Климат родного края


Цели и задачи урока:

  1. Углубить и расширить знания о природе родного края;
  2. Дать характеристику климата Подмосковья, сезонов года;
  3. Закрепить навыки работы с климатическими картами;
  4. Познакомить учащихся с опасными метеорологическими явлениями.

Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя

Есть много других, кроме нашего края,
И он для меня на равнине твоей
Не хуже, не лучше, а только милей

Сегодня на уроке мы должны составить характеристику климата нашего края по сезонам и в целом за год. Но,чтобы ее составить необходимо определить географическое положение области.(Центр Русской равнины, средние широты, умеренный климатический пояс)

1. Повторим основные понятия климата.

  • Что называется климатом?
    (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.)
  • Перечислите основные элементы климата.
    (температура, ветер, осадки)
  • Какие факторы влияют на формирование климата?
    (угол падения солнечных лучей или географическая широта,движение воздушных масс, географическое положение, подстилающая поверхность)
  • Какова роль географической широты местности в формировании климата?
    (Чем ближе к полюсу находится пункт, тем меньше угол падения солнечных лучей,тем меньше тепла получает поверхность в течении года. Положение области в средних широтах обуславливает поступление солнечной радиации по сезонам года, иными словами преобладает сезонность.)
  • Какой из океанов оказывает большее влияние на климат Подмосковья?
    (Атлантический)
  • Какая воздушная масса господствует в области?
    (Морская умеренная со стороны Атлантики)

2. Практическая работа с картами

  1. По картам температуры воздуха изучите годовой ход температуры воздуха. Сделайте вывод.( Холоднее на востоке области.)
  2. Изучите по карте годовое количество осадков. Сделайте вывод. ( В среднем 600мм. Больше всего на западе области, в июле, меньше всего в феврале.)
  3. Высота солнца над горизонтом в Подмосковье. Зависит ли климат области только от неё.( Нет. Зависит еще от подстилающей поверхности и приходящих воздушных масс )
  4. Определить направление ветров в Подмосковье по розам ветров. Сделать вывод.(В Подмосковье преобладают западные ветра.)
  5. Проанализировать состояние неба по облачности.(Число пасмурных дней в области больше всего-140 за год.)
  6. Охарактеризовать продолжительность сезонов года.(Самое продолжительное время года –зима, самое короткое- весна.)
  7. Проанализировать карту Московской области зимой. Презентация учащихся
  8. Проанализировать карту Московской области весной. Презентация учащихся
  9. Проанализировать карту Московской области летом. Презентация учащихся.
  10. Учитель знакомит учащихся с отклонениями температуры в отдельные годы, аномальными климатическими явлениями и прогнозами погод.)

3. Опасные метеорологические явления в Подмосковье.



Учитель знакомит с опасными метеорологическими явлениям (грозы с сильными ливнями, бури, шквалы и смерчи, град ) и их аномалиями. Презентация учащихся.

4. Загадки о климате.

Крикнул вол на сто сёл, на тысячу городов.

Выше леса, тоньше колоса.

В холоде – горой, в избе – водой.

Серое сукно тянется в окно.

Рассыпался горох на 77 дорог. Никто не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица.

5. Времена года в картинах известных художников.

Представляются 3 картины. Учащиеся должны назвать авторов.

Времена года в литературных произведениях.

Зачитываются строки из произведений известнейщих русских поэтов и прозаиков, где очень наглядно описаны различные типы погод.Учащиеся должны их назвать.

6. Закрепление полученных знаний.

Своя игра.Вопросы.Самое продолжительное время года. Самая повторяемая облачность…

7. Заключение.

От чего зависит погода и климат
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также — от настроения.

Презентация




Следующий: