Компьютерное обучение иностранному языку: за и против


Когда ученики видят на моем столе ноутбук, я
слышу одну и ту же просьбу: «Александра
Сергеевна, давайте сегодня что-нибудь посмотрим,
пожалуйста!» Этот постоянно повторяющийся
эпизод заставил меня задуматься над следующими
вопросами: Важно ли и нужно ли использование ИКТ
на уроках иностранного языка? Что такое
компьютерные технологии на уроках английского
для учеников: неотъемлемый компонент обучения
или все же развлечение? И как учителя относятся к
использованию ИКТ на уроках?

Для того чтобы ответить на эти вопросы для
начала нужно четко понять, что такое
информационно-коммуникативные технологии. Я не
буду углубляться в долгие объяснения, дам лишь
короткое определение ИКТ.

Итак, ИКТ – это широкий спектр цифровых
технологий, используемых для создания, передачи
и распространения информации и оказания услуг
(компьютерное оборудование, программное
обеспечение, телефонные линии, сотовая связь,
электронная почта, сотовые и спутниковые
технологии, сети беспроводной и кабельной связи,
мультимедийные средства, а также Интернет) [1].

Теперь, собственно к обучению. Нужно ли
использование ИКТ на уроках английского? В
первую очередь необходимо понять, отвечают ли
компьютерные технологии требованиям,
предъявляемым к ученикам на уроках иностранного
языка. Попробуем разобраться.

Во-первых, технические средства должны
способствовать повышению производительности
труда и эффективности учебного процесса.

Во-вторых, обеспечивать немедленное и
постоянное подкрепление правильности учебных
действий каждого учащегося.

В-третьих, повышать сознательность и интерес к
изучению языка.



В-четвертых, они должны обладать возможностью
быстрого ввода ответов без длительного их
кодирования [2].

На мой взгляд, компьютерные технологии
отвечают всем этим требованиям и критериям. Я
хочу остановиться подробнее на дидактических
возможностях ИКТ на уроках английского языка,
исходя из собственного опыта.

Во-первых, ИКТ, несомненно, дают возможность при
формировании навыков аудирования. Неотъемлемой
частью на моих уроках стало использование аудио
и видео в обучении. Это может быть песенка или
обучающий мультфильм для младших классов, и
фильмы, отрывки из британских телепередач на
уроках в среднем и старшем звене.

Полезные ссылки для педагогов английского:

www.frenglish.ru/14_eng_video.html
– фильмы, мультфильмы, видеокурсы

http://englishon-line.ru/audirovanie.html

– сборник видеофайлов на английском языке.
www.english4kids.ru – аудио,
мультфильмы, игры для младших щкольников.

http://www.agendaweb.org/songs/english-songs-for-kids.html

– видеоклипы для младших школьников он-лайн
http://lingualeo.ru/ – аудио-,
видеоматериалы, тесты, рассчитанные на разные
уровни обучающихся.
http://www.homeenglish.ru/ – аудио- и
видеоматериалы, рассчитанные на разные уровни.

Во-вторых, текстовый редактор (Microsoft Office Word,
Microsoft Office Power Point), а также привлечение Интернета
способствуют лучшему формированию навыков
чтения и письма. Работа в текстовом редакторе
повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Несколько раз я проводила уроки в компьютерном
классе, где учащиеся писали сочинения в
электронном виде. И я сделала вывод: работа в
текстовом редакторе повышает интерес детей к
учебному процессу. Кроме того, проверять такие
сочинения гораздо проще. Ошибки выделяются
красным цветом прямо в файле и далее можно
распечатать работы или показать ученикам в
электронном виде.

Общение с носителями языка – важнейшая
составляющая при изучении иностранного языка.
Это и формирование диалоговой речи, и отработка
навыков письма и чтения. Поэтому с некоторыми
учащимися мы пишем письма зарубежным
сверстникам.

Полезные ссылки:

www.penpalgarden.com – сайт для
общения с иноязычными сверстниками.
www.penfriends.com
ICQ – программа для «быстрого»
общения (chat);
www.skype.com/ru – вебконференци

Также можно обмениваться обычными
электронными письмами (e-mail).

В учебном процессе я активно использую
программу Microsoft Office Power Point для создания проектов.
После каждой пройденной темы учащиеся выполняют
проект в виде презентации и защищают его на
уроке. Более того, грамматика в виде красочной
презентации всегда выигрывает по сравнению со
скучным материалом в учебнике. Также с помощью
презентации можно проводить тестирования и
контрольные работы. Таким образом, использование
презентаций на уроках обеспечивает наглядность
подачи и отработки материала и повышает у
учащихся мотивацию к обучению.

http://prezentacii.com/angliiskii_yazik/
– готовые презентации на английском языке

http://www.twirpx.com/files/languages/english/presentations/

– готовые презентации

Используя электронные словари и энциклопедии
на уроках или при выполнении домашнего задания,
учащиеся пополняют лексический запас.

Полезные ссылки:

Электроннные энциклопедии:

www.britannica.com
www.wikipedia.org;
http://like2teach.tmweb.ru/ –
интерактивные кроссворды и многое другое

Электронный словарь:



http://lingvopro.abbyyonline.com/ru

Использование обучающих программ способствует
формированию навыков распознавания и
использования грамматических структур
английского языка в устной и письменной речи.

Полезные ссылки:

http://www.native-english.ru/programs
– сайт бесплатных обучающих программ и игр на
английском языке;



К счастью, большинство кабинетов в нашей школе
оборудовано интерактивными досками. Поэтому я
активно использую интерактивную доску для
объяснения грамматики и закрепления пройденного
материала.

Рекомендую:

Программно-методический комплекс для
интерактивной доски «Английский язык.
Грамматика: Части речи» ООО «Новый диск», 2008.
«Английский язык. Грамматика: Глагол». ООО «Новый
диск», 2008.

Итак, возвращаясь к вопросу «а нужны ли
компьютерные технологии на уроках иностранного
языка?» я хочу выделить основные достоинства и
недостатки компьютерного обучения английскому.

Начнем с достоинств:

– ПК обеспечивает всесторонний контроль
учебного процесса. При этом: а) оценка объективна
б) экономится время.
– ПК способен накапливать статистическую
информацию, что облегчает осуществление
контроля за качеством знаний учащихся.
– Использование ПК снимает у ученика страх перед
ответом и, таким образом, создает благоприятную
психологическую атмосферу на уроках
иностранного языка.
– ПК обеспечивает наглядность подачи
учебного материала.
– ПК развивает самостоятельность учащихся.
Прямое тому подтверждение – создание проектов.
– Использование ПК повышает мотивацию у
школьников к изучению английского языка [3].

Конечно, есть и недостатки
компьютерного обучения иностранному языку:

Во-первых, это отсутствие качественного
программного обеспечения, а также технического
оборудования в школах. Далеко не все школы
оборудованы компьютерами, интерактивными
досками и т.д. И при всем желании использовать ИКТ
при изучении иностранного языка остается
невозможным для многих учителей.

Во-вторых, невозможность прямого устного
диалога с компьютером с одной стороны и дефицит
непосредственного общения ученика и учителя с
другой тоже остается проблемой.

Ну и последний недостаток – это сопротивление
переменам со стороны учителей. Зачастую далеко
не весь педагогический коллектив состоит из
молодежи, хотя и молодые учителя не всегда
владеют компьютером на высоком уровне. Поэтому
внедрение ИКТ в учебный процесс часто
воспринимается негативно.

Все эти преимущества и недостатки – это точка
зрения учителя. А что же думают наши ученики? Для
того чтобы узнать отношение обучающихся к
компьютерному обучению, я провела опрос
школьников среднего (5-8 классы) и старшего звена
(9-11 классы). Результаты опроса говорят о том, что
учащиеся крайне позитивно воспринимают
использование ИКТ на уроках английского языка.
Более 75% считают, что использовать ПК на уроках
английского языка необходимо. Наиболее
предпочитаемые виды использования ПК на уроках
иностранного языка среди учеников – это
просмотр аудио, видео, а также работа с
обучающими играми. Тестирование он-лайн
пользуется наименьшей популярностью по
сравнению с другими видами деятельности на ПК.
Сами учащиеся регулярно используют компьютер
при выполнении домашнего задания, для создания
презентаций и т.д. (Подробнее см. Приложение
1
, Приложение 2)

Современность предъявляет все более высокие
требования к обучению практическому владению
иностранным языком в повседневном общении и
профессиональной сфере. Объемы информации
растут часто рутинные способы ее передачи,
хранения и обработки являются неэффективными.
Использование информационно-коммуникативных
технологий раскрывает огромные возможности
компьютера как средства обучения.

Использование ИКТ имеет много преимуществ
перед традиционными методами обучения. Это и
методические, и технические, и психологические
преимущества. Компьютер – средство при обучении
детей, усиливающее и расширяющее возможности его
обучающей деятельности. Применяя компьютер на
уроках, можно добиться усвоения большее
количество материала, организовать
самостоятельную работу и эффективный контроль.
Что соответствует основным целям обучения
английскому языку: формированию и развитию
коммуникативной культуры и обучению
практическому владению языком.

Однако существует и ряд проблем, возникающих
при использовании компьютера на уроках
английского языка. Но скорее всего эти проблемы
будут решены, и будущее за интенсивным
использованием компьютера не только на уроках
английского языка, но и в учебном процессе в
целом.

При всех преимуществах использования
компьютерных технологий в учебном процессе, не
стоит забывать и о традиционных методах
обучения. Идеальная модель обучения иностранным
языкам состоит в эффективном сочетании
инновационных и традиционных методик.

И в заключение, хотелось бы пожелать всем
учителям: «НЕ БОЙТЕСЬ ПЕРЕМЕН!»

Источники.

  1. Матвеева, Н.В. Применение компьютерных
    технологий при обучении иностранному языку / Н.В.
    Матвеева // Информатика и образование. – 2006. – №6.
    – С.35-38.
  2. http://www.yanglish.ru/art/english_study.htm
    – Методы обучения английскому языку
  3. http://works.tarefer.ru/29/100226/index.html
    – Сравнение современных методов обучения
    английскому языку.

Презентация




Следующий: