Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения. Из опыта работы

Цели и задачи обучения зависят от уровня и
темпа развития общества, и от потребностей и
возможностей общества, уровня развития и
возможностей педагогической науки и практики, то
есть, напрямую связаны и зависят от требований,
выдвигаемых государством к подрастающему
поколению.

В новом тысячелетии наше государство
развивается не в том направлении, как в XX веке,
так что все отрасли его, так или иначе, меняют
курс, согласуя его с общегосударственным.
Изменения коснулись и образования. На смену
традиционным методам обучения приходят новые. Но
это не принципиально новые методы и технологии, а
принципиально новый подход к процессу обучения,
то есть, новые технологии достаточно свободно
вписываются в традиционную систему, но при
условии, что учитель изменит сам подход к
процессу обучения, отношение к ученику, осознает,
что в педагогическом процессе ученик является
центральной фигурой, а не он; деятельность
познания является главной, а не преподавание;
самостоятельное приобретение и, особенно,
применение полученных знаний становятся
приоритетными, а не усвоение и воспроизведение
готовых знаний; совместные размышления,
дискуссии, исследования, а не запоминание и
воспроизведение знаний имеют значение для
развития личности. Уважение к личности и должно
появляться в процессе общения с учеником в любых
ситуациях, а не назидание и менторство; учёт
особенностей физического, духовного,
нравственного развития целостной личности
ребёнка, а не отдельных его качеств.

Развитие образования должно идти эволюционно.
Революционные преобразования ему
противопоказаны. Необходимо, чтобы каждое
нововведение было тщательно подготовлено и, в
первую очередь, осознано и освоено учителями.

Личностно-ориентированное обучение, по самой
своей сути, предполагает необходимость
дифференциации обучения, ориентации на личность
ученика, его интеллектуальное и нравственное
развитие, развитие целостной личности, а не
отдельных качеств. Уместно было бы понять, что
имеется ввиду, когда мы говорим о личности
обучаемого, будь то школьник, студент или
умудрённый некоторым опытом взрослый человек,
желающий повысить свою квалификацию через
призму обучения.

Личность можно рассматривать через призму
философского восприятия, психологического,
социального и т.п. Но в данном случае нас в
большей мере интересует структура личности, с
тем, чтобы сориентироваться на ту или иную
личностно-ориентированную систему обучения. Что
бы обучение можно было считать личностно-
ориентированным и наиболее эффективным, оно
должно ориентироваться на:

  • уровень обученности в данной области знания и
    степень общего развития, культуры, т.е. ранее
    приобретённый опыт;
  • особенности психического склада личности
    (память, мышление, восприятие, умение управлять и
    регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
  • особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути
дифференцированным.

Проблеме разработки критериев оценки
умственного развития ребёнка в отечественной и
зарубежной психологии традиционно уделялось
большое внимание (работы Н.А. Мечинской, Д.Н.
Богоявлинского, Л.В. Занкова, Н.Д. Левитова, Д.Б.
Эльконина и других).

Основные критерии оценки умственного развития
школьников включают такие критерии, как:
самостоятельность мышления, быстрота и точность
усвоения учебного материала, быстрота
умственной ориентировки при решении
нестандартных задач, глубокое проникновение в
сущность изучаемых явлений, критичность ума,
отсутствие склонности к необоснованным
суждениям.

Личностно-ориентированный подход можно
применить во многих современных методах и
технологиях, главное, как уже было сказано выше,
центрирование процесса обучения должно быть на
ученика.

Как реализуется личностно-ориентированный
подход в обучении, например, в методе проектов?
Прежде чем ответить на этот вопрос нужно сказать,
что метод проектов, в сущности, не является
принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник ещё в 20е годы прошлого столетия в США. Его
называли тогда “методом проблем”, который
подразумевал необходимость показать детям их
собственную заинтересованность в приобретении
знаний, которые могут и должны пригодиться им в
жизни. Таким образом в основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умение самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.

В последнее время метод проектов становится в
нашей стране не просто популярным, но и
“модным”, что вселяет вполне обоснованные
опасения, ибо где начинается диктат моды, там
часто отключается разум. Теперь часто приходится
слышать о широком применении этого метода в
практике обучения, хотя на поверку выходит, что
речь идёт о работе над той или иной темой, просто
о групповой работе, о каком-то внеклассном
мероприятии. И всё это называют “проектом”. На
самом деле метод проектов может быть
индивидуальным или групповым, но если это метод
проектов, то он предполагает определённую
совокупность учебно-познавательных приёмов,
которые позволяют решить ту или иную проблему в
результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов.
Если же говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то это технология
включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по
самой своей сути.

Проекты характеризуются по типологиям:

  • по количеству участников проекты бывают
    индивидуальные, парные, групповые;
  • по продолжительности- краткосрочные (несколько
    уроков), средней продолжительности (от недели до
    месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких
    месяцев);
  • по предметной содержательности- монопроекты (в
    рамках одного предмета), межпредметные;
  • по характеру контактов- внутренние,
    региональные, междугородние;
  • по доминирующей в проекте деятельности-
    исследовательские, творческие, ролевые(игровые),
    информационные, практикоориентированные.

Метод проектов может использоваться как во
время уроков(урочная деятельность), так и
внеурочно.

В своей работе я достаточно широко применяю
метод проектов. С моей точки зрения этот метод в
свете личностно-ориентированного обучения
наиболее эффективно проявляет себя во
внеурочной работе исследовательского
характера,направленной на повышение интереса
учащихся к предмету. Так, мне хотелось бы
привести пример такой работы с учащимися
Гимназии Екатериной Грабишиной и Надеждой
Лаврухиной. Нашими проектами стали научные
работы по стилистике языка: “Английский и
Американский — варианты одного языка или разные
языки?” (Е. Грабишина), “Некоторые
стилистические особенности перевода
произведения А.Конан Дойля “Затерянный мир” (Н.
Лаврухина). Необходимо отметить, что эти
гимназистки проявляли интерес к английскому
языку не только как к средству общения (что
является целью изучения иностранного языка в
школе), но и как к сфере научно-исследовательской
деятельности. Свою работу мы начали с выбора
темы, чему предшествовали просмотр и обсуждение
нескольких направлений и тем научных работ. Мы
придерживались плана, который предусматривает
работа над проектом:

  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов;
  • самообразование и актуализация знаний;
  • продумывание хода деятельности;
  • исследование;
  • обобщение результатов;
  • анализ успехов и ошибок.

Используя метод проектов в
личностно-ориентированном подходе в обучении я
увидела ряд положительных сторон. В нашем случае
наиболее актуально то, что данная технология
отвечает интеллектуальным возможностям и
позволяет в полной степени реализовать
потенциал учащихся.

Вашему вниманию предлагается мультимедийная
презентация < Приложение 1> одной
из выше указанных работ.

Вывод

Что же даёт метод проектов в системе
личностно-ориентированного обучения?

Конечно же, в первую очередь, результативность,
которая проявилась в том, что учащиеся, во-первых,
имели возможность представить свои работы на
разных уровнях — от школьного до регионального.
Во-вторых, считаю, что проделанная работа
стимулировала предметный интерес и, в
определённой степени, повлияла на выбор
профессии и учебного учреждения. Екатерина
Грабишина является студенткой третьего курса
Гуманитарного Факультета Тольяттинского
Государственного Университета, а Надежда
Лаврухина — студенткой третьего курса
Филологического Факультета
Санкт-Петербургского Государственного
Университета.

Следующий: