Классный час Звездный час

Классный час рассчитан на обучающихся
профессиональных училищ и учащихся школ 10-11
классов.

Цели:

  • повышение познавательного интереса к наукам
    химии, физики;
  • контроль знаний;
  • формирование положительных мотивов в учении.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания обучающихся об
    ученых, о веществах, физических и химических
    явлениях.
  • Сформировать умение решать задачи по химии,
    проводить физический и химический эксперименты.
  • Привить интерес к предметам физики и химии.

Подготовительная работа: подбор
литературы по теме; составление презентаций к
мероприятию.

Форма проведения: интеллектуальная
игра.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, мультимедийная
презентация; химические реактивы: раствор
сульфата цинка, раствор хлорида бария,
раствор щелочи(NaOH); воздушные шары, спицы,
ножницы, изолента.

Предварительная подготовка к игре: воздушные
шары; таблички с цифрами: 1, 2, 3, 4; кроссворд; черный
ящик; плакат с эпиграфом; периодическая система
Д.И. Менделеева; музыкальное сопровождение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Введение: звучит музыка, подготовка к
игре.

Слово преподавателя: Вас сегодня
пригласили на классный час «Звёздный час».
«Звёздный час» посвящен удивительным наукам
химии и физике. Это очень серьезные и умные науки.
Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды,
плакаты.
Преподаватель зачитывает слова эпиграфа:
«Радость видеть и понимать есть самый сильный
прекрасный дар природы». (А. Эйнштейн)

Правила игры:

Преподаватель объявляет тему конкурса,
формулирует вопрос и приводит 4 варианта ответа,
записанных на слайдах.
В игре принимают участие 6 обучающихся. По
сигналу преподавателя обучающиеся поднимают
табличку с цифрой, которая, по их мнению,
соответствует правильному варианту ответа. За
правильный ответ каждый обучающийся получает
звездочку. После каждого конкурса один из
обучающихся дает пояснение.
Два участника игры, набравшие наибольшее
количество звездочек выходят в финал, где
разыгрывают первое место.

Конкурс I. «Путешествие по
периодической системе»

1. Название какого элемента происходит от
названий частей света?

Варианты ответа:

1) Элемент №52
2) Элемент №76
3) Элемент №63
4) Элемент №102

(правильный ответ – 3)

2. Какой элемент сначала был открыт на солнце, а
потом уже на Земле?
Варианты ответа:

1) Элемент №8
2) Элемент №46
3) Элемент №17
4) Элемент №2

(правильный ответ – 4)

3. Вопрос шутка: Если к названию элемента
прибавить впереди одну букву, то получится
синоним слова «метель». О каком элементе идет
речь?

Варианты ответа:

1) Элемент №51
2) Элемент №53
3) Элемент №42
4) Элемент №92

(правильный ответ – 4)

Конкурс II. «Физический эксперимент»

Необходимо проткнуть воздушный шар спицей.

Конкурс III. «Знатоки»

1. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон)
2. Английский ученый, установивший зависимость
силы упругости от деформации? (Гук)
3. Кто считается «крестным отцом» физики? (Аристотель)
4. Кому принадлежит высказывание: «Дайте мне
точку опоры, я переверну весь мир!» ? (Архимед)

Конкурс IV. «Что в ящике?»

1 ящик:

В черном ящике находится заводское изделие,
аналог которого вы можете изготовить, проложив
картонку, смоченную соляным раствором, между
двумя монетами белого и желтого цвета. (В ящике
находится батарейка)

2 ящик:

В этом ящике находятся всем хорошо известные
органические вещества, необходимые для
нормальной жизнедеятельности человеческого
организма. Открыл эти замечательные
органические вещества в 1880 году русский ученый
Николай Иванович Лунин. А в ХХ веке дважды
лауреат Нобелевской премии американский ученый
Лайнус Полинг доказал, что с помощью этих
органических веществ человек может продлить
свою жизнь на 20-30 лет. (В ящике находятся
витамины)

Слово преподавателя:

Продолжаем конкурс наш.
Вот о чем пойдет рассказ.
Разгадайте-ка кроссворд.

Конкурс V. «Кроссворд»

См. Приложение 1.

Конкурс VI. «Определите вещество»

Первый обучающийся разливает бесцветный
раствор в два больших цилиндра. В первый цилиндр
добавляет раствор хлорида бария (выпадает белый
осадок). Второй обучающийся во второй цилиндр
добавляет несколько капель раствора гидроксида
натрия. Выпадает студенистый осадок, который
растворяется в избытке щелочи. Необходимо
определить химический состав раствора.

Варианты ответа:

1) Сульфат цинка
2) Серная кислота
3) Хлорид цинка
4) Сульфат магния

(правильный ответ – 1)

Конкурс VII. «И какой же любитель
химии не умеет решать задачи!»

Задача.

Какой объем кислорода необходим для сжигания 20
литров пропана ?

Варианты ответа:

1) 50
2) 25
3) 100
4) 150

(правильный ответ –3)

Конкурс VIII. «Загадки»

Загадка 1.

Речь пойдет об ученом. О каком именно?

Подсказки:

1. Ещё в студенческие годы он открыл, что период
колебаний маятника не зависит от амплитуды.
2. После окончания университета он занялся
исследованиями в области механики и астрономии.
3. Им открыт принцип относительности движения и
закон инерции.
4. Он открыл четыре спутника у Юпитера и фазы
Венеры.
5. Для изучения закономерностей свободного
падения тел, он использовал наклонную башню в
г.Пиза. (Ответ: итальянский ученый Галилео
Галилей).

Загадка 2.

О фамилии очень известного ученого.

Подсказки:

1. Он один из первых учёных, работавших на войну
и первая жертва войны, среди людей науки.
2. Круг его научных интересов: математика,
механика, оптика, астрономия.
3. Он – крупный изобретатель. Его изобретения
широко известны.
4. Он изобрел рычаг.
5. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти
каждую неделю, купаясь в ванной.
6. По легенде ему принадлежит возглас: «Эврика!»,
прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Ответ:
Архимед).

Загадка 3.

И снова о человеке-легенде.

Подсказки:

1. Он жил в IV веке до нашей эры.
2. Он был воспитателем Александра Македонского.
3. Его сочинения относятся ко всем областям
знаний того времени: философии, астрономии,
механике, теории звука, оптики, метеорологии.
4. Он ввел в науку слово «физика».
5. Его учение было канонизировано церковью,
призвано святым, неизменным и господствовало в
науке около 1000 лет. (Ответ: Аристотель)

Конкурс IX. «Поиграем в слова»

Необходимо составить, используя буквы этого
слова, как можно больше слов, имеющих
непосредственную связь с химией.

Слово: СУЛЬФАДИМЕТОКСИН.

Финал игры

Подведение итогов. Награждение победителя.

Надо к учению стремиться,
Не отвергать совет простой:
Листайте книжные страницы,
Как плуги – борозду за бороздой.
Сейчас везде науке слово,
Её сегодня звёздный час.
В наш век она всему основа,
Ведёт она к высотам нас.

Презентация

Следующий: