Комплексная работа – нововведение стандартов второго поколения

Время идёт вперёд, меняя нас, наши
представления о жизни, о жизненных целях и
способах их достижения. Изменяется и взгляд на
образование, на способы, методы обучения,
критерии оценивания результата. Но многие
считают, что существующая система оценивания
имеет недостатки. Чтобы обеспечить целостное
восприятие мира, реализовать принципы
системно-деятельностного подхода и
индивидуализации обучения, с введением
Федеральных государственных образовательных
стандартов нового поколения в практику работы
начальной школы введен новый вид
диагностических работ — комплексная контрольная
работа.

Я считаю, что проведение итоговой комплексной
письменной работы важно потому, что оно как раз и
позволяет определить сформированность умения
переноса знаний и способов учебных действий,
полученных в одних предметах, на другие учебные
ситуации и задачи, способствует в определенном
смысле выявлению меры сформированности уровня
компетентности ребенка в решении разнообразных
проблем. Работа охватывает две основные
междисциплинарные программы: “Чтение: работа с
информацией” и “Программу формирования
универсальных учебных действий”.

По-моему мнению, проведение комплексной
письменной контрольной работы полезно еще и
потому, что именно в такой форме предполагается
осуществлять оценку успешности и эффективности
деятельности общеобразовательных учреждений,
региональных систем образования.

Комплексная работа составлена на основе общих
принципов:

- раздельной оценки достижения базового уровня
требований к подготовке и повышенных уровней
подготовки;

- оценивания методом “сложения”, при котором
фиксируется достижение базового уровня
требований и его превышение;

- кумулятивной (накопительной) оценки;

- открытости и реалистичности норм и критериев;

- признания права учащегося на ошибку,
реализуемого в итоговом оценивании через
систему норм оценивания;

- признания права учащегося на досдачу
имеющихся пробелов в части базовых требований и
– при желании – на пересдачу итоговой работы с
целью подтверждения выпускником начальной школы
более высоких уровней учебных достижений.

Почему работа названа “комплексной”?
Выполнение заданий предполагает использование
предметных знаний и умений, сформированных у
учащихся начальной школы в процессе изучения практически
всех предметов
(математики, русского языка,
литературного чтения, окружающего мира, и др.)

Итоговые комплексные работы разработаны для
всех классов начальной школы – с 1-го по 4-й. Все
они имеют схожую структуру и строятся на основе
несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому
дается ряд заданий по русскому языку и чтению,
математике, окружающему миру. Задачи комплексной
работы – установить уровень овладения ключевыми
умениями (сформированность навыков чтения,
умение работать с текстом, понимать и выполнять
инструкции), позволяющими успешно продвигаться в
освоении учебного материала на следующем этапе
обучения. В соответствии со стандартами второго
поколения задания комплексных работ
ориентированы не только на проверку освоения
отдельных знаний, но и оценку способности
учащихся начальных классов решать учебные и
практические задачи на основе полученных знаний,
сформированных умений и универсальных учебных
действий.

Я считаю, что использование итоговых
комплексных работ дает возможность проследить
динамику формирования ряда предметных навыков,
имеющих большое значение для всего процесса
обучения.

Рассмотрим в качестве примера особенности
итоговой комплексной работы для учащихся 1
класса. Итоговая комплексная работа состоит из
двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы разработчики
предлагают шесть заданий. Они направлены на
оценку сформированности таких способов действий
и понятий, которые служат опорой в дальнейшем
обучении. Содержание и уровень сложности заданий
основной части соотносятся с таким показателем
достижения планируемых результатов обучения,
как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и
уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной
части обязательно для всех учащихся, а
полученные результаты можно рассматривать как
показатель успешности достижения учеником
базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания
дополнительной части имеют более высокую
сложность; их выполнение может потребовать
самостоятельного “рождения” ребенком нового
знания или умений непосредственно в ходе
выполнения работы, более активного привлечения
личного опыта. Поэтому выполнение заданий
дополнительной части для учащегося
необязательно – они выполняются только на
добровольной основе. Как подчеркивают
разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по
заданиям дополнительной части интерпретации не
подлежат. Успешное выполнение этих заданий может
рассматриваться как показатель достижения
учеником повышенного уровня требований и служит
поводом исключительно для дополнительного
поощрения ребенка и никоим образом не в ущерб
ему. В дополнительной части содержится четыре
задания, из которых первоклассникам для
получения поощрительных баллов предлагается
выполнить, как минимум, три по своему выбору.



Особенности и оценивание работы

.

Работа выполняется в течение двух дней. В
работе используются разнообразные формы и типы
заданий. По форме ответа можно выделить
следующие типы заданий:

- с выбором одного или нескольких правильных
ответов;

- на установление последовательности и
соответствия;

- со свободным кратким ответом (требуется
записать краткий ответ в виде числа или слова на
отведённом месте, следует указать
местоположение предмета);

- со свободным развёрнутым ответом (требуется
записать полный ответ, решение или объяснение к
ответу).

Выполнение отдельных заданий может
оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в
зависимости от структуры задания, его уровня
сложности, формы ответа и особенностей
проверяемых умений. Выполнение работы в целом
оценивается суммарным баллом, полученным
учащимися за выполнение заданий двух отдельных
частей. Результаты выполнения каждым учеником
комплексной работы представляются как процент
набранных баллов от максимального балла за
выполнение заданий двух отдельных частей и всей
работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения
учебного материала находится в пределах от 50% до
65% от максимального итогового балла. Если
выпускник начальной школы получает за
выполнение всей работы число баллов ниже
заданного минимального критерия оценки освоения
учебного материала, можно сделать вывод о том,
что он имеет недостаточную подготовку для
продолжения обучения в основной школе. Если
ученик набрал число баллов, равное или
превышающее заданный минимальный критерий
оценки освоения учебного материала, – он
демонстрирует овладение основными учебными
действиями, необходимыми для продолжения
образования на следующей ступени.

Кроме того, предлагаемые работы дают
возможность для сбора дополнительных данных к
оценке таких важнейших универсальных способов
действий, как рефлексия, способность к
саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

В 2011-2012 учебном году учащиеся моего класса (1
класс) выполняли итоговую комплексную работу,
предоставленную администрацией школы. Еще в
третьей четверти на родительском собрании я
познакомил родителей с методикой проведения
комплексной контрольной работы и ее
структурой. Всю четвертую четверть проводилась
большая подготовительная работа. Огромную
помощь мне и учащимся оказала брошюра “Итоговые
комплексные работы” (7 вариантов), авторы Н.Н.
Няньковская и М.А. Танько.

При выполнении итоговой комплексной работы,
дети показали разные результаты, так как
основное, от чего зависит выполнение комплексной
работы, именно в 1 классе, это осмысленное и
беглое чтение. Трудность при выполнении вызвали
задания, предполагающие самостоятельные ответы
на вопросы, которые нужно было правильно
оформить в работе. Некоторые учащиеся при
выполнении работы не смогли рационально
распределить время, сконцентрировать
внимание, а некоторые просто растерялись, что
естественно для восьмилетнего ребенка.

Какие выводы сделала я лично для себя:

- большую работу нужно проводить на
формирование осмысленного и беглого чтения
учащихся.

- систематически проводить работы подобного
вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса,
увеличивая постепенно степень
самостоятельности детей.

- необходимо заострять внимание детей на
внимательном чтении заданий теста.

- детей, родителей, учителей нужно готовить
психологически к таким видам работы.

Конечно, мы оказались “первопроходцами”, но
при введении нового Федерального
государственного стандарта работы такого вида
станут основным диагностическим
инструментарием учителя, поэтому их введение с
первого класса обоснованно и актуально.




Следующий: