Коллективная композиция к сказке Г. Х. Андерсена Русалочка

Раздел программы: Технологический
труд.

Вид учебного труда: Пластилин.

Девиз урока: «Чего один не сделает,
сделаем вместе». (В. Маяковский)

Изделие: Подводный дворец, Русалка,
морской царь — Нептун, морская Кикимора, морские
стражи — осьминоги, медузы, крабы.

Цель урока:

  • Создавая общую композицию, где объединяются
    изображения всех детей, доставить детям особое
    удовлетворение, восхищение, радость.
  • Учить детей совместным обсуждениям, решениям,
    действиям.
  • Умело распределять работу по созданию
    изображений между детьми так, чтобы каждому было
    интересно, чтобы ребенку было по силам создать
    свою часть в общей композиции, и чтобы он мог
    проявить себя лучшим образом, мог достигнуть
    высокого результата.
  • Закреплять приемы работы с пластилином, умение
    поэтапно вести работу, планировать свою
    деятельность.
  • Вырабатывать у детей аккуратность, усидчивость,
    трудолюбие.

Оборудование:

для учителя:

  • Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена
    «Русалочка», журнал «Пластилиновый спектакль»
    И.А. Лыковой.

для ученика:

  • Заранее подготовленная коробка — основа для
    подводного царства. Цветной пластилин, стек,
    скатерть. Мелкие детали: пуговицы, камешки,
    бусины, перышки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Наведение рабочего порядка (застелить стол
скатертью).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Вспомните сказку Г.Х. Андерсена про Русалку,
которая превратилась в принцессу.

(Короткий пересказ и рассматривание
иллюстраций к сказке «Русалочка»).

- Сегодня мы создадим коллективную композицию к
сказке Г.Х. Андерсена «Русалка».

На заранее подготовленной основе слепим
подводный дворец и его героев.

- Итак, девиз сегодняшнего урока «Чего один не
сделает, сделаем вместе».

3. Работа по теме урока.

а) Распределение работы по группам:

  • 1 группа лепит подводный дворец.
  • 2 группа лепит Русалочку и ее сестричек.
  • 3 группа лепит морского царя и его стражи -
    осьминоги, медузы, крабы, чудовища.

б) Технология изготовления изделия.

Каждая группа получает технологическую карту,
где показано в какой последовательности делать
изделие. Коллективно обсуждают, планируют
предстоящую творческую деятельность,
распределяют усилие между всеми участниками.

в) Повторение правил техники безопасности.

г) Повторение правил личной гигиены.

д) Практическая часть.

1 группа.

Заранее подготовленную основу-коробку
дополняют лепными деталями.

На стенки лепят окна и дверцы. Дополняют дворец
орнаментами на морскую тему.

Лепят, пользуясь готовыми формами, гроты,
клумбы, фонтанчики, водоросли, кораллы.

2 группа.

Группа лепит Русалочку и ее сестричек. При этом
каждый пробует передать в лепке неповторимость
причесок и украшений. Русалок лепят с рыбьим
хвостом: туловище в виде уплощенного конуса, руки
- два одинаковых по длине валика, округлая
голова с красивой прической и роскошный хвост с
одним или двумя плавниками.

Хвост украшают блестками, пуговичками,
бусинками.

3 группа.

Один ученик лепит морского царя — с трезубцем в
руке, с короной на голове.

Туловище в виде уплощенного конуса, округлая
голова. Раскатать шар, вылепить в виде яйца,
налепить лоб, щеки из кусочков пластилина, хорошо
примазать и разгладить.

Затем слепить нос, выпуклые глаза и рот. Волосы
и борода Нептуна напоминают волны. Мастерят их из
отдельных локонов. Процарапать стекой волоски и
морщины. Остальные дети этой группы лепят
морскую стражу царя — осьминогов, медуз и крабов.

Во время практической работы учитель подходит
к детям, обговаривает с каждым, кто что лепит. На
доске прикреплены иллюстрации к сказке. Если у
детей возникают затруднения, требующие
уточнения представлений о том, как выглядит тот
или иной персонаж то они подходят к доске,
рассматривают иллюстрации. Учитель следит, чтобы
все дети были заняты работой. Если кто-то из детей
изъявит желание добавить сюжет другим
изображением, учитель предоставляет ему эту
возможность.

Итог урока.

1. Все части объединяются в общей композиции.

По мере готовности изображений дети подходят к
столу, где расположена основа — дворец, и
раскладывают вылепленных ими персонажей и все,
что сделали для дворца.

Учитель вместе с детьми советуется, как лучше
расположить изображенных предметов.

2. Обсуждение коллективной работы. Оценка
работы всего класса в целом.

- Дети, понравилась вам коллективная
композиция? Почему? (Ответ учащихся).

- Давайте закончим урок девизом » Чего один не
сделает, сделаем вместе».

Если в конце урока дети удовлетворены общим
результатом, который в этом случае всегда богаче
по содержанию, производит на них более яркое
впечатление, чем индивидуально выполненная
работа, то урок достигнет цели.

Презентация.

Следующий: