Климат и воды Восточной и Северо-Восточной Сибири

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,92 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: сформировать знания об особенностях климата Восточной и
Северо-Восточной Сибири, систематизировать знания учащихся об особенностях
формирования резко-континентального климата; закрепить умения самостоятельно
определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири;
изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и
климатом Сибири.

Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация,
атлас, учебник.

Опрос.

– Какую территорию Н. Н. Баранский сжато и ёмко охарактеризовал?

“ 1. Крайняя отдалённость от исторических центров страны.
2. Крайняя малая заселённость и прямо-таки пустынность (особенно к северу и к
югу от полосы тракта и затем железных дорог.
3. Отсутствие дворян и крепостного права.
4. Слабость промышленности и малое число рабочих.
5. Страна ссылки и каторги, в том числе политической.”

(Родную дореволюционную Сибирь.)

– С какими положениями вы согласны?
– Какой регион мы изучаем?

Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 7 вопрос: Какие аргументы “за”
и “против” можно высказать относительно объединения в крупный природный район
двух довольно различных в природном отношении регионов – Средней и
Северо-Восточной Сибири.

В пользу объединения:
– резко-континентальный климат,
– распространение многолетней мерзлоты,
– господство лиственничных лесов на мерзлотно-таёжных почвах.

Против объединения:
– Средняя Сибирь – крупнейшая равнина, Северо-Восточная – горные системы.;
– Средняя Сибирь имеет в основании древнюю платформу, Северо-Восточная – горы
довольно молодой мезозойской складчатости.

– Запишите тему урока “Климат и воды Средней и Северо-Восточной Сибири”.

Объяснение нового материала.

– Что называется климатом?
– Назовите климатические пояса региона:

Арктический
Субарктический
Умеренный резко-континентальный

Работаем с климатограммами: каким климатическим поясам они соответствуют?

– Для какого климатического пояса характерны рекордсмены, занесённые в книгу
рекордов Гиннеса? (Субарктического.)

– Назовите их? (Верхоянск и Оймякон.)

Оймякон – “Бешеная стужа” в переводе с якутского .Полюс холода северного
полушария с температурой -71. При такой температуре трудно дышать, железо
делается хрупким, ртуть замерзает. (Котловинный рельеф.)

Верхоянск – имеет самую большую годовую амплитуду = 100. Зимой рождается
стон, и верхоянцы говорят “это стонет мать-земля”. Но летом верхоянцы умудряются
выращивать арбузы, но сажают их не в землю. А на землю: грядки делают высотой 45
см., молоко верхоянских кобылиц очень жирное – 7 , из него делают превосходный
кумыс.

– По карте определите суммарную солнечную радиацию для г. Якутска?
(Незначительна.)
– По изотермам определите температуру января и июля, рассчитайте годовую
амплитуду: А = 20 – (-40) = 60

Вывод: очень большие амплитуды температур и годовые и суточные.

– Какой тип климата обусловливает большие амплитуды температур?
(Резко-континентальный.)
– Определите количество осадков на севере (200 мм.) и на юге (400 мм.)
Сибири?
– Почему так мало? (В России количество осадков уменьшается с запада на
восток по мере удаления от Атлантики.)
– По карте обратите внимание на характер изотерм? (Замкнутый.)
– Почему? (Котловинный рельеф.)
– На что ещё влияет котловинный рельеф? (На температурную инверсию.)
– Дайте определение инверсии.
– Посмотрите на границы климатических поясов и сравните их с
Восточно-Европейской равниной? (Они расширяются.)
– Что ещё определяет низкие температуры зимой? (Устойчивый Сибирский
антициклон – область высокого давления.)

Итак, зима 8 месяцев плюс длительное отсутствие солнца. А лето тёплое и
жаркое. На юге Сибирь получает тепла как южные районы Украины, в июле в Якутске
жарче, чем в Сочи и вызревает рожь, ячмень, пшеница.

А зима?

Зимой можно слышать шёпот звёзд. В ясные зимние ночи при -45 -50 пар от
дыхания замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Сталкиваясь в воздухе,
задевая друг друга, они слабо шуршат. Этот шелест и есть шёпот звёзд.



– Назовите причины резкой континентальности климата:

  1. Положение региона на севере и в центре материка.
  2. Влияние Арктики.
  3. Удалённость от Атлантики и изолированность от Тихого океана.
  4. Сильное охлаждение зимой, что способствует развитию Сибирского
    антициклона.
  5. Котловинный рельеф способствует инверсии (температура поднимается на 2
    на 100м. вверх).
  6. Большие абсолютные высоты.

Сибирь – это образ жизни. Чтобы пересечь пространство Сибири, надо попасть в
другое измерение, изменить мышление, т. к. здесь климат выталкивает человека.
Надо жить не в Сибири, а Сибирью.

В Сибири говорят:

100 тысяч – не деньги,
100 км. – не расстояние,
100 часов – не время.

Сибирь – место ссылки. В Тобольске отбывали каторгу декабристы – друзья и
современники Пушкина.

“ Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд,
И дум великое стремленье”.

На Вилюе отбывал ссылку Чернышевский, а Достоевский говорил, что по дороге на
каторгу он промерзал до сердца. На Колыме сидел Варлам Шаламов – писатель,
который оставил после себя “Колымские рассказы”. В рассказе “Плотники” он пишет:
“Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было
видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось, градусники рабочим не
показывали, да это было не нужно, выходить на работу приходилось в любые
градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусников: если
стоит морозный туман – значит – 40, если воздух при дыхании выходит с шумом –
45, если дыхание шумно и заметна одышка – 50, свыше -55 плевок замерзал на лету.

Подходила зима 1940/41 года, бесснежная, злая, колымская. Холод сжимал
мускулы, обручем давил на виски”.

По стр.236 и рис. 97 назовите следствия резкой континентальности климата. (Мерзлота,
заболачиваемость, многоводность рек.)

  1. На процесс почвообразование (замедляет его).
  2. На рельеф (при таянии мерзлоты грунты проседают, образуются
    термокарстовые котловины. Ледяные бугры – гидролакколиты высотой 40–30 м. –
    булгунняхи.)
  3. Наледи.
  4. Растёт только лиственница.
  5. Не даёт образовываться грунтовым водам, способствует образованию болот,
    озёр, многоводности рек.

Назовите и покажите реки Средней и Северо-Восточной Сибири.

Ангара – дочь Байкала, Лена – самая длинная река России = 4400км. И имеет
вторую дельту в мире после Миссисипи, две Тунгуски и др.

Ответе на вопросы, каковы свойства рек?

– Многоводность.
– Замерзаемость.
– Питание (отсутствует подземное).
– Половодье.
– Бассейн океана.
– Направление течения.

Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 3 вопрос: “Определите, как
следует описываемое природное явление: “…На реке в это время каждый год из-за
таяния снега бывает самый высокий уровень воды, так что пойма вся затоплена”.
(Половодье.)

Судоходство на реках осложняется большой продолжительностью ледового
источники водоснабжения. Т. К. зимой из-за многолетней мерзлоты они лишаются
питания за счёт подземных вод. В связи с этим во многих местах приходится для
водоснабжения использовать подмерзлотную воду, добываемую с помощью глубоких
скважин.

Ото льда реки начинают вскрываться с верхнего течения, поэтому образуются
торосы, из-за которых происходят наводнения. Спасатели взрывают льдины.

Реки Сибири – центры исторических событий.

17 апреля 1912 г. Россию потрясло событие, получившее название “Ленский
расстрел”. На берегах Лены, в глухой тайге, на приисках золотопромышленного
товарищества была открыта стрельба по почти трёхтысячной колонне рабочих,
намеревавшихся вручить жалобу прокурору о притеснениях начальства и петицию об
освобождении арестованных товарищей.

270 рабочих погибли, 250 было ранено.

“Слух обо мне пройдёт по всей Руси великий
И назовёт меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
тунгус…”

Кто такие тунгусы? При царизме тунгусов считали бродячим инородцами. Они
кочевали, ставя на привалах дымные шалаши, “чумы”, заболевшего лечил знахарь.
Шаман, который бил в бубен, изгонял злых духов. Грамотных среди эвенков не было
вовсе. Сейчас у них свой округ – Эвенкийский. А пророчества великого поэта
сбылись: в любом книжном магазине эвенки могут купить томик Пушкина на
эвенкийском языке.

Домашнее задание

Выполнить практическую работу на стр. 235, вопрос 2 в виде таблицы, параграф
40.




Следующий: