Комбинированный урок на тему Трикотажное полотно

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,72 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный урок

Время проведения занятия: 90 мин

Цели урока:

  • Образовательная — формирование системы
    знаний по строению и особенностям трикотажного
    полотна; закрепление и обобщение теоретических
    знаний;
  • Развивающая — способствовать развитию
    речи учащихся, развитию умения анализировать,
    сравнивать и выделять главное, способствовать
    формированию и развитию познавательного
    интереса к предмету;
  • Воспитательная — способствовать
    формированию у учащихся коммуникабельности и
    ответственности.

Форма проведения занятий:
дидактическая игра

Разновидность игры (по игровой методике):
деловая

Методы обучения: словесные
(объяснение, лекция, конспектирование); наглядные
(демонстрация мультимедийной презентации);
практические (дидактическая игра).

Средства обучения: мультимедийная
презентация «Трикотажное полотно», карточки -
задания.

Таблица 1План урока на тему
«Трикотажное полотно»


Этапы урока (время) Действия педагога Действия учащихся
Организационная часть (3 мин) Проверяет отсутствующих, наличие
учебно — методических материалов
Приветствие педагога. Записывают тему
урока
Подготовка учащихся к восприятию
нового материала (5 мин)
Мотивация:

После изучения нового
материала вы сможете без труда ответить на
следующие вопросы:

Какие особенности трикотажного полотна важно
учитывать при проектировании изделий, раскрое и
обработке изделий из трикотажного полотна?

Как правильно ухаживать за швейными изделиями
из трикотажного полотна?

Также материал, который вы сегодня узнаете,
поможет вам в дальнейшей учебной деятельности
при изучении других дисциплин, таких как
производственное обучение, технология обработки
швейных изделий

Слушают педагога
Изложение нового материала (30 мин) Сообщение темы и цели урока.

Тема
урока:
«Трикотажное полотно».

Цель урока ознакомить учащихся со
строением трикотажного полотна, свойствами,
особенностями изготовления трикотажного
полотна.

  • Педагог объяснят основные моменты:
  • Определение трикотажного полотна;
  • Способы получения трикотажных полотен;
  • Способы образования трикотажного полотна;
  • Свойства трикотажного полотна;
  • Классификация трикотажных полотен;
  • Виды переплетения трикотажного полотна
Слушают педагога, конспектируют
материал в тетради
Первичное закрепление нового материала
(5 мин)
Педагог проводит фронтальный опрос по
пройденному материалу:
  • Что такое трикотажное полотно?
  • Какими свойствами обладает трикотажное
    полотно?
  • Строение трикотажного полотна и виды строения.
  • Сырье для изготовления трикотажного полотна.
  • Виды нитей для изготовления трикотажного
    полотна
Участвуют во фронтальном опросе
Подведение итогов выставление оценок
(2 мин)
Педагог проверяет наличие конспектов и
выставляет оценки за конспект и ответы на
вопросы
Показывают конспекты
Организационная часть (5 мин) Педагог объясняет ход урока, поясняет
правила игры
Слушают педагога и делятся на команды
Упражнение (30 мин) Педагог в роли ведущего, раздает
карточки — задания, следит, что бы игра шла по
правилам, выдает жетоны, проверяет правильность
ответов
Участвуют в игре
Подведение итогов и выставление оценок
(7 мин)
Педагог награждает победителей и
команду занявшую второе место. Выставляет оценки
за игру
Подсчитывают жетоны, определяют
победителя.
Выдача Д/З (3 мин) Педагог выдает домашнее задание:

Взять
образцы трикотажных полотен, описать эти
образцы, определить строение, вид трикотажного
полотна и написать какие изделия могут быть
выполнены из этого трикотажного полотна

Записывают домашнее задание на
следующий урок


1 урок. Урок новых знаний

Тема урока — «Трикотажное полотно».

1. Организационный момент (3 мин)

Тема урока — «Трикотажное полотно». Первый
урок мы будем изучать новый материал, на втором
уроке закрепим пройденный материал по средствам
игры.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового
материала (3 мин)

Изучение трикотажных полотен, их видов,
специфических свойств, особенностей
проектирования и обработки изделий из
трикотажного полотна пригодятся вам, как в
повседневной жизни, вы узнаете, как правильно
ухаживать за трикотажными изделиями, так и для
последующих производственных занятий связанных
с проектированием изделий из трикотажного
полотна.

3. Изложение нового материала. Лекция (30 мин)

В презентации содержаться основные понятия и
краткое изложение нового материала, я буду вам
объяснять и разъяснять основные понятия,
термины. Всю информацию вы будете самостоятельно
конспектировать в тетрадь.

Начнем с определения трикотажного полотна. Трикотажное
полотно
— текстильный материал, полученный из
текстильных нитей в результате образования
петель и их взаимного соединения. (2 слайд)

Трикотажные полотна вырабатывают из различных
видов текстильных нитей: пряжи однородной и
смешанной из натуральных и химических волокон,
искусственных и синтетических комплексных
нитей. Широко используют высокообъемную пряжу и
текстурированные нити. (3,4 слайд)

По способу образования трикотаж подразделяют
на поперечновязаные (кулирный) и основовязаный. В
поперечновязаном трикотаже все петли одного
петельного ряда образованны из одной нити,
поэтому он легко распускается в направлении
петельного ряда.

В основовязаном трикотаже каждая петля
петельного ряда образованна из своей, отдельной
нити. Поэтом для получения петельного ряда
требуется столько нитей, сколько петель в ряду.
Основовязаный трикотаж распускается в
направлении петельного столбика. (5 слайд)

Трикотажные переплетения

Главные переплетения

Группу главных переплетений представляют
простейшие переплетения, состоящие из
одинаковых петель.

Главные поперечновязаные переплетения

К ним относятся гладь, ластик и изнаночный
трикотаж.(8,9,10 слайд)

К главным основовязаным переплетениям
относятся цепочка, трико, атлас, ластичное трико,
ластичный атлас. (11-13 слайд)

Двойные переплетения

— ластичное трико,
ластичная цепочка, ластичный атлас — образуется
путем чередования лицевых и изнаночных
столбиков. (14 слайд)

Производные переплетения

Производные поперечновязаные переплетения:
производная гладь

, интерлок. (15,16 слайд)

Производные основовязаные переплетения: сукно
и шарме

. (17 слайд).

Рисунчатые переплетения

Рисунчатые трикотажные переплетения
образуются на базе главных и производных
переплетений. Их разнообразие достигается путем
изменения строения базовых переплетений, их
комбинациями, введением дополнительных нитей,
пропуском петель.

Рисунчатые комбинированные переплетения
получают благодаря сочетанию переплетений
различных видов. Одним из наиболее
распространенных комбинированных основовязаных
малорастяжимых переплетений является цепочка -
сукно, цепочка — шарме, трико — сукно и др. (18-24
слайд)

Трико-сукно

— комбинированное одинарное
основовязаное переплетение, в котором трико
заключено между остовами петель и протяжки
сукна. Имеет подвижную структуру, закручивается
с краев, хорошо драпируется.

Шарме

— цепочка комбинированное одинарное
основовязаное переплетение, полученное
наложением цепочки на лицевую сторону
переплетения шарме. Почти не закручивается с
краев.

Из комбинированных поперечновязаных
переплетений наибольшее распространение в
производстве верхнего трикотажного полотна
получило переплетение пике.

Пике

- комбинированное двойное
поперечновязаное переплетение, образованное
накладыванием неполного ластика 1+1 на неполную
гладь. Имеет пониженную растяжимость по ширине и
высокую упругость.

Поперечносоединенные переплетения получают
прокладыванием в процессе вязания на иглы в
определенной последовательности нитей,
различающихся по цвету, толщине, волокнистому
составу. Получаются разноцветные, рельефные и
разнооттеночные полосы.

Платированные переплетения

— образуются на
базе поперечно — основовязаных, главных и
производных переплетений путем прокладывания на
иглы одновременно двух или трех нитей,
различающихся по цвету и волокнистому составу.
При образовании петель одна из нитей
располагается на лицевой стороне, другая на
изнаночной. Лицевая и изнаночная стороны
различаются не только по внешнему виду, но и по
физико — механическим свойствам.

Футерованные переплетения

получают путем
ввязывания в грунт с изнаночной стороны футерной
нити. В качестве грунта используются
поперечновязаные и основовязаные переплетения.
Футерная нить служит для образования на
изнаночной стороне начеса.

Плюшевые переплетения

получают путем
ввязывания в грунт дополнительных нитей,
образующих длинные протяжки. Из этих протяжек на
полотне создается петельный ворс. Ворс может
быть разрезным и не разрезным, располагаться на
одной или обеих сторонах полотна. Обладает
повышенными теплозащитными свойствами.

Уточные переплетения

(25 слайд)
вырабатываются на базе поперечно -
основовязаных переплетений, между остовами и
протяжками петель которых прокладываются
дополнительные уточные нити, не образующие
собственных петель. Прокладывание и закрепление
уточных нитей может быть: свободным, с обвивкой
протяжек грунтовых петель, с обвивкой остова
петель. Эта нить служит для соединения петельных
столбиков, для образования ворса, как отделочная
для образования рисунка, для снижения
растяжимости и повышения эластичности.

Неполные переплетения

(26 слайд) представляют
собой переплетения, в которых не некоторых
участках пропущены петельные столбики или
отдельные петли, за счет этого получается
ажурный рисунчатый эффект.

Ажурные переплетения

(27 слайд) получают путем
переноса отдельных петель в соседние петельные
столбики, в результате чего не полотне в
определенном порядке образуются отверстия,
создающие разнообразные ажурные рисунки. Эти
переплетения вырабатываются на базе
поперечновязаного трикотажного полотна.

Филейные переплетения

(28 слайд)
вырабатываются на базе основовязаных
переплетений, в которых отсутствует связь между
некоторыми соседними петельными столбиками,
вследствие чего на полотне образуются отверстия,
создающиеся разнообразные рисунки, подобные
ажурным.

Прессовые

(29 слайд) — одинарные или двойные
переплетения с рельефными или ажурными узорами.
Их получают при условии, что нити на иглы
прокладываются постоянно, а старые петли
сбрасываются в соответствии с рисунком. Если в
полотне все петли прессовые то его называют
фанговым, а если столбики прессовых петель
чередуются с петельными столбиками глади, то их
называют полуфанговыми. С помощью прессовых
петель можно получить разнообразные цветные,
ажурные, оттеночные и рельефные эффекты.

Жаккардовые переплетения

(30 слайд)
образуются на базе главных и производственных
переплетений все видов. Нить прокладывается
только на те иглы, с которых сбрасывается старая
петля. В места пропущенных петель образуются
протяжки. Переплетения бываю гладкими и
пестровязаными. Благодаря воздушным прослойкам
между слоями жаккард обладает высокими
теплозащитными свойствами.

4. Первичное закрепление (5 мин)

Фронтальный опрос по новому материалу.

Список вопросов:

  1. Что такое трикотажное полотно?
  2. Какими свойствами обладает трикотажное
    полотно?
  3. Строение трикотажного полотна и виды строения?
  4. Сырье для изготовления трикотажного полотна?
  5. Виды нитей для изготовления трикотажного
    полотна?

Подведение итогов, выставление оценок (2 мин)

2 урок. Закрепление и совершенствование знаний

Закрепление совершенствование знаний по теме
«Трикотажное полотно».

1. Организационная часть (3 мин)

Необходимо поделиться на 2 команды с равным
количеством человек.

Правила игры:

Игра рассчитана на 45 минут.

Работа в группах по 6 человек, 2 команды.

За правильный вариант ответа команда получает
- жетон. Жетоны есть разным номиналом: 1, 2 и 5
балов. В задании будет оговорено, какое
максимальное количество балов можно заработать
за правильный ответ < Рисунок 1>.

Чья команда первая подняла флажок, той команде
предоставляется право отвечать первой < Рисунок 2>.

Если команда не знает ответа или дает не
правильный ответ, право отвечать переходит
команде соперников.

Если команда выкрикивает с места или отвечает
не в свою очередь, то права ответа переходит
команде соперников.

Игра заканчивается за 10 минут до конца пары. Для
того что бы смогли подвести итоги и сделать
выводы.

В конце игры будет награждение победителей.

2. Упражнение. Игра «Трикотажный мир» (35 мин)

Для начала вам необходимо придумать названия
команд и девиз. Выбрать капитана команды. На
флажки, которые вы получили нужно вписать
название команды.

Задание 1. Способ образования трикотажного
полотна

Определить способ образования трикотажа.
Выдаются одинаковые карточки, чья команда первая
подняла флажок, та команда отвечает первая,
называя один вид переплетения, следующее
переплетение называет команда соперников и так
по очереди. За правильный ответ команда получает
- 1 балл < Рисунок 3>.

Правильные ответы: верхний левый -
основовязаный трикотаж, нижний правый -
поперечновязаный трикотаж.

Задание 2. Виды трикотажных переплетений

Сопоставить виды трикотажных переплетений с их
названием. В этом задании двум командам даются
одинаковые карточки, чья команда первая подняла
флажок, та команда отвечает первая, называя один
вид переплетения, следующее переплетение
называет команда соперников и так по очереди. За
правильный ответ команда получает — 1 балл
< Рисунок 4>.

Правильные ответы:

1 изображение -
изнаночное переплетение, 2 изображение -
переплетение трико, 3 изображение — неполное
переплетение.

Задание 3. Свойства трикотажного полотна

Собрать слова, обозначающие свойства
трикотажного полотна. Выдаются одинаковые
карточки, чья команда первая подняла флажок, та
команда отвечает первая, называя одно свойство
трикотажа, следующее свойство называет команда
соперников и так по очереди. За правильный ответ
команда получает — 1 балл < Рисунок 5>.

Правильные ответы: теплозащитность,
драпирумость, растяжимость, паропроницаемость,
несминаемость.

Задание 4. Ответы на вопросы

Среди букв в представленной таблице отыскать
ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться
справа налево, снизу вверх, но не по диагонали.
Выделить найденное слово ручкой, маркером или
другим способом < Рисунок 6>.

Педагог задает по одному вопросу, кто первый
разгадает слово и наедет его в поле букв,
поднимает флажок. За правильный ответ команда
получает — 2 балла.

Вопросы:

  1. На какие виды подразделяются трикотажные
    переплетения? (главные, производные,
    рисунчатые).
  2. Определите одно из свойств трикотажного
    полотна (драпируемость)
  3. Какие нити используются при производстве
    трикотажного полотна, кроме искусственных? (синтетические)
  4. Какое второе название имеет попречновязанный
    трикотаж? (кулирный)
  5. Что является основным элементарным звеном,
    образующим трикотажное полотно? (петля)
  6. Определите специфическое свойство
    трикотажного полотна? (распускаемость)

Задание 5. Разгадайте термины

Расшифруйте термины и запишите их. За
правильный ответ команда получает — 2 балла.

Зоаикремстваучь, озноеовяановс иерптепнеле,
ничасыерутя ептепниярле < Рисунок 7>.

Правильные ответы: закручиваемость,
основовязаное переплетение, рисунчатые
переплетения.

нрыоизПодве пяреиетпелен, оетжтакорин тлонопо,
осьсяжрамтит < Рисунок 8>.

Правильные ответы: производные переплетения,
трикотажное полотно, растяжимость.

Задание 6. Конкурс капитанов

Капитанам необходимо без помощи команды быстро
и правильно разгадать кроссворд. Капитан,
который первый справится с заданием, получает
дополнительных 5 балов. За каждое отгаданное
слово капитан получает — 2 балла. Капитан
зачитывает вопрос и ответ < Рисунок 9,10>.

3. Подведение итогов и выставление оценок (5 мин)

Наша игра подошла к концу, время подводить
итоги. Прощу каждую команду зарегистрировать
свое участие в специальном бланке < Рисунок 11>.Подсчитайте количество заработанных баллов.

Награждение победителей грамотой за первое
место < Рисунок 12>, также благодарственное
письмо для второй команды < Рисунок 13>.

С помощью игры, мы закрепили и обобщили знания
по способу образования, свойствам, видам
переплетения трикотажного полотна. Научились
конспектировать материал, выделять основные
главные моменты. Сегодня все себя показали с
лучшей стороны. За игру я выставлю оценки,
команде победителей «отлично», команде
занявшей второе место «хорошо».

4. Выдача домашнего задания (2 мин)

Данная разработка урока может использоваться
для дисциплины материаловедение в НПО и в ВПО.
Или на уроках технологии в средней школе.

Следующий: