Классный час по теме И ещё раз о дружбе…

Цель:

создание условий для воспитания
будущего профессионала, обладающего
непреходящими общечеловеческими ценностями,
которые становятся духовными ориентирами,
нормой жизни учащихся.

Задачи:

  • раскрыть явление «дружбы» как формы
    межличностных отношений;
  • обсудить роль дружбы в жизни человека;
  • вырабатывать дискуссионные навыки.
  • Подготовка к уроку

    : работа с литературой,
    составление творческих заданий, предварительная
    работа с двумя учащимися (раздача стихотворений),
    нарезка геометрических фигур из цветной бумаги,
    составление электронной презентации,
    музыкальное оформление, подборка выставочных
    материалов.

    Оборудование и материалы

    : компьютер,
    проектор, ватман, бейджики с именами ребят,
    маркеры цветные, литература.

    Форма проведения классного часа:

    беседа.

    Ход мероприятия

    Заранее расставить стулья по кругу и
    пригласить ребят занять места, каждый участник
    должен иметь бейджик с именем. Тема классного
    часа выведена на экран через проектор. Выходят
    два ведущих.

    Ведущий 1:

    Приветствуем вас, уважаемые ребята!

    Сегодня мы проводим классный час, тема которого
    «:И еще раз о дружбе:».

    (оформление доски)

    Одно из проявлений прогресса общества состоит
    в том, что каждое новое поколение, вступающее в
    жизнь, должно подниматься на более высокий
    уровень образованности, общей культуры,
    профессиональной квалификации, социальной
    активности. Наиболее интенсивный период
    развития человека как личности совпадает с
    периодом молодости. Вы пришли к нам в лицей
    именно в такой период. Расширился ваш круг
    общения, появились возможности для того, чтобы
    обрести здесь новых друзей. И мы постараемся
    раскрыть явление дружбы, обсудить роль друга и
    дружбы в жизни каждого из вас. А начнем мы
    сегодняшний разговор с истории возникновения
    слова «дружба». Впервые понятие слова «дружба»
    ввел Аристотель. Вот его слова:

    : Самая прочная, верная и
    прекрасная дружба — это взаимная любовь людей
    достойных, в основе которой, естественно лежит
    добродетель и благо. Аристотель.

    (слайд 1)

    Пусть они будут сегодня нашим эпиграфом.

    Ведущий 2:

    А вот что о дружбе можно прочитать в толковом
    словаре Даля:

    «Дружба — взаимная привязанность двух или
    более людей, тесная связь их, бескорыстная,
    стойкая приязнь, основанная на любви и
    уважении».

    (слайд 2)

    Мы дружим с людьми, которые не всегда являются
    родственниками, но мы называем их «родственные
    души». И жить без них бывает просто невозможно.
    Эти люди становятся частью нашей с вами жизнью.
    Для человека — дружба одно из необходимых условий
    комфортного существования.

    А какое определение можете дать вы, ребята? -
    Ребят отвечают.

    Мы выслушали ваше мнение, ребята, узнали
    определение дружбы по Далю, высказывание
    Аристотеля, значит, дружба характеризуется:

    Вывести на экран словосочетания и прочитать их
    вслух:

    • эмоциональная привязанность
    • то, чем дорожат иногда больше, чем любовью
    • нравственная ценность
    • контакт с другим человеком
    • защита в жизни
    • поддержка и опора в трудных ситуациях

    (слайд 3)

    А кто необходим для дружбы? — Ребята отвечают -
    друг.

    Мы предлагаем послушать стихотворение «Друг»
    автора Р. Рождественского, которое прочтет один
    из участников мероприятия:

    Мы цапаемся жестко, мы яростно молчим.
    Порою — из пижонства, порою — без причин.
    На клятвы в дружбе крупные глядим, как на чуму.
    Завидуем друг другу мы, не знаю почему:
    Взираем незнакомо с придуманных высот,
    Считая, что другому отчаянно везет.
    Ошибок не прощаем, себя во всем виним.
    Звонить не обещаем. И все ж таки звоним!
    Бывает: в полдень хрупкий мне злость моя нужна.
    Я поднимаю трубку: «Ты дома, старина?..»
    Он отвечает: «Дома:Спасибо — рад бы: Но:»
    И продолжает томно и вяло, и темно:
    «Дела:прости:жму руку:» А я молчу, взбешен.
    Потом швыряю трубку и говорю: «Пижон!»
    :Но будоражит в полночь звонок из темноты:
    А я обиду помню. Я спрашиваю: «Ты?»
    И отвечаю вяло. Уныло, свысока.
    И тут же оловянно бубню ему: «Пока:»
    Так мы живем и можем, ругаемся зазря.
    И лоб в раздумьях морщим, тоскуя и остря.
    Пусть это все мальчишество иные назовут:
    Листы бумаги чистыми четвертый день живут, —
    Боюсь я слов истертых, как в булочной ножи:
    Я знаю: он прочтет их и не простит мне лжи!

    Ведущий 1:

    Выражения: » у меня полно друзей», «мой
    настоящий друг:» мы слышим с детства от
    окружающих нас людей, а потом и сами начинаем так
    говорить. Так ли это на самом деле? Давайте
    представим, каким должен быть друг. Поднимите
    руку те, кто считает, что у него есть настоящий
    друг. Какие основные качества характерны для
    ваших друзей, ребята?

    Давайте посмотрим на экран, где выведены важные
    качества, присущие другу:

    - Делится новостями о своих успехах

    - Добровольно помогает в случае нужды

    - Защищает своего друга

    - Хранит доверенные ему тайны

    - Не надоедает, не бывает назойливым

    - Не предает в трудную минуту

    - Доверяет свои сокровенные мысли

    - Уважает внутренний мир друга

    - Искренен в общении

    - Радуется успехам друга

    - Не завидует другу

    - Прощает ошибки друга

    (слайд 4)

    Какие из представленных качеств характерны для
    вас? — Ребята отвечают.

    Нам кажется, что очень точно и проникновенно
    охарактеризовал друга в своем стихотворении
    Владимир Высоцкий «Песня о друге» из кинофильма
    «Вертикаль»:



    (слайд 5)

    Ведущий 2:

    Возвращаемся опять к истории. Не только в
    художественном, но и фольклорном варианте
    отражено понятие «дружба», «друг». Какие
    пословицы о дружбе вы знаете? Ребята говорят (в
    кабинете оформлена выставка стихов, пословиц).

    -Без друга на сердце вьюга.

    -В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во
    мне.

    -Дерево живет корнями, а человек друзьями.

    -Для дружбы нет расстояний.

    -Друзья познаются в беде.

    -Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    -Недруг поддакивает, а друг спорит.

    -Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем
    сдружишься.

    -Судьба послала дружбу — служи ей верну службу.

    -Другом надо быть — не слыть.

    -Всякий избирает друга по своему нраву.

    -Скажи кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

    (слайд 6)

    Как я понимаю, все мы готовы к тому, чтобы
    сохранять и поддерживать дружеские отношения.
    Для этого нужно самому быть искренними и уметь
    дорожить своими друзьями!

    Ведущий 1:

    В силу сложившихся жизненных обстоятельств мы
    общаемся с разными людьми (соседи, родственники,
    сослуживцы, продавцы, врачи, учителя и т.д.).
    Иногда такое общение приятно, а иногда нет. Мы
    надеемся получить от общения положительный
    результат, стараемся найти с ними общий язык.
    Когда человек находит в другом человеке что-то
    хорошее, он и сам становится милым, внимательным
    и приятным в общении, так возникает симпатия. Это
    может привести и к развитию дружеских чувств.

    Итак, дружба — это форма человеческих
    отношений. А значит, существуют свои правила,
    подчиняясь которым и соблюдая их, каждый из нас
    может сохранить дружбу. Только через общение и
    постоянное взаимодействие можно обрести друзей.
    При этом большое значение имеют общие интересы и
    увлечения. Вот, что советуют психологи для
    поддержания дружеских отношений:

    • не осуждайте
    • не льстите
    • будьте искренними
    • интересуйтесь проблемами и чувствами (слайд 7)

    Вы придерживаетесь этих ответов? Ребята
    отвечают.

    А сейчас вновь вернемся к поэзии — послушаем
    стихотворение о дружбе Расула Гамзатова:

    Ты счастлив тем, что многие года
    Живешь спокойно, с бурями не споря.
    Друзей не знаешь. То есть никогда
    Ни с кем не делишь радости и горя.
    Но если даже прожил ты сто лет
    И голова, как мудрость поседела,
    Тебе при людях говорю я смело,
    Что не родился ты еще на свет.

    Ведущий 2:

    В завершении нашего мероприятия давайте
    попробуем сделать вывод: почему люди дорожат
    дружбой и бережно относятся к своим друзьям?

    Ответ на этот вопрос вы найдете, выполнив
    задание. Для этого необходимо объединиться в
    группы, которые формируются по цвету и форме
    фигуры, полученных каждым участником в начале
    мероприятия.

    Задания для групп:

    жбаДру — мост это , шенныйперебро одиночеством
    между и ньюжиз .

    жбаДру — счастье это , тороеко лаетпосы нам
    басудь.

    жбаДру делает ньжиз интересной , смысла полной.

    жбаДру делает стьесча ярким более , боль а такой
    не острой.

    жбаДру — враг это , лечит который от нас невзгод
    потрясений и .

    жбаДру растерянность превращает уверенность в
    , в — отчаяние надежду , в успех неудачу.

    жбаДру — моеса шоеболь тствобога.

    жбаДру — чувство это щенностизащи низжи .

    Ведущий 1:

    Ваша задача: расшифровать и записать на ватман
    маркерами получившиеся фразы, прочитать их
    вслух. А мы все вместе понаблюдаем за вашей
    дружной и слаженной работой.

    Фоном к работе — отрывки из детских песен о
    дружбе.

    Фразы о дружбе

    Дружба — это мост, переброшенный между
    одиночеством и жизнью.

    Дружба — это счастье, которое посылает нам
    судьба.

    Дружба делает жизнь интересной, полной смысла.

    Дружба делает счастье более ярким, а боль не
    такой острой.

    Дружба — это враг, который лечит нас от невзгод и
    потрясений.

    Дружба превращает растерянность в уверенность,
    отчаяние — в надежду, неудачу в успех.

    Дружба — самое большое богатство.

    Дружба — это чувство защищенности в жизни.

    Прочтите полученные фразы.

    Предлагаем всем вместе произнести ключевое
    слово — ДРУЖБА.

    Пожелание ведущих

    : Мы искренне желаем вам,
    ребята, найти верных друзей. А если они у вас уже
    есть — дорожите отношениями с ними. Настоящая
    дружба проверяется временем и поступками!

    Список литературы:

  • Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники:
    переходный возраст/Пер. с нем. О. Кутуминой. — М.:
    КРОН-ПРЕСС, 1998.-352 с.
  • Высоцкий В. Спасите наши души. , г. Барнаул; МЦ
    «Палитра», 1991 г.
  • Гамзатов Р. Четки лет: лирика: Пер. с авар. — М.:
    Худож. лит., 1986. -399 с.
  • Даль В. И. Толковый словарь русского языка.
    Современное написание. — м.: ООО «Издательство
    Астрель», ООО «Издательство АСТ» , 2001. — 992 с.
  • Евтушенко Е. А. Всемирная библиотека поэзии. -
    Ростов -на — Дону; Изд — во «Феникс», 1996 — 512 с.
  • Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения.
    Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. — м.:
    ВАКО, 2007. — 224с.
  • Селевко Г. К. Социально — воспитательные
    технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
  • Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. Пособие/
    Ю. В. Сенько, М. н. Фроловская. — М.: дрофа, 2007. — 189с.
  • Современный мужской педагогический лицей:
    Теория и практика воспитания и обучения .-М.:
    Гуманит.изд. центр ВЛАДОС , 2000 .- 208с. -
    (Педагогическая мастерская).
  • Харчев А. Г. Социология воспитания: (О некоторых
    актуальных социальных проблемах воспитания
    личности). — М.: Политиздат, 1990. — 222 с.



  • Следующий: