Климат и человек. 8-й класс


Цели:

  • Выявление зависимости климата от человека и
    человека от климата, конкретизация
    представлений о влиянии климата и погоды на
    здоровье человека.
  • Совершенствование умений сопоставлять,
    выявлять закономерности, устанавливать
    причинно- следственные связи.
  • Воспитание бережного отношения к своему
    здоровью.

Оборудование: физическая и
климатическая карты России, атласы, контурные
карты, мультимедийный проектор, интерактивная
доска, раздаточный материал.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд, см. Приложение 1

Учитель: Самое ценное у человека
всегда было и остаётся здоровье. Задача этого
урока: выявить, как элементы климата влияют на
здоровье человека, а задача ваша – ещё раз
осмыслить – что это – дар природы, сохранение
его – в ваших руках.

II. Актуализация знаний

Задание 1. Географический диктант. Слайд

  1. Область повышенного давления в атмосфере с
    максимумом в центре.
  2. Граница, разделяющая две воздушные массы
    различной температуры.
  3. Движение воздуха относительно земной
    поверхности, вызванная неравномерным
    распределением атмосферного давления и
    направленное от высокого давления к низкому.
    4.Повышение температуры воздуха с высотой в
    некотором слое атмосферы вместо обычного
    понижения.
  4. Устойчивые сезонные ветры, направление которых
    резко меняется на противоположное, в зависимости
    от времени года.
  5. Область пониженного давления в атмосфере с
    минимумом в центре.
  6. Прибор для измерения атмосферного давления.
  7. Линии на климатической карте, соединяющие точки
    с одинаковыми средними температурами воздуха.
  8. Карта, на которой цифрами и условными знаками
    нанесены результаты одновременных наблюдений за
    погодой, а так же данные синоптического анализа.
  9. Атмосферный фронт, возникающий в тех случаях,
    когда холодный фронт как бы подныривает под
    теплый, приподнимая теплый воздух высоко над
    поверхностью.
  10. Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим
    свойствам: температуре, влажности и
    прозрачности.
  11. Изменение свойств воздушных масс при их
    передвижении над территорией России.
    13.Соотношение годового количества осадков и
    испаряемости.
  12. Количество влаги, которая может испариться с
    поверхности при данной температуре. 15.Свойства
    климата, обеспечивающие сельскохозяйственное
    производство.
  1. барометр
  2. изотерма
  3. ветер
  4. циклон
  5. испаряемость
  6. антициклон
  7. воздушные массы
  8. атмосферный фронт
  9. трансформация воздушных масс
  10. фронт окклюзии
  11. муссоны
  12. агроклиматические ресурсы
  13. коэффициент увлажнения
  14. синоптическая карта
  15. температурная инверсия

(Взаимопроверка. Ответы: 6, 8, 3, 15, 11,
4, 1, 2, 14, 10, 7, 9, 13, 5, 12 ) слайд

Задание 2. слайд

– “Лети, лети лепесток, через запад на
восток..”. Вы все помните заклинание девочки из
сказки “Цветик-семицветик”. Ваша задача:
собрать ромашку из лепестков, на которых
написаны климатообразующие факторы.

  1. Географическая широта местности (+)
  2. Выветривание
  3. Рельеф (+)
  4. Подстилающая поверхность (+)
  5. Близость океанов (+)
  6. Течения (+)
  7. Циркуляция воздушных масс (+)
  8. Разрушение почв
  9. Влияние человека (+)

– Какой фактор для вас новый? -Влияние человека.

Вывод: Оказывается, не только климат
влияет на человека, и человек влияет на климат,
что сегодня не раз мы с вами докажем.

III. Работа над основным материалом

– Какие неблагоприятные опасные атмосферные
явления следует отметить, которые влияют на
здоровье и хозяйственную деятельность человека? Слайд.
(Ранние заморозки, сильные морозы, град, туман,
ураганы, жара, снегопад, ливни)

Сообщение ученика.

– Какие климатические условия принято
называть благоприятными? (Благоприятные,
которые не нарушают здоровья, не мешают в
хозяйственной деятельности человека, вызывают
положительные эмоции у человека;
неблагоприятные, которые вызывают болезненное
состояние у человека, при котором самочувствие
человека изменяется в худшую сторону, нарушают
хозяйственную деятельность человека?)

– Какие изменения состояния здоровья человека
могут вызывать элементы климата? Слайд. (Одышка,
учащённое сердцебиение, разбитость, апатия,
сосудистые изменения, ухудшение самочувствия,
нарушение обмена веществ, усталость, головная
боль, быстрое утомление и т. д.)



Вывод: Можно утверждать, что
здоровье и самочувствие человека зависит от
климатических и погодных условий.

Коллективная работа: Классификация
типов погоды с точки зрения влияния на здоровье
человека. Слайд

– В чём разница между понятиями климат и
погода?
– Может быть, у природы и “нет плохой погоды”, но
всегда ли “каждая погода – благодать”?
– Выделите типы погод для нашей местности с
точки зрения влияния их на здоровье человека?

Благоприятный: день – ясный,
температура зимой – до -12, летом – +23, ветер – до
1м, норм. дав.
Неблагоприятный: день – пасмурный, температура
зимой – от -25, летом – до +10 и т. д.

– Какой тип погоды чаще всего встречается в
нашей местности?
– Как вы на своём организме испытываете погодные
изменения?
– Мы живём в средних широтах северного
полушария, для которого характерна сезонность.
Какие чаще всего заболевания встречаются зимой?

Вывод: Где бы ни жил человек, он
ощущает, чувствует влияние климата и
приспосабливается. Поэтому, “живя в погоде”,
человек должен уметь защищать себя от капризов
погоды.

– Каждый человек привык жить в каких-либо
климатических условиях. Есть общее понятие
комфортности климата, как сочетание наиболее
благоприятных для организма температуры и
влажности. На самом деле, человек привыкает к тем
климатическим условиям, в которых он живет, даже
если они не очень благоприятны. По мнению врачей,
после резкой перемены климата, не менее двух
недель требуется организму для привыкания к
другим климатическим условиям. Когда же человек
вынужден переезжать в район неблагоприятного
климата, то привыкание может растянуться на годы.
Лучше всего человек чувствует себя в тех
климатических условиях, в которых жили несколько
поколений его предков, и даже летний отдых лучше
проводить в своем климатическом поясе.

Практическая работа на контурных картах.

– Однако коренное население во всех районах
нашей страны хорошо приспособилось к местным
климатическим условиям: к жаре и холоду,
постоянной влажности или сухости воздуха. Об
этом говорит большое число долгожителей не
только в горах Кавказа и Алтая, но и в районе
“полюса холода” – Оймяконе, который считается,
с одной стороны, здоровой зоной, так как низкие
температуры убивают микробы, а с другой
–неблагоприятной зоной из-за очень низкой
температуры. Зная, что благоприятно для здоровья,
что неблагоприятно, выделите климатические
районы здоровья. (1 ученик отмечает на стенной
карте
.) Слайд.

  • Наиболее благоприятные: побережье
    Чёрного, Азовского, Каспийского морей, западная
    часть Европейской части России.
  • Благоприятные: юг Сибири, горы юга
    Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса
    Центральной России.
  • Среднеблагоприятные: север
    Центральной России, центральная часть Западной и
    Восточной Сибири, юг Дальнего Востока, Камчатка.
  • Малоблагоприятные: Карелия, север
    европейской части, средняя Сибирь.

Неблагоприятные и крайне неблагоприятные:
вблизи северного полярного круга и за ним, климат
высокогорий, районы, где К>1, континентальный
климат Сибири.

– Где можно создать рекреационные зоны? Слайд.



– Учитывая все положительные стороны
климатических условий нашей страны,
рекреационные зоны у нас в России созданы во всех
природных районах: и в таёжной зоне Западной
Сибири, Восточной Сибири, в Забайкалье, в горном
Алтае, в Европейской части, в Архангельской
области, на севере и на Дальнем Востоке. А вдоль
Волги, где проживает примерно 70 млн. населения
России, мест отдыха насчитывается до 500.

Вывод: Нигде на территории нашей страны климат
не служит непреодолимым препятствием для жизни и
хозяйственной деятельности человека. Даже в
суровом климате тундры и лесотундры выросли и
развиваются такие города и посёлки как Норильск,
Воркута, Тикси. И к суровости и к знойности
климата человек привыкает, адаптируется, потому
– что всё это связано с социальной стороной
жизни.

Исследование влияния человека на климат.

Приспосабливаясь к климатическим условиям,
человек смог пережить различные колебания
климата, но современные изменения его происходят
настолько быстро, что приспособление становится
невозможным и быстро распространяются
заболевания среди населения, вызванные в первую
очередь загрязнением атмосферы. Во многих
городах нашей страны экологическая обстановка в
результате загрязнения атмосферы выбросами
предприятий стала критической.

– Привести примеры отрицательного и
положительного влияния человека на климат. (Работа
с таблицами в конце учебника.)

– Влияние градообразующих предприятий
нашего города на здоровье человека (сообщение
учащихся)

Вывод: Человек, оказывая
отрицательное воздействие на окружающую
природу, является причиной своих заболеваний.
Здоровье человека и здоровье природы
неразделимы.

IV. Итог урока

Слайд.



Вывод: Самочувствие человека зависит
от климатических условий, погоды. Климат играет
огромную роль в жизни нас, поэтому необходимо
знать эти условия, чтобы жить в союзе с природой.

Оценки за урок: каждый оценивает себя сам
(условия на слайде).

V. Домашнее задание

Слайд.

  1. Подготовить сообщение на тему: “Влияние
    стихийных явлений на здоровье человека”
    (используя учебник и дополнительный материал).
  2. Составить карту-памятку оздоровления для себя,
    для своей семьи, для жителей нашего региона.



Следующий: