников и мастеров и умельцев
родного края.

Культурологическое направление это
объединения с различными видами
деятельности: хореография, вокал, обучение игре
на гитаре и «Авторская песня», театральное.
Основными задачами отдела являются стабилизация
качества обучения, создание условий для развития
личности каждого ребенка, развитие способности к
выбору нравственной позиции, повышение уровня
межличностных отношений.

Педагоги работают над воспитанием культуры
поведения, прививают правила этикета,
разрабатывают образцы социальной культуры в
различных жизненных ситуациях. Методические
объединения отдела уделяют большое внимание
вопросам воспитания. В 2007-2008 г.г. прошли
объединения со следующей тематикой «Создание
благоприятных условий для воспитания и обучения
детей во внеурочное время»,
«Личностно-ориентированный подход и методика
индивидуальной работы с учащимися»,
«Авторитарность в общении», «Приемы организации
взаимодействия детей в условиях объединения».

Споривно-оздоровительная и
туристско-краеведческая
деятельность
направлена на создание условий для комплексного
непрерывного физического воспитания детей и
подростков. Она включает в себя работу
объединений «Любительская радиосвязь»,
«Зарайская ладья», «Аэробика», «Туризм». Целями
учебно-воспитательной работы является
всестороннее развитие ребенка средствами
танцевально-игровой гимнастики, воспитание
здорового образа жизни, активной и здоровой
нравственности, а также развитие мышления,
внимания, памяти, воспитание спортивного
характера, становление личности, обучение игре в
шашки и шахматы.

Эколого-краеведческое направление
деятельности обеспечивает развитие детей от 6 до
10 лет. Развивающая среда, игровая деятельность,
нетрадиционные занятия формируют у детей
начальную экологическую культуру, осознание
правильного отношения к явлениям, объектам живой
и неживой природы, способствует становлению
ребенка в нравственном, мировоззренческом,
творческом плане. Образовательные программы
«Родничок» и «Истоки» воспитывают в детях
гуманную, социально-активную, творческую
личность, способность понимать и любить
окружающий мир, природу и бережно относиться к
ним. Используя региональный компонент,
объединения эколого-краеведческой
направленности выстраивают свою деятельность,
тесно акцентируя планирование с целевой
воспитательной программой «Возрождение и
укрепление культурного наследия и традиций
родного края».

Социально-педагогическое направление
включает в себя индивидуальные образовательные
программы с детьми с ограниченными
возможностями, работу с одаренными детьми по
программе «Одаренные дети», образовательную
программу «Лингвист», позволяющую дополнительно
развивать изучение английского языка и изучение
французского языка как второго иностранного,
программу «Компьютерный класс» и большой раздел
работы по программе детской общественной
организации «Радуга». Зарайская детская
общественная организация существует с 2003 года. В
процессе развития детского движения в Зарайском
районе решались различные проблемы и задачи,
направленные на укрепление позиций и статуса
районной детской организации. Ежегодно у ребят
много интересных и одновременно трудных и
серьезных дел. Среди них в 2007-2008 учебном году
традиционный фотоконкурс «Люблю тебя, мой край
Зарайский», экологическая акция «Чистота вокруг
нас», праздник ко дню рождения «Радуги», Вахта
памяти у памятников воинам, помощь ветеранам,
туристический слет, сборы активов детских
школьных объединений, а также акции: «Тебе,
родная» (ко Дню матери), «От сердца к сердцу» (ко
дню пожилого человека), «С праздником, ветераны!».
Проведение подобных акций, напоминают всем, и
взрослым, и детям, о тех замечательных
знаменательных датах и праздниках, и
соответственно, о тех людях, которые прославили
наш Зарайский край своими делами и поступками.
Проведение таких акций одобрено жителями города
и района. В процессе деятельности районной
детской организации реализуется такая
социально-педагогическая функция, как
самореализация ребенка. Активное участие в
создании самими детьми и подростками будущего
гражданского общества стало не только
настоятельной потребностью, но и реальностью.
Именно создание в 2007-2008 г.г. внутри районной
организации детского органа управления (Детский
Парламент) помогает подростку реализовать свои
потребности и интересы, высказать свою точку
зрения, аргументировать свое мнение, зная, что
его выслушают не только такие же подростки, но,
что самое главное, взрослые.

Педагоги ЦДТ помимо образовательных программ
ежегодно планируют воспитательную работу в
объединениях и кружках. Активными участниками
воспитательного процесса в ЦДТ являются
родители. Совместная деятельность педагогов и
родителей позволяет ускорять развитие личности
ребенка. Необходимость и важность
взаимодействия педагогов ЦДТ и семьи очевидны:
это коллектив единомышленников
руководствующиеся согласованными действиями.
Поэтому главными задачами педагогов являются
следующие:

  • обучение родителей приемам, способам и стилю
    общения взрослых и детей, членов семьи
    (родительский радио лекторий, совместные
    мастер-классы, объединение детей и родителей
    «Вместе с мамой», спортивный шахматно-шашечный
    клуб, выставки, концерты и т.п.).
  • оказание помощи в осознании позитивных и
    негативных ситуаций (родительские собрания,
    педагогический мониторинг, участие в работе
    комиссии по распределению стимулирующего фонда
    оплаты труда).

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и
сложных проблем в работе образовательного
учреждения дополнительного образования детей.

Сегодня учреждение, переходя в режим развития,
стремится определить специфику своей работы с
учетом нового содержания образования и
воспитания. Становление саморазвивающейся и
самоопределяющейся личности, способной к
открытому, творческому взаимодействию с людьми,
природой, обществом, государством, ноосферой на
основе общепринятых гуманистических ценностных
ориентаций, открытой диалогу культур.

Отсюда деятельность Центра детского
творчества строится на принципах
гуманистической педагогики, полагающей высшей
ценностью свободное творческое развитие
личности ребенка.

В деятельности Центра обозначился круг тех
оснований (художественно-эстетических,
культурологических, спортивных,
эколого-краеведческих и
социально-педагогических), которые в главном
определяют становление и развитие всей
учебно-воспитательной педагогической системы
учреждения.

С 2005 года Центр детского творчества работает
над целевой программой «Возрождение и
укрепление культурного наследия и традиций
родного края».

МИССИЯ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Центр видит свою миссию в том, чтобы:

  • развивать общие способности, интеллект и
    творческие потенции
    детей зарайцев с раннего возраста и
    содействовать этому через кооперацию
    деятельности с другими ОУ, учреждениями культуры
    и спорта;
  • выявлять задатки, специальные способности,
    склонности, интересы, одаренность детей и
    поддерживать их развитие на протяжении всего
    срока школьного образования;
  • стимулировать творческую самореализацию детей
    через организацию выставок, концертов,
    конкурсов, фестивалей. Одновременно будет
    реализовываться важная установка на обогащение
    социально-психологической среды города
    событиями яркими, звучными, окрашенными
    положительными эмоциями – детские концерты,
    праздники, выставки, конкурсы и соревнования;
  • содействовать социализации, нравственному
    воспитанию, духовному, этнокультурному и
    профессиональному самоопределению ребенка,
    росту его гражданских компетенций,
    общекультурного багажа и жизненного опыта;
  • воспитывать у детей потребность в общении с
    великим духовным и культурным наследием России и
    мира, поддерживать средствами образования
    традиции народной культуры и ремесел, развивать
    краеведение и этнографический поиск, изучение
    истории Московской области и Зарайска;
  • расширять возможности детей для продуктивной
    организации свободного времени,
    образовательно-культурного досуга, занятий
    любимым делом; в том числе в разновозрастных
    объединениях (клубах, студиях, организациях);
  • повышать доступность дополнительного
    образования для специфических категорий детей:
    одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот и
    трудных подростков, детей из многодетных семей;
    активно участвовать в программах
    антинаркотической направленности;
  • на практике реализовывать принцип солидарной
    ответственности зарайцев за судьбу каждого
    ребенка: тесно взаимодействовать с учащимися и
    их семьями, с работодателями, муниципальными
    органами власти в определении оптимальных
    образовательных траекторий для каждого
    учащегося;
  • содействовать консолидации территориального
    сообщества, в первую очередь вокруг проблем
    детства и образования, укреплению социальной
    безопасности, экономическому, экологическому и
    культурному развитию Зарайска.

Следовательно, образование должно меняться как
организационно-педагогическая система.

Вместе с тем образование, как социальная
технология,
должно способствовать:

  • достижению высокого качества жизни человека в
    конкретном социуме;
  • гармоничному саморазвитию личности человека на
    протяжении
    всей его жизни;
  • продуктивной социальной коммуникации и
    общению;
  • становлению эффективного гражданского
    общества;
  • формированию динамичного, разнообразного и
    высоко конкурентного рынка труда;
  • высокой занятости населения;
  • достижению высокой степени консолидации
    территориального сообщества в выдвижении и
    решении общих задач; свободному развитию
    культурных традиций.

В этой связи перед Центром на долгосрочную
перспективу 5-7 лет ставит задачи по
осуществлению современных педагогических
технологий в дополнительном образовании детей:

1. Организационно-педагогическая система
ЦДТ должна поддерживать:

  • доступность занятий дополнительным
    образованием для основных категорий детского
    населения (дети с нормальным типом социализации
    и развития, одаренные дети; дети-инвалиды и дети с
    проблемами в развитии; дети с девиантным
    поведением; дети-сироты);
  • высокую степень свободы выбора индивидуальных
    образовательных маршрутов детей в соответствии
    с их образовательными запросами и запросами
    семей;
  • возможность продолжения обучения по выбранному
    направлению вплоть до поступления в учреждения
    профессионального образования;
  • возможность освоения за время пребывания в
    Центре 3-4 различных видов деятельности
    (компетенций);
  • кооперацию детей в разновозрастных
    объединениях (клубах, студиях, творческих
    мастерских; ассоциациях по интересам);
  • овладение детьми навыками здорового образа
    жизни и безопасного поведения;
  • организацию разнообразных форм продуктивного
    досуга детей.

2. Информационно-методическая система ЦДТ
должна обеспечивать:

  • разнообразие выбора образовательных программ
    во всех возрастных группах (старшие дошкольники,
    учащиеся 1-4; 5-7; 8-9; 10-11 классов) с учетом их
    психофизиологических особенностей;
  • наборы программ, адресованных мальчикам и
    девочкам;
  • полноту содержания образования по основным
    видам человеческой деятельности
    (преобразовательная; познавательная,
    ценностно-ориентационная деятельность и
    общение), по основным объектам человеческой
    деятельности (природа, техника, знаковые системы,
    человек);
  • наличие межпредметных (комплексных) программ и
    программ над предметных (синтетических),
    нацеленных на широкий поиск призвания и поприща
    (примером может служить программа «Лингвист»).
    Синтетические программы – детский театр
    «Забава», детский оркестровый класс, программы
    туризма и эколого-краеведческие программы.
  • развертывание социально-образовательных
    программ. Примеры – объединения и
    клубы , «Вместе с мамой» , «Зарайская ладья»,
    программы поликультурного общения, традиционных
    массовых дел, программы творческого общения со
    сверстниками , программы конструирования и
    др.;
  • углубленную переработку фонда действующих
    программ (структура, информационно-предметное и
    деятельностное наполнение, оптимизация учебных
    планов, оснащение программ комплексами средств
    обучения и образцами деятельности), сравнение
    действующих программ с аналогами и коррекцию по
    аналогам;
  • мониторинг и диагностику проблем обучения, на
    этой основе – обеспечение роста педагогической
    эффективности применяемых технологий;
  • систему диагностики индивидуального развития
    ребенка;
  • оптимизацию условий и режимов занятий в
    сотрудничестве с родителями;
  • систему консультирования родителей по
    поддержке успешности обучения детей.

3. Организационно-управленческая система
ЦДТ должна обеспечить:

  • мониторинг образовательных запросов населения
    и состояния образовательной системы ЦДТ;
  • кооперация со школами, другими ОУ, учреждениями
    культуры и науки в удовлетворении
    образовательных и культурных запросов жителей
    города;
  • участие в федеральных, областных,
    муниципальных, межрегиональных программах;
  • участие в межведомственных программах
    профилактики девиантного поведения школьников и
    программ антинаркотической направленности;
  • переход к перспективной оргструктуре Центра;
  • создание распределенных баз данных по
    контингенту детей;
  • рост сохранности контингента обучающихся
    (ежегодное увеличение числа обучающихся в Центре
    свыше 2 лет на 1-2% от общего количества);
  • адаптивность педагогической системы Центра к
    инновациям (сбор информации о новых разработках,
    обсуждение в коллективе нововведений; пробная,
    опытно-экспериментальная работа, повышение
    квалификации, система морального и
    материального стимулирования инновационного
    роста качества образования);
  • включение методической работы и повышения
    квалификации в цикл аттестации педагогических
    кадров;
  • сотрудничество с научными и культурными
    учреждениями города, Москвы и области в целях
    роста качества образования;
  • становление отношений солидарной
    ответственности педагогов, учащихся и родителей
    за качество образования;
  • укрепление социально-профессионального
    статуса работников Центра, улучшение условий
    труда;
  • обязательную ежегодную отчетность
    администрации перед родительской
    общественностью и населением;
  • выявление внешней оценки работы Центра и
    необходимые коррекции развития.

Методическая служба Центра готовит положения о
проведении конкурсов, оказывает методическую
помощь педагогам ДО и педагогам школ города в
подготовке и проведении школьных и
общегородских традиционных массовых
мероприятий.

Эстетическое воспитание и развитие учащихся
общеобразовательных учреждений города, детей
дошкольного возраста – одна из ключевых задач
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Центр
детского творчества» успешно решается
проведением различных массовых мероприятий
детьми через их творческую активность.

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ВОЗРОЖДЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
И ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ»

Паспорт


Наименование программы Комплексная целевая программа Центра
детского творчества города Зарайска Московской
области «Возрождение и укрепление культурного
наследия и традиций родного края»
Основополагающие документы Программа развития ЦДТ на 2005-2010 уч.годы
Государственный заказчик программы Центр детского творчества
Автор Корешкова Елена Михайловна.
Заместитель директора по учебно-воспитательной
работе МОУДОД ЦДТ
Цель программы Изучение культуры русского народа с
опорой на региональный компонент. Воспитание,
обучение и развитие творческих способностей
детей через их художественную деятельность в
различных областях народного творчества
Задачи программы Формирование интереса детей к
традициям русской культуры и родного края,
воспитание чувства причастности к своему народу,
к его истории. Практическое освоение языка
различных видов искусства (поэтического,
музыкального, хореографического, прикладного и
т.п.) Развитие детей как творчески активных
личностей
Сроки и этапы реализации Программы Программа реализуется в ЦДТ г.Зарайска,
где обучаются дети с 6 до 18 лет.
Сроки реализации – 2005-2010 годы
1-й этап – подготовительный (2005-2006 г.г.)
2-й этап – основной (2006-2008 г.г.)
3-й этап – заключительный (2008-2010 г.г.)
Исполнители Программы Администрация, педагоги – руководители
структурных подразделений, педагог-организатор,
педагоги ДО
Источники финансирования Центр детского творчества
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
Для отслеживания результативности
обучения и воспитания по программе предлагается
использовать следующие формы оценки качества
знаний, умений, навыков детей – проведение
конкурсов, викторин, выполнение творческих
заданий, тестирование, педагогический
мониторинг.
Система организации контроля за
исполнением Программы
Основными видами контроля на всех
этапах обучения и воспитания циклограмма
контроля, концертная и выставочная деятельность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из актуальных задач современного
образования и воспитания является обращение к
национальным, культурным традициям своего
народа, родного края, формирования у
подрастающего поколения интереса и уважения к
своим истокам, русским традициям и наследию
русского народа.
В связи с реформированием современного
российского общества воспитание учащихся на
традициях русской культуры и истории родного
края должно быть главным направлением при
обновлении содержания и организации
педагогического процесса. Причин для этого очень
много: во-первых, все ощущают мировоззренческую
пустоту, возникшую после обвального падения
официальной коммунистической идеологии, которую
целенаправленно пытаются заполнить
меркантильным и страшным культом «золотого
тельца». Власть денег буквально обожествляется
многими средствами массовой информации. Мало
того, внушается безнравственная мысль, что все
способы обогащения хороши. Но любому думающему
человеку ясно, как трудно совместить бизнес и
мораль в наших сегодняшних условиях
криминального рынка, и не только трудно, а
зачастую и невозможно. Кроме того, сегодняшний
педагог прекрасно понимает, что культ богатства
явно не соответствует исконно русскому
мировоззренческому идеалу, русской духовной
традиции, сущность которой великолепно выразил
замечательный ученый, педагог, философ Павел
Флоренский, сказавший: «Если идеал Запада –
материальное благополучие, то идеал России –
преображение души».

Поэтому педагог, признавая неизбежность
реформирования, должен всегда указывать
воспитаннику на величайший идеал тысячелетней
русской культуры, идеал, связанный с поисками
красоты, добра и правды. Низкий нравственный
уровень многих матерей и отцов, дети которых
находятся на попечении государства, не мог не
сказаться на беззащитных человеческих
существах. Но сами дети ни в чем не виноваты, как
не виноваты они и в том, что современное общество
тоже, к сожалению, нельзя назвать
высоконравственным.
Комплексная целевая программа «Возрождение и
укрепление традиций родного края» предназначена
для воспитания детей на основе истории и
культуры русского народа, на духовных ценностях,
накопленных человечеством. В программе показаны
возможности интеграции урочной и внеурочной
деятельности. Разработка новой предметной
системы обучения и введение в учебный план
дополнительных развивающих и
художественно-эстетических предметов показала,
как необходимо наладить межпредметные связи и
создать единую интегрированную программу.

Целькомплексной целевой программы
«Возрождение и укрепление традиций родного
края»:

  • воспитание уважения к нашему наследию и
    традиции, как и к духовному наследию всего
    человечества;
  • формирование человека трудолюбивого, духовно
    богатого, любящего свое отечество, ценящего и
    уважающего традиции своего народа;
  • возрождение традиций почитания семейных уз,
    родства;
  • воспитание самостоятельности, творческого
    подхода к любому делу;
  • воспитание уважения к труду своих предков,
    родителей;
  • создание системности во внешкольном
    образовании, основанном на изучении
    национальной культуры, истории своего края,
    народа, религии;
  • практическое воплощение изучаемых тем,
    обеспечение не только эстетической, но и
    полезной деятельности;
  • создание информационно-методического и
    координационного центра воспитательной работы
    со школьниками всех школ.

Слово, музыка, живопись, театр,
декоративно-прикладное творчество, этнография в
народном творчестве настолько переплетены, что
требуют всестороннего и универсального подхода
к нему. Программа является комплексной.
Воспитанники Центра изучают не только песенный и
танцевальный фольклор, но и различные виды
декоративно-прикладного творчества, вышивку и
вязание, знакомятся с элементами одежды,
особенностями русского быта, узнают о многих
видах, бытовавших в России.

Так как религиозные верования русского народа
теснейшим образом переплетены с язычеством, что
нашло свое отражение во многих обрядах, песнях и
танцах, программа предусматривает изучение
мифологии восточных славян, календарных обрядов
и песен. Кроме того, изучаются и другие обряды
различных областей, их отличительные
особенности. Предполагается тесная связь
содержательного компонента программы со
школьными предметами (литературой, историей,
рисованием, музыкой, трудом), что позволяет
расширить базовые знания, получаемые детьми в
общеобразовательной школе.

Работа по программе предполагает связь с
родителями, их участие в изучении обычаев и
обрядов, а также совместное проведение
праздников.

Задачи комплексной целевой
программы:

  • восстановить «связь времен», связь поколений и
    культур, которая изрядно ослабла за несколько
    десятилетий революционных потрясений и
    социальных экспериментов;
  • поднять общекультурный уровень детей города;
  • развивать их творческую и познавательную
    активность;
  • дать воспитанникам высокие примеры для
    подражания, зажечь в их сердцах веру,
  • наполнить их любовью и гордостью за своих
    предков, свой народ;
  • сформировать информационно-методический банк
    (программы, сценарии, методические разработки
    занятий, лекций, бесед и других мероприятий,
    массовых городских дел);
  • создать музей декоративно-прикладного
    народного творчества.

Работая поданной программе необходимо уделить
особое внимание:

  • ориентации на гуманизацию и гуманитаризацию
    образования через обращение к духовным,
    нравственным, эстетическим ценностям, не
    подтвержденным идеологическим колебаниям,
    имеющим всечеловеческое и национальное
    значение;
  • расширению «воспитательного пространства» за
    счет введения широкого пласта культуры своего
    народа и других эпох;
  • развитию эмоциональной сферы подрастающего
    поколения с помощью формирования ярких образов
    эпохи, человека, явлений культуры,
    стимулирования способности откликаться на
    прекрасное в жизни и искусстве, быть чутким к
    переживаниям людей в какие бы далекие времена
    они ни жили, умение воспринимать мир в его
    целостности, а также с помощью разнообразия форм
    работы;
  • открытости, связанной с вариативностью
    предлагаемых тем и возможностью творчески
    переосмыслить направления работы в зависимости
    от конкретного социокультурного окружения,
    реальных потребностей учащихся и интересов
    педагогов, с ориентацией на содержательное
    сотрудничество Центра детского творчества с
    образовательными учреждениями города, на
    совместную работу с родителями;
  • комплексный подход к решению образовательных и
    воспитательных задач, который реализуется через:
  • отбор основных тем для бесед с учащимися
    объединений, «скрепляющих» структуру программы
    по вертикали и по горизонтали;
  • определение содержания работы
    педагогов-организаторов и объединений в целом;
  • отказ от узкофункционального воспитания по
    направлениям;
  • переход от педагогики мероприятий к педагогике
    отношений;
  • широкую культурологическую направленность
    программы, позволяющую включить разнообразные
    интересы учащихся и самих педагогов
    дополнительного образования в целостную систему
    работы.

Формы и методы работы с воспитанниками:

  • циклы тематических бесед;
  • творческие задания;
  • коллективные сюжетные игры;
  • научно-исследовательские экспедиции;
  • экскурсии;
  • концертные программы;
  • ярмарки;
  • выставки детских работ;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия
  • и другие массовые дела.

Необходимо использовать методы «погружения» в
эпоху, поэтому все мероприятия Центра,
разработанные в рамках данной программы, помогут
создать образ эпохи, образ человека того времени,
увидеть Русь с разных сторон – героической и
обыденной, праздничной и будничной, так как
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил,
возвел в степень уважения такие человеческие
качества, которые не подлежат пересмотру:
честность, трудолюбие, совестливость, доброту.

Возрастные этапы:

1-й год обучения – дошкольники и младшие
школьники.
2-й год обучения – средние классы (3-6 классы).
3-й и 4-й год обучения – старшие классы (с 7 класса).

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

В воспитательной работе обеспечивается тесная
связь 4-х компонентов: учащийся, педагог ДО, семья
и школа (через заместителя директора по ВР,
классного руководителя). Повышение духовных
запросов ребенка и родителей с помощью народного
творчества. Вовлечение родителей в процесс
обучения и воспитания.

Формирование групп:

1. Младшая – до 3 класса.
2. Средняя – 3-6-е классы.
3. Старшая – с 7 класса.

Поскольку запись в объединение, клуб
производится в зависимости от желания
ребенка, то возможны смешанные по возрасту
творческие группы. В этом случае имеет смысл
организовать подгруппы, если уровень детей имеет
значительный разрыв, хотя допустимо заниматься и
совместно. Старшие всегда помогут младшим, а
последние лучше адаптируются во «взрослой»
среде и быстрее развиваются интеллектуально,
Одним из этапов реализации программы является
знакомство с педагогическими технологиями,
которые состоят из следующих компонентов:

  • педагогическое общение;
  • творческое решение проблемы;
  • педагогический анализ;
  • педагогическая оценка;
  • педагогическая интуиция;
  • составление учебно-тематических планов и
    образовательных программ;
  • результативность работы объединений Центра;
  • подготовка работ к конкурсам и т.п.

Этот опыт дал хорошие результаты:

  • определились интересные формы досуговых
    мероприятий ЦДТ
  • наметились различные формы комплексных
    занятий, объединенных единой тематикой, в том
    числе совместные занятия. Например,
    изо-деятельность и музыка, театрализация и
    танцевальное творчество и т.п.

Вместе с тем назрела необходимость создания
единого календарно-тематического плана и единой
тематической основы «Возрождение и укрепление
традиций родного края». Была ведена
дополнительно ставка педагога-организатора по
данному направлению, который в содружестве с
педагогами всех направлений, действующих в ЦДТ
планирует и организует воспитательную работу
через интегрированную художественно-творческую
систему на основе духовно-нравственных
ценностей отечественной культуры. В основу
программы вошел принцип интегрирования
различных видов деятельности через постижение
детьми архетипических образов традиционной
русской культуры. Эта программа объединила такие
предметы как:

  • изобразительная деятельность;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • музыкальное;
  • театральное;
  • танцевально-хореографическое;
  • этикет;
  • экологию;
  • историко-краеведческое направление и т.д.

На втором этапе работы поданной программе мы
получили положительные результаты:
Во-первых – это четкое календарно-тематическое
планирование учебной и внеучебной деятельности
(во время школьных каникул), интерес
воспитанников ЦДТ к научно-исследовательской
работе (например, по проблемам экологии нашего
города, краеведению, изучению традиций и
наследия, т.е. этнографическое изучение родного
края.

Во-вторых – своевременная координация всего
воспитательного пространства города через
общешкольные городские массовые
дела.

В-третьих – сформированы банки:
образовательных программ УДОД, методической
литературы для УДОД, сценарых разработок,
разработок открытых занятий и мастер-классов,
воспитательных мероприятий.



Проводятся выставки, семинары, открытые
занятия и мастер-классы, консультации для
педагогов ДО.

Приложение



Мероприятия по реализации целевой
программы «Возрождение и
укрепление
традиций родного края» (2008-2009 гг.)



1. Рекламная кампания «Зачин дело красит»
2. Выставка народного художника России Пименова
В.С. «Из рода в род».
3. Викторина «Без пословицы не проживешь».
4. Диспут «С кем поведешься, от того и наберешься».
5. Цикл открытых занятий в объединении «Истоки»
«Человек и природа в народной культуре».
6. Игра-викторина «Чудо-дерево» или «Вслед за
солнышком живем».
7. Выставка «Из бабушкиного сундучка».
8. Фолклорный праздник «Кузьминские ссыпки».
9. Мастер-класс «Тайны народной игрушки».
10. Каникулярная программа «Загадка, загадка,
открой свою тайну».
11. Открытое занятие «О чем расскажет нам народный
костюм».
12. Интегрированное открытое занятие объединения
«Родничок» и «Декоративные поделки» –
«Синичкин праздник».
13. Каникулярная игровая программа «Гуляй на
святки без оглядки».
14. Фольклорный праздник «Рождество Христово».
15. Районный театральный марафон «Сказка, сказка,
открой свою тайну!»
16. Фолклорный праздник «Масленица – Годовая».
17. Цикл открытых интегрированных занятий «Март –
утро года», «Жаворонки, жаворонки, прилетайте к
нам», «Благовещенье – третья встреча весны»,
«Мост на семь верст», «Светлое воскресенье –
радостная неделя» объединение «Родничок»,
«Оригами».
18. Фольклорный проект «Сорок – сороков».
19. Цикл районных мероприятий ко Дню славянской
письменности.
20. Выставка зарайских мастеров и народных
умельцев.
21. Встреча с мастером «Золотые руки» Ежовой В.М.
22. Итоговая выставка и презентация ЦДТ на
фестивале учреждений дополнительного
образования детей «Мы вместе».




Следующий: