Комплексное занятие В музыке светлых узоров расцветает народный талант


Цель: знакомство с культурой крестьянской семьи – подготовка дошкольников к восприятию материала музейной экспозиции через мини-экскурсии в «домашнем музее»

Задачи.

Обучающие: формировать у детей навык общения с окружающим миром

Воспитательные: развивать у детей индивидуальное эмоциональное отношение к предметам быта и к произведениям искусства

Развивающие: приобщать детей к особой манере общения и строю народной речи

Форма занятия: игра-фантазирование

Организация занятия

Звучит наигрыш народной мелодии. Музыкальный руководитель в русском сарафане, в кике приглашает детей спокойно пройти и присесть на стульчики.

Педагог: Дети, сегодня вас ждет новое интересное увлекательное путешествие в мир старины. Вам предстоит познакомиться с новыми словами, с предметами быта дедушек и бабушек, выполнить творческие задания; узнаете, как общались раньше между собой люди..

На занятии вы послушаете и исполните песни.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: А сейчас я вас приглашаю отправиться на поезде в деревню. Подать сигнал к отправлению!

Дети на низких звуках имитируют голосом гудок паровоза, начинают топающее движение ногами, приговаривая: «Чух-чух, чух, чух, чух, ту-ту-у-у-!»

Звучит детская песня «Завтра с мамой рядышком…». Дети образными движениями изображают текст песни< Приложение1>

Текст песни

1.
Завтра с мамой рядышком
Поездом вечерним
Мы поедем к бабушке
В дальнюю деревню.
На столе оладушки, на печи –картошка
Машет, машет бабушка
Нам рукой в окошко

Припев:
Бабушка, бабушка
Добрые руки,
Домик приветливый,
Трудная жизнь,
К бабушке, к бабушке
Дети и внуки
Едем мы, едем мы-
Только дождись

2.
Я подарок красками рисовал неделю
Лишь вчера к двенадцати
Я его доделал.
В небе синем радуга
Изогнула спину,
Как приеду — сразу же
Подарю картину.

Припев:
Бабушка, бабушка
Добрые руки,
Домик приветливый,
Трудная жизнь,
К бабушке, к бабушке
Дети и внуки
Едем мы, едем мы-
Только дождись

Музыкальный работник: При-еха-ли!

Звучит фрагмент мелодии песни «Горница», музыка А. Морозова, слова Н. Рубцова

Музыкальный работник: < Рис.1> Человек всегда стремился уберечь себя от внешнего мира, поэтому он строил избу, где предстояло прожить долго и самому хозяину, и детям, и внучатам, и правнукам. В каком месте, из какого дерева будет построено жилище, зависит жизнь человека, а где скот ложится- на том месте и дом можно строить, там быть счастью и новой избе!

А знаете вы, дети, что рубленая изба- модель мира? Здесь соединились три космические силы: небо- защита человека; земля – символ плодородия, добра; подземный мир- память о предках.

Старинные люди приветствовали гостей такими дивными словами: «Вы позвольте, сударыня-хозяйка ко двору прийти, да в горницу взойти, да нам на лавочку присесть…», а в светёлку заходили, чтобы посмотреть, как человек заботится об убранстве своего жилья.

Звучит песня «Горница», слова Н. Рубцова, слова А. Морозова

Текст песни

В горнице моей светло- это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды – (строчка повторяется 2 раза)

Красные цветы мои в садике завяли все.
Лодка на речной мели скоро догниет совсем — (строчка повторяется 2 раза)

Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней будет хлопотливый день — (строчка повторяется 2 раза)

Буду поливать цветы, думать о своей судьбе
Буду до ночной звезды лодку мастерить себе — (строчка повторяется 2 раза)

Музыкальный руководитель: Какие новые слова прозвучали в песне?

Дети: Горница, судьба

Музыкальный руководитель: Горница — светлая комната в избе. Судьба предназначена человеку свыше, но он может её изменить к лучшему, а не уповать на предсказания.

Какое настроение песни?
Дети: Грустное…

Музыкальный руководитель: А почему у женщины в песне плохое настроение?

Дети (высказывают свои предположения): Дом старый развалился…

Воспитатель: Давайте, ребята, построим новый дом для бабушки и дедушки, посадим для них деревья, приберемся в горнице

Творческое задание

Работа в подгруппах



I группа детей при помощи предметов настольного театра и бросового материала создаёт природный ландшафт будущего дачного участка бабушки

II группа детей из пластилина лепит будущих жителей этого дома (время работы 5 минут)

Во время работы с пластилином воспитатель добрым словом направляет действия и хвалит детей

III группа детей выкладывают из сундука бабушкины вещи, С этой подгруппой работает музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель: Каждому из вас выпала работа по душе: кто деревья посадил, кто дом из кубиков построил, а кто уже и в доме прибрался! … Спасибо, дети! Вот бабушке с дедушкой будет радости! Ну, что ж, пора гостей в горницу приглашать!

Дети переходят в другую часть зала. Около центральной стены открывается занавес, там расставлены предметы старины, своеобразный «домашний музей»

Музыкальный руководитель: Мебель в старину была простая. Назовите, пожалуйста, предметы старины.

Дети: В центре горницы стоял стол, по бокам -скамейки, покрытые самоткаными дорожками.

Главным символом избы была печка, которая спать укладывала, согревала, лечила, кормила, мыла, сушила одежду.

Каждое изделие передавалось по наследству: сундук, прялка, предметы рукоделия, ручной работы половики. Выполнялось очень качественно, поэтому так долго и сохранялось. Бывало, у одной мастерицы было 15 вышитых скатертей.

Во время рассматривания старинных предметов дети их называют и демонстрируют их функциональное использование, подчёркивают старинную преемственность с современными аналогами

Дети: Рушник-полотенце- рукотёр, сарафан-платье; шаль-платок- косынка; кика-шляпа; лучина-керосиновая лампа- электрическая лампочка; валек-чугунный утюг на углях- электрический утюг; веник- пылесос; рубель — доска стиральная- машина стиральная-автомат; половник-поварёшка; чугунок- кастрюля- скороварка; самовар на углях- электрический чайник.

Музыкальный руководитель: Утварь на стол выставлена, пора и гостей зазывать Собирались на посиделки односельчане, гости званные, родственники, семья, и велись долгие разговоры о том, о сём: о доме, о детях, внуках. Дедушки и бабушки говорили, что если в семье лад, то…

Дети: …не нужен и клад.

Музыкальный руководитель: Когда в доме никто не ссорится, младшие уважают старших, прислушиваются к советам бабушек и дедушек, любят маму и слушаются папу- это и есть главное в семье. А где песня поётся, там счастье ведётся!

Дети и взрослые исполняют песню «Вот какая пара»

Текст песни.

1.
У деда кнопки-бусинки, певучая гармонь,
В руках у бабушки гусельки, звенят, едва затронь/

Припев:
Вот какая пара, молода — не старая,
В руках у бабушки гусельки, звенят, едва затронь

2.
Играет дед не ладушки, всё марши, старичок!
Зато играет бабушка старинный гопачок!

Припев:
Вот какая пара, молода — не старая,
Зато играет бабушка старинный гопачок!

3.
Идёт веселье громкое, частушки, перепляс,-
И окает, и охает вся улица у нас! Ох!

Припев:
Вот какая пара, молода — не старая,
И окает, и охает вся улица у нас! Ох!

4.
Деревня собирается у стареньких ворот,
А бабушка старается, а дед на кнопки жмёт.

Припев:
Вот какая пара, молода — не старая,
А бабушка старается, а дед на кнопки жмёт. Ух!

5.
Сидят на лавке рядышком, живут они ладком
Лирическая бабушка с бывалым старичком

Припев:
Вот какая пара, молода — не старая,
Лирическая бабушка с бывалым старичком

Музыкальный руководитель: Яркий образный язык, нежная любовь к народному искусству никого не смогут оставить равнодушным. В русской песне каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в будущее, восхваляются добрые качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Так пусть же произведения музыкального фольклора звучат так, как создал его «народ-певец светлого простора». В русской музыке светлый узоров расцветает народный талант!

Используемая литература.

  1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт- Петербург, издательство «Детство-Пресс». 2006



Следующий: