Концепция деятельности по профориентации в рамках работы с одаренными детьми


Профессиональная ориентация — это комплекс
социально-политических,
психолого-педагогических и медицинских мер в
выборе профессии, которые рассматриваются как
система равноправного взаимодействия личности и
общества на определенных этапах развития
человека, оптимально соответствующая личностным
особенностям и запросам рынка труда в
конкурентоспособных кадрах.

Одна из главных целей системы
профориентационной работы — оптимизация
процесса выбора профессии в соответствии с
личными интересами граждан и потребностями
рынка труда.

Вопрос профессионального самоопределения
начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет.
Согласно ежегодно проводимыми нами
исследованиями лишь 10-15% обучающихся имеют
твердые профессиональные намерения. Примерно
столько же вообще не задумываются о своих
профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой
позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают
противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но
не знаю, что мне надо». Это действительно
серьезная проблема, которую, так или иначе,
необходимо решать. Было бы неверным оценивать
позицию учащихся, опираясь на критерии
«хорошо-плохо». Это в корне не правильно!

Учащийся, совершая первый профессиональный
выбор, приобретает ценный личный опыт.
Препятствия вынуждают молодого человека собрать
все силы и волю. Формируются необходимые навыки и
умения, связанные с преодолением трудностей. Это
непременно отразится на благополучии и комфорте
подростка как в эмоциональном, так и в личностном
планах.

Профессиональная деятельность на определенном
этапе социализации и развития личности
становится социальным пространством, которое
определяет для индивида определенные социальные
рамки и выступает своего рода областью
реализации его индивидуальности, выступая уже
как ведущий вид деятельности.

В случае, когда личность приобретает
собственную позицию как субъект, выбирая для
себя собственную и приемлемую стратегию
развития как профессионала в выбранной
специальности, которая связана с различными
способами и пространствами самоактуализации
органично встраивая их в структуру личностных
смыслов, именно профессионализация способствует
формированию личности.

В данном случае, профессиональное саморазвитие
связано с принятием личностью
профессионализации как жизненной задачи, ее
личностно-смысловым «встраиванием» в общий
жизненный план, обеспечивая сохранение
идентичности.

Анализируя литературные источники, мы сделали
вывод, что человек, как сложная и целостная
структура, являющаяся субъектом жизни
реализуется лишь в социальном контексте как
личность. Его субъектность раскрывается как в
различных видах деятельности в процессе
построения своих, специфических связей с
социумом, так и в быстро изменяющемся
самосознании, когда личность активно познает и
осознает себя.

Если вспомнить еще раз то, чем характеризуется
субъектность, то мы поймем, что она в первую
очередь обеспечивает активность человека как
личности, которая старается обеспечить
реализацию трех базовых потребностей личности,
что позволяет обеспечить как внутреннюю
целостность и расширение пределов «самости»,
так и закрепления ее во внешнем пространстве.

«По мере того как личность, развиваясь,
овладевает все более совершенными способами
преобразования окружающего мира, она все более
выступает как субъект не только своего
поведения, но и своего внутреннего мира, своей
психической жизни» — считает Л.И. Анцыферова.

Становясь на определенном этапе развития,
социализации личности, ведущим видом
деятельности, профессиональная деятельность
является тем социальным пространством, которое
определяет для него как своего рода определенные
рамки и нормы, так и область реализации
собственных замыслов.

Находясь на втором или третьем уровне
проявления субъектной позиции, когда личность
уже в состоянии выбирать оптимальные стратегии
профессионального развития, и имеет четко
сформированную позицию как, собственно субъекта,
позволяющие встраивать способы и пространства
самоактуализации в систему личностных смыслов,
профессионализация способствует личности
самоидентифицироваться.

Л.И. Анциферова, обобщив научные работы по
разным направлениям, выделяет три уровня
проявления субъектной позиции личности:

Находясь на первом уроне, личность
недостаточно осознает как собственные истинные
побуждения, так и недостаточно учитывает
качество и степень своего воздействия на ту или
иную ситуацию, что неизбежно влечет
неудовлетворительные результаты собственных
действий и, как следствие — переживания по этому
поводу неадекватно оцениваемые как злую волю
окружения. При этом качества личности
проявляются посредством актов целеполагания и
действиями, направленными на преодоление
трудностей по пути достижения целей.

На втором уровне личность выступает уже
как субъект, который сознательно формирует
ситуацию своего поведения, стремится
предусмотреть все, как положительные, так и
отрицательные его результаты, который уже
сознательно взвешивает его цели и мотивы и
способен произвольно завышать, или занижать их
значимость и разумно соотносить личные
возможности с требованиями и задачами
деятельности.

Третий уровень позволяет личности стать
субъектом собственного жизненного пути или,
попросту говоря, хозяином своей жизни. Здесь уже
возможность к максимально свободному
самоопределению, с возможностью самому выявлять,
переживать и разрешать в процессе осуществления
деятельности, возникающие противоречия
выступают как самые главные проявления его
индивидуальности и общественно-исторической
неповторимости субъекта.

Таким образом, проявляя субъектную позицию,
личность повышает уровень самосознания в
процессе взаимоотношений с социумом, а также
самопознает и самоосознает себя в различных
видах деятельности.

Из всего вышесказанного можно заключить, что:

Творчески преобразовывая пространство
профессиональной деятельности в соответствии
контекстом субъектности, делая его неповторимым,
личность тем самым выражает свою субъектную
позицию.

Создавая свой неповторимый профессиональный
опыт, в процессе сочетания всех требований,
которые предъявляет та или иная профессия,
личность интегрирует их и обеспечивает
творческое преобразование пространства
профессиональной деятельности, достигая с ней
личностной идентичности.

Также, личность способна выбирать наиболее
оптимальные пути и способы профессионального
становления и развития, органично встраивая их в
структуру личностных смыслов и связывая их с
различными пространствами и способами
самоактуализации, таким образом, определяя свою
субъектную позицию.

Наиболее важным фактором формирования
личностной идентичности, на наш взгляд, является
четко сформированная субъектная позиция.

Содержание, формирование и определение границ
личностной идентичности раскрывают ее
составляющие — показатели активности субъекта и
специфику решаемых им жизненных противоречий.

Позволяя сохранить собственное своеобразие,
субъектная позиция является инструментом,
определяющим необходимую степень интеграции
разнообразных сторон личности.

Таким образом, субъектная позиция является
ключевым фактором развития и формирования
личностной идентичности. Успешность этого
процесса можно определить степенью
сформированности субъектной позиции, которая
представляет собой сложный, многоуровневый
процесс.

Активность личности направленная вовне
становится все более специфичной, если
субъектность растет, несмотря на то, что ее
отношения со средой по-прежнему остаются
взаимообусловливающими, приобретая несколько
иной характер. Теперь ведущей становится
стремление к индивидуализации во
взаимоотношениях с внешним миром. Личность как
бы переносит себя в среду, преобразуя ее и
привнося нечто свое, новое, с собственными
принципами и убеждениями.

В современной психологии этот процесс
расматривается, как активная сторона процесса
адаптации, хотя, например, З.И. Рябикина
предлагает обозначать его как «Овладение»,
показывая, что корни данного понятия находятся в
работах Л.С. Выготского, который определяет это
как процесс сознательной, целенаправленной,
избирательной активности личности, направленный
на изменение окружающей среды — природы — и себя
с целью их совершенствования, изменения
поведения и психических функций.

«Развитие высших психических функций ребенка
возможно только на путях их культурного
развития, все равно, пойдет ли культурное
развитие по линии овладения внешними средствами
культуры, как речь, письмо, арифметика, или по
лини внутреннего усовершенствования самих
психических функций». Овладение личностью все
новыми бытийными пространствами, ее окружающими,
такими, как, например, организм, предметы, события
в окружающей среде и сложившиеся культурные и
поведенческие традиции, модели является
процессом, который неотъемлем от жизни личности
на всем ее протяжении, преобразуя эти
пространства бытийные пространства личности.

Овладевая этими пространствами, личность
воплощается в них, расширяя собственные границы.
Эта потребность личности продлить себя в
социопредметном пространстве характеризует ее
как стремление к аутентичному бытию в этом мире.
Таким образом, вступая в сложные,
взаимообусловленные отношения со средой,
личность стремится к организации этого
аутентичного бытия и самоактуализируется в этом
творческом процессе преобразования.

Подытоживая, «Аутентичное бытие — это процесс
переструктурирования среды в соответствии со
структурой личностных смыслов. Неаутентичное
бытие — воспроизводство и трансляция в среду
формально освоенных личностью социальных
предписаний, что создает иллюзию адекватного
поведения, но таковым, по сути, не является, т.к.
связано с разрывом, отсутствием содержательной
связи между способами поведения и глубинными
ядерными образованиями личности. Таким образом,
подобное поведение личности выглядит адекватным
по отношению к среде, но не является адекватным
выражением внутреннего мира личности» ( З.И.
Рябикина).

Поэтому, глобальная потребность личности в
целостности, внутренней согласованности,
согласованности внутреннего и внешнего, которая
опосредует все ее жизненные проявления и
обеспечивает возможность ее сохранения и
развития.

Стремление личности к аутентичному бытию в
системе отношений личности с объективной
реальностью реализует данную потребность, а само
аутентичное быте становится необходимым
условием психического здоровья личности.

Эти высказывания позволяют заложить основу
построения теоретической базы всех мероприятий,
направленных на психологическую поддержку
первокурсников и обозначить систему условий и
взаимодействий, направленных на поддержание
личностной идентичности как основного
направления их психологической поддержки.

Формирование личностной идентичности
необходимо рассматривать в связи с единым
глобальным ее стремлением, присуще ей от
рождения — быть, существовать. При этом, личность
не только постоянно стремится расширить границы
собственного бытийного пространства, но и
сохранить свою целостность. Реализовывая эти
глобальные стремления в процессе личностной
активности, она стремится к удовлетворению
основных потребностей: во внутренней
согласованности — путем достижения состояния
идентичности; в экспансии, при овладении новыми
пространствами и самоутверждаясь в них; и в
подтверждении собственной личности, воплощаясь,
персонализируется в них.

Профессиональное самоопределение по сравнению
с личностным предполагает часто более
конкретную деятельность, определяемую
специфическим предметом, условиями, средствами
труда, а также спецификой межличностных
производственных отношений и ответственности за
данную работу (Климов Е.А.), что связано с самим
определением профессии как ограниченного вида
деятельности. Реально, в конкретных
культурно-исторических условиях помощь человеку
в профессиональном самооопределении
осуществляется более целенаправленно
(различными учебными заведениями и
специалистами), тогда как помощь в личностном
самоопределении проходит более хаотично, так
«научить быть личностью» и, тем более, «сдать
экзамен на право называться личностью» намного
сложнее.

Личностное самоопределение возможно даже и, в
не очень благоприятных условиях, при
ограниченном выборе путей самореализации, но при
условии творческого отношения человека к
выполняемой деятельности. Здесь возникает даже
несколько парадоксальная ситуация, когда
человек, способный самоопределиться и
самоактуализиророваться как личность в сложных
и неподходящих для этого условиях (по
ограниченному в плане выбора типу), вызывает
гораздо большее уважение, чем человек,
самоопределяющийся в благоприятных
(«тепличных») условиях, которые предоставляют
намного больше возможностей проявить свои
таланты.

Как уже отмечалось, возможности
самоопределения человека расширяются при
увеличении степени свободы его действий, то есть
при переходе к таким типам самоопределения, как
самоопределение в профессии, в жизни, к
личностному самоопределению и самоопределению в
культуре. Но опять же, при условии, что по каждому
из этих типов уровень самоопределения и
самоактуализации будет достаточно, высоким,
творческим, что предполагает определенную
внутреннюю активность личности.

Традиционно профконсультанты и
профориентаторы главное внимание уделяют работе
с подростками (особенно накануне окончания
школы) и взрослым незанятым и безработным
населением. Рассматривая основные этапы
становления профессионала, Е.А.Климов специально
выделяет стадию «оптации» (от лат. оptatio -
желание, выбор), примерно соответствующую стадии
«подростничества» (по Д.Б.Эльконину), когда
человек принимает принципиальное решение о
выборе пути профессионального развития. Оптация
- это стадия профессионального самоопределения,
чаще всего соотносимая с подростковым возрастом,
поскольку именно для подростка наиболее
актуальна проблема планирования своей
дальнейшей жизни, проблема социального,
жизненного, профессионального и личностного
самоопределения. Однако сам Е.А.Климов
оговаривает, что в ситуации выбора может
оказаться не только подросток, но и взрослый
человек, например, человек, меняющий свою прежнюю
профессию или место работы, а также безработный
(Климов Е.А.).

К этому необходимо добавить, что и в более
раннем возрасте происходит начальное
самоопределение детей и они, участвуя в
различных видах деятельности, соревнованиях,
состязаниях начинают строить свои планы по
дальнейшему профессиональному определению.

По мнению Д.Б. Эльконина «Усвоение детьми этих
задач, мотивов и норм отношений осуществляется
через воспроизведение или моделирование
отношений взрослых в собственной деятельности
детей. Итог: деятельность ребёнка внутри системы
«ребёнок-общественный предмет» и
«ребёнок-общественный взрослый»- это единый
процесс, в котором формируется личность.
Искусственное деление этого процесса на
обучение и воспитание приводит к тому, что один
процесс преобладает другой находится в
подчинённом положении». Подтверждением этого
служат фактические материалы, накопленные в
детской психологии за последние десятилетия. На
основе многих экспериментов и наблюдений
педагогов и исследователей, были выделены
следующие виды деятельности детей и расположены
в той последовательности, в которой они
становятся ведущими:

  • непосредственно-эмоциональное общение
  • предметно-манипулятивная деятельность
  • ролевая игра
  • интимно-личное общение.

Таким образом, ролевые и сюжетные игры являются
непосредственной основой для детского развития.
В процессе игры происходит усвоение ребенком
морально-нравственных норм и правил поведения в
обществе, развиваются навыки общения с
окружающими. Следовательно, можно сделать вывод
о необходимости построения игровой модели
организации детского досуга, как наиболее
эффективного метода обучения и воспитания.

Однако в настоящее время разработана новая
концепция системы профессиональной ориентации
школьников. Группа ученых под руководством С.Н.
Чистяковой определяет профориентацию как
специально организованную помощь молодежи в
процессе ее профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение трактуется
как «Я»-концепция индивида, отражающая его
понимание, переживания, намерения и действия в
процессе выбора профессии.

С этих позиций профориентация предполагает
единство трех компонентов:

1) получение школьником необходимых для
профессионального самоопределения знаний о себе
самом (формирование адекватного образа-»Я»);

2) информация о мире профессионального труда;

3) осуществление профессиональных проб
(соотнесение знаний о себе и знаний о
профессиональной деятельности).

В процессе профессионального самоопределения
выделяется несколько возрастных этапов, которые
необходимо учитывать в организации
профориентационной работы в школе.

Первый этап -

эмоционально-образный, характерный
для детей старшего дошкольного возраста, когда у
ребенка формируется положительное отношение к
профессиональному миру — людям труда, их
занятиям, первоначальные трудовые умения в
доступных ему видах деятельности.

Второй этап -

пропедевтический (I-IY
классы).

Для него характерно формирование у младших
школьников любви и добросовестного отношения к
труду, дети начинают понимать роль человека и
общества в жизни, развивается интерес к
профессии родителей и вырабатываются
нравственные установки выбора профессии,
появляется интерес к наиболее распространенным
профессиям, основанный на практической
включенности учащихся в различные виды
познавательной, игровой, общественно полезной
трудовой деятельности.

Третий этап -

поисково-зондирующий (IV-VII
классы). Происходит формирование у подростков
профессиональной направленности, осознание ими
своих интересов, способностей, общественных
ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе. Этому способствует
включение учащихся в деятельность,
согласованную с профилем продолжения
образования в старших классах и будущей
профессиональной деятельности.

Четвертый этап -

период развития
профессионального самосознания
(YIII-Х классы). У
школьника формируется личностный смысл выбора
профессии, умение соотносить общественные цели
выбора со своими представлениями о ценностях и
со своими реальными возможностями. Для этого
школьников необходимо вооружить знаниями и
умениями по научным основам выбора профессии.

Пятый этап -

период уточнения
социально-профессионального статуса
(Х-Х1
классы).

Интенсивная профориентационная работа с
учащимися осуществляется на базе углубленного
изучения учебных предметов, к которым у них
проявился устойчивый интерес и способности, при
этом сосредоточивается внимание на формировании
профессионально важных качеств в избранном
труде, составлении и коррекции профессиональных
планов, способах оценки достижений в избранной
деятельности, самоподготовке к ней и
саморазвитии.



Наконец, шестой этап - период вхождения в
профессиональную деятельность,
углубленной
подготовки к ней (учащиеся ОПТУ, средних и высших
учебных заведений).

Развитие профессионального самоопределения
может иметь место и, в более старшем возрасте,
когда возможна, в случае необходимости,
переориентация на другую профессиональную
деятельность, с учетом предшествующего
профессионально-социального опыта и
индивидуальных возможностей.

Если сопоставить оба варианта классификации,
мы увидим повторяющиеся элементы, но второй
вариант наиболее личностно ориентирован, более
современен. С этих позиций неотъемлемой частью
профориентационной работы в школе являются
профессиональные пробы детей, т.е. специально
организованная деятельность, моделирующая
элементы конкретного вида профессионального
труда (различные виды ручного труда,
деятельность педагога, журналиста, менеджера,
биолога, эколога и т.д.). Общеизвестно, что
различные качества личности развиваются только
в деятельности. В соответствии с воспитывающей
концепцией отечественной теории профориентации
профессионально значимые качества молодого
самоопределяющегося человека (оптанта)
развиваются в деятельности, приближенной к
условиям профессионального труда.

Как убеждает зарубежный и отечественный опыт,
наиболее эффективной формой организации
профессиональных проб являются различные
варианты «метода проектов» — важнейшего метода
продуктивного обучения.

Под продуктивным обучением понимается
обучение детей на основе их продуктивной
деятельности в реальных (а не учебных) социальных
ситуациях. Это личностно-ориентированная
творческая деятельность, в результате которой
детьми производится полезный материальный или
нематериальный продукт (услуга), который
обладает практической ценностью и для их
образования и развития, и для самоопределения.
Это своеобразное обучение на основе
собственного опыта, когда дети упражняются в
достижении важного результата, как для себя, так
и для окружающих. Организованная таким образом
деятельность детей эффективно способствует
развитию личности в социуме, помогает
преодолевать излишнюю инфантильность,
стимулирует процесс социального и
профессионального самоопределения.

Практика применения идей продуктивного
обучения в системе профориентационной работы со
школьниками становится все более популярной и в
зарубежной школе, и в нашей стране. Так, в
Московской школе самоопределения (директор А.
Тубельский) в качестве специальных переводных и
выпускных творческих экзаменов детям
предлагаются следующие проекты-задания:

1. Устройство физической лаборатории в школе.

2. Создание в школе юридической консультации.

3. Подготовка и издание сборника «Твои домашние
праздники» .

4. Проект пристройки к школе (эскизы, чертежи,
макеты).

5. Комплект развивающих игр для группы
продленного дня.

6. Социологическое исследование «Политические
ориентации старшеклассников и учителей».

7.Создание буклета о школе на английском,
немецком и французском языках.

8.Создание консультативно-продюсерской фирмы
«Классный праздник».

9.Подготовка сборника «Наши традиционные
дела».

10. Коммерческая деятельность в нашей школе
(описание опыта).

11.Устройство фитобара в школе.

12.Превращение холла 2-го этажа в место игр и
балетный класс.

13.Исследование «Есть ли особенности
заболеваний в школе самоопределения»?

14.Создание видеотеки для киноконцерта.

15.Организация литературно-музыкальной
гостиной в школе.

16.Проект процедуры творческих экзаменов.

На сегодняшний момент, практически в каждой
школе стремятся организовать «пробу сил» детей
в различных видах познавательной, трудовой,
художественной, спортивной и
общественно-организаторской деятельности. Для
этого, кроме обязательных уроков, выделяется
время для уроков по выбору, а также занятий над
самостоятельно выбранными проектами. В нашем ММЦ
особенное внимание уделяется обучению в
построении своей деятельности как педагогами,
так учащимися с использованием метода проектов.
Так, к примеру, педагоги Данилович Марианна
Васильевна, учитель первой ступени, МОУ СОШ № 27,
Прокопьева Ирина Геннадьевны, учитель ИЗО, МОУ
СОШ № 27 Центрального района г. Красноярска уже в
начальных классах осуществляют профориентацию,
работая с детьми начальных классов по теме: «Что
нам стоит дом построить?» во внеурочное время в
рамках своего проекта. В ходе его осуществления
дети изучают как различные виды строительных
материалов, профессий, так и практикуются в
изготовлении макетов жилья представителей
разных народов. При этом они составляют,
кроссворды, изготавливают картинки, рисунки с
различными видами жилья.

Очевидно, что сочетание традиционных и
современных активных форм профориентации
позволяет проводить ее более эффективно и
личностно-направлено.

Это связано также с тем, что обширную
информацию учащиеся получают из средств
массовой информации.

Многие школы сотрудничают с профессиональными
училищами, институтами, университетами.
Создаются факультативы, профильные классы,
ориентированные на расширение знании по
физико-математическому, гуманитарному,
биологическому и другим направлениям. Занимаясь
в факультативах, профильных классах, учащиеся
могут убедиться в правильности своего выбора или
увидеть ошибку и избрать другое
профессиональное учебное заведение.

Производственное обучение в школьных
производственных комбинатах способствует
выработке практических умений и навыков в тех
или иных областях труда, позволяет учащимся
проявить свои творческие способности, познать
большую радость, которую доставляет человеку
работа, ее материальные и духовные результаты.

Учебно-производственные межшкольные
комбинаты, такие, как наш, имеют хорошую
материально-техническую базу и опытный
коллектив мастеров производственного обучения.
Многие учащиеся, получив специальность, после
окончания школы идут работать в сферу
материального производства или сферу
обслуживания или продолжают учебу в колледжах,
институтах по приобретенной специальности.

Профессиональное воспитание обеспечивает
широкую общеобразовательную, политехническую,
профессиональную подготовку, формирование
трудолюбия, умение творчески мыслить,
формирование личности труженика, отвечающего
требованиям современного общества.

Широкое распространение получают и кабинеты
профориентации в школах. Там можно узнать о тех
профессиях, в которых нуждается город, район,
познакомиться с профессиограммами. Напомню, что
профессиограмма — описание профессии, где
перечислены качества личности, необходимые
человеку для работы, условия труда и т.д. И, в
некоторых кабинетах есть информация о различных
предприятиях, о тех специалистах, которые им
нужны для уточнения своего профессионального
выбора.

В наши школы часто приходят представители
разных учебных заведений. Этот этап еще называют
профессиональной агитацией. Повсеместно в этой
работе часто наблюдается такой недостаток:
выступающие много говорят о достижениях
учебного заведения (спортивных, художественных,
научных) и мало о том, какие требования
предъявляются к личности, какие трудности
ожидают студентов, учащихся, в каких условиях им
придется работать после окончания учебного
заведения. Это приводит к тому, что, поступив в
институт, колледж, студенты быстро
разочаровываются или не справляются с учебной
нагрузкой. Более того, многие поступают
«случайно» или «за компанию», уходят, не
закончив учебу.

Важным этапом профориентации является этап
профессиональной диагностики. Чаще всего
таковой диагностикой занимаются наши школьные
психологи. Однако, ранняя диагностика
способностей ребенка в наших школах чаще всего
не используется, ибо способности могут
развиваться только в разнообразных видах
деятельности и общения. Поэтому педагоги и
родители должны помогать ребенку развивать и
проявлять способности. Склонности и способности
учащихся можно выявлять и учитывать прежде
всего, по результатам деятельности, по степени ее
успешности. В свое время, И.П. Волков и его коллеги
записывали результаты деятельности учащихся в
«книжку творчества». Педагоги Никитины в своей
семье, включая детей с раннего возраста в
разнообразные виды труда, спортивную,
художественную деятельность, достигли больших
результатов в развитии способностей своих
собственных детей.

Выбор профессии, прежде всего, должен опираться
на интересы и способности человека. Определение
специфики профессионального самоопределения
для школьников имеет важное значение, хотя бы для
того, чтобы обозначать более адекватные
школьному возрасту цели профконсультационной
работы и более строго разрабатывать и подбирать
конкретные практические методики
профессионального самоопределения.



Для диагностики интересов, способностей
личности, качеств, необходимых в той или иной
профессиональной деятельности, психологами
давно разработаны и применяются тесты, различные
опросники. Их можно использовать также в работе
кабинетов профориентации в школах, в районных
центрах профессиональной ориентации. Это
позволит учащимся сделать своевременный и
научно обоснованный выбор профессии.

Традиционно, профориентационная работа в
школах проводится в нескольких направлениях:

1) ознакомление учащихся с характером и
своеобразием различных профессий и
специальностей;

2) показ привлекательности характера
производительного труда в сфере промышленности
и сельского хозяйства;

3) создание условий для овладения учащимися
начатками производительных специальностей в
школьных, производственных комбинатах или
непосредственно на промышленных и
сельскохозяйственных предприятиях;

4) организуется целенаправленное
профессиональное воспитание.

Как известно, профессиональное воспитание
способствует слиянию общего, политехнического,
трудового и профессионального обучения и
обеспечивает формирование научного
мировоззрения и ценностных ориентации личности.
Оно включает широкую, общеобразовательную,
политехническую и профессиональную подготовку
работников, формирование таких качеств личности,
как коллективизм, трудолюбие, ответственность,
целеустремленность, настойчивость,
организованность, бережливость, умение
творчески мыслить, проявлять инициативу и
самостоятельность в труде.

Как показывает практика, одной из форм,
способствующей профессиональному
самоопределению является работа с одаренными
детьми. Учитывая все вышесказанное, эта работа
включает практически все виды
профориентационной деятельности. Имея четкую
систему работы с одаренными детьми можно
достаточно легко определить степень склонности
ребенка к тому или иному виду деятельности, той
или иной профессии. Участвуя в соревнованиях,
олимпиадах, НПК, слетах, конкурсах, фестивалях,
шоу, презентациях — будь то по основным
предметам или в рамках дополнительного
образования, дети, подростки получают
возможность познакомиться глубже не только с
этими, но и прочими видами деятельности, наконец,
со своими сверстниками, имеющими аналогичный
круг увлечений. Это позволяет им расширить не
только свой кругозор, но и выяснить тот горизонт
достижений, который является для них оптимальным
и способствует выбору дальней цели в своей жизни
и деятельности.

Немаловажным также, является организация
детского сообщества, объединенного общими
целями и интересами. В такой среде каждый из
учащихся переоценивает свою востребованность,
осознает свою значимость и одаренность,
принадлежность к группе, где все увлечены своим
важным и интересным делом. Ведь, не секрет, что
многие из одаренных детей чувствуют себя
«белыми воронами» до тех пор, пока не попадают в
среду единомышленников. А, подобная среда
повышает мотивацию к дальнейшей деятельности и
позволяет выходить на более высокие уровни
достижений в ней.

Для построения работы с одаренными детьми, на
наш взгляд, необходимо выделить несколько
этапов, достаточных для осуществления
оптимальной модели в этом направлении:

  • выработка общей формы для сбора данных;
  • этап сбора данных;
  • этап обработки данных и их систематизации;
  • построение системы по выявлению одаренных
    детей в образовательных учреждениях;
  • создание программы деятельности с одаренными
    детьми;
  • создание детского сообщества, объединения, где
    бы одаренные дети могли бы самоорганизовываться
    и самореализовываться;
  • этап трансляции достижений системы работы с
    одаренными детьми для расширения пространства
    самореализации и профессионализации
    (социализации);
  • этап мониторинга осуществляемой
    профориентационной работы в рамках Центрального
    района.

Данная система работы способствует:

  • уточнению личностной профориентации;
  • оптимальной самоидентификации;
  • снижению риска девиантного поведения;
  • личностной самоорганизации и самореализации;
  • профилактике правонарушений и преступлений,
    наркозависимости;
  • созданию единого пространства по
    самореализации и успешной социализации.

Например, для осуществления обозначенного
комплекса мер по успешной профессионализации и
социализации детей Центрального района мной еще
в 2007 г., начальнику Управления образования
администрации Центрального района А.В. Русаковой
было предложено создать систему, состоящую из:

  • МУК№1 как базового предприятия,
    осуществляющего работу с одаренными детьми в
    Центральном районе;
  • сети профориентационных кабинетов, классов в
    школах, уголков в ДОУ;
  • системы проектирования по различным
    направлениям деятельности в рамках МУК№1;
  • детского объединения, включающего в себя всех
    одаренных детей Центрального района под
    патронажем МУК№1;
  • систему мероприятий — конкурсов, игр,
    соревнований, фестивалей, олимпиад. НОУ, НПК,
    позволяющих представить итоговые результаты
    деятельности;
  • систему выявления и отслеживания развития
    личностной траектории одаренных детей, начиная
    со старшей группы ДОУ;
  • систему мониторинга развития работы с
    одаренными детьми на территории Центрального
    района на базе МУК№1.

Возможно, подобная система работы с одаренными
детьми окажется интересной и в других регионах
РФ.

Со всеми предложениями и дополнениями просьба
обращаться по адресу: 660062 г.Красноярск ая 28380 или
по тел. 8 913 527 13 77 Сергею Олеговичу Подобеду



P.S. В качестве бонуса прилагаю
презентацию по означенной проблеме. Ее можно
включить в качестве приложения в виде
гиперссылки.

Презентация.




Следующий: